Автор: Попович Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 имени М.Грачева"
Населённый пункт: г.о.Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Как повысить читательскую грамотность учащихся на уроках литературы?
Раздел: среднее образование
Попович Светлана Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №2» Г.о.Балашиха
Как повысить читательскую грамотность учащихся на
уроках литературы?
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых
важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое
место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает
чтение и работа с информацией. Несмотря на то, что вопросам обучения
чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития
читательской грамотности является новой областью для современной школы,
решающей
задачи
реализации
требований
государственного
образовательного стандарта.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская
грамотность — способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно
сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид
учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть
сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для
полноценной работы с текстами.
Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не
технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в
нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д. Чтобы научить
школьников понимать и интерпретировать текст, стараюсь больше работать с
живым словом, приучать к внимательному прочтению произведения.
Поддержку своих методических взглядов я нашла в трудах учителя-
методиста Шереметевского, который счтитал, что нужно обучать способу
чтения не обычному, при котором книги не читаются, а проглатываются, а
статарному («с задержкой на отдельных местах во время чтения и с оглядкой
назад после чтения»). Простой пример. При чтении главы «Мёртвых душ»,
посвящённой Плюшкину, я показываю девятиклассникам засохший, ставший
коричневым лимон, чтобы они представили описанный Гоголем «лимон
ростом с лесной орех». Тогда они лучше понимают несоответствие слов
«рост» и «орех», и им становится понятнее этот приём создания комического.
Особое внимание на уроках литературы уделяем формированию
навыков
читательской
деятельности.
Это
смысловое
понимание
прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль
текста, находить информацию, данную в скрытом, неявном виде, выбирать из
текста предложения по заданию, уметь доказательно выразить свое мнение.
Для этого используем приёмы технологии развития критического мышления
через чтение и письмо, позволяющие формировать ученика, мыслящего
критически, т.е. способного к активной самостоятельной
деятельности,
выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение,
классификация. На разных этапах урока используем следующие приёмы: на
стадии вызова:
1)"Верные и неверные утверждения". Учащимся предлагаются
несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на
собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на
изучение темы, выделяются основные моменты. Так, например, при изучении
творчества М.Ю.Лермонтова:
1.М.Ю. Лермонтов родился в Тарханах в 1814 году. (-)
2.Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева –
родители М.Ю. Лермонтова. (+)
3.В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский благородный
пансион. (-)
4.Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта»
(+)
5.До ссылки М. Ю Лермонтов никогда не был на Кавказе.(-)
6.М.Ю. Лермонтов так же, как и А.С. Пушкин, погиб на дуэли.(+)
7.Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году.(+)
2)"Мозговой штурм" организуем с целью выяснения того, что дети уже
знают по теме, выдвижения предположений по теме. На этом этапе важно,
чтобы
учащиеся
с
помощью
вопросов
и
предположений
сами
сформулировали значимые для себя конкретные цели изучения нового
материала, и это вызывает у них естественное желание узнать новое.
На этапе осмысления содержания используем следующие приёмы:
1) "Инсерт" - маркировка текста значками по мере его чтения, "V" - уже
знал, "+" - новое, "?" - не понял, "-" - думал иначе.
2) "Перепутанные логические цепочки", когда отрывки из текста,
цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке,
составить логическую цепочку.
3) «Кластер» - это графическая организация материала, когда в центре
записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это
слово с другими.
4) Особым интересом у учащихся пользуется приём "Толстые» и
"Тонкие" вопросы, а для учителя это показатель того, что учащиеся по-
настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица "толстых" и "тонких"
вопросов может быть использована на любой из стадий урока. По ходу
работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие
простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую вопросы,
требующие
подробного,
развёрнутого
ответа
(обстоятельный
ответ).
Например, “Человек на войне” по рассказу М.Шолохова “Судьба человека”
(8класс).
Прием «Толстые и тонкие вопросы».
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто является главным
героем рассказа?
От кого мы узнаем о судьбе
Андрея Соколова?
Что поразило автора во
внешности Андрея?
Докажите, что каждое слово у Шолохова
символично?
Почему комендант Мюллер «великодушно»
подарил Андрею Соколову жизнь?
Какова же жизненная позиция А.Соколова?
Как вы думаете, почему этот рассказ
называется «Судьба человека»?
5) "Чтение с остановками" - учащимся предлагается ответить на
вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это
могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические
вопросы. Таким образом, на стадии осмысления содержания учащиеся
непосредственно сталкиваются с новой информацией.
6) «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал) - используем на стадии рефлексии,
если прием введен на первом этапе, учащиеся сопоставляют новый материал
с тем, что знали, делают выводы по изучаемой теме, также у них могут
возникнуть и новые вопросы.
На уроках литературы эффективны разные приёмы работы с текстом,
способствующие
формированию
читательской
грамотности:
выделение
главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений,
наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление
плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте
слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет
героев произведения и т.д. Все эти упражнения способствуют пониманию
учащимися
изучаемого
произведения,
а,
значит,
способствуют
формированию читательской грамотности. Большой интерес у учащихся
вызывает работа по комплексному анализу текстов на уроках литературы.
Для этого использую небольшие по объёму художественные или научно-
познавательные тексты. Предлагаемые задания (подбор заголовка к тексту,
продолжи предложение, определи последовательность событий и др.)
помогают детям лучше понять содержание текста и способствуют обучению
учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. А
сами
тексты
познавательного
характера
способствуют
расширению
кругозора учащихся.
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов
работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии,
которые
являются
важными
составляющими
понятия
«читательская
грамотность». В заключении хочу отметить, что эффективность данной
работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая
организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным
соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои
ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это
новое сами» ( И.Г. Песталоцци).