Напоминание

Система работы ДОУ по обеспечению успешной адаптации молодого педагога к условиям детского сада комбинированного вида


Автор: Букей Татьяна Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад № 397 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: Система работы ДОУ по обеспечению успешной адаптации молодого педагога к условиям детского сада комбинированного вида
Раздел: дошкольное образование





Назад




Титульный лист

Тема работы: Система работы ДОУ по обеспечению успешной адаптации молодого

педагога к условиям детского сада комбинированного вида

Автор: Букей Татьяна Федоровна, педагог-психолог

БДОУ г. Омска, «Детский сад № 397 комбинированного вида»

г. Омск 2021

На сегодняшний день проблема кадров в системе образования остается одной из

самых актуальных. Система образования нуждается в компетентном, ответственном и

активном молодом педагоге. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к

своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей

страны.

Проблема вхождения в профессию молодого воспитателя, на наш взгляд,

заключается в том, что все участники образовательного процесса ожидают от молодого

специалиста определенной степени профессионализма, и если в первый год работы не

поддержать и не оказать психологическую помощь, то у него может сложиться боязнь

профессиональной

несостоятельности,

страх

и

неудовлетворённость

своей

деятельностью. Практика показывает, что текучесть кадров в данной профессии велика,

особенно

первый

год

начала

трудовой

деятельности.

Молодые

специалисты

испытывают большие трудности, связанные с профессиональным становлением.

Решение данной задачи требует комплексного подхода, где одной из основных

станет работа по совершенствованию профессионализма молодых педагогов на этапе

адаптации.

Условием реализации данной проблемы является сопровождение всех субъектов

воспитательно–образовательного процесса психологической службой ДОУ, в том числе

и молодых специалистов.

Психологическая служба ДОУ должна уделить достаточное внимание для

адаптации молодого специалиста.

В БДОУ города Омска «Детский сад № 397 комбинированного вида»

разработана программа повышения уровня адаптации молодых педагогов к ДОУ. В

соответствии с этой целью нами поставлены следующие задачи:

1.Создание условий для успешной адаптации молодого специалиста в коллективе.

2. Выявление уровня профессиональной компетенции педагога в осуществлении

воспитательно – образовательного процесса.

3. Формирование системы знаний, умений и навыков педагогической деятельности

молодого специалиста в соответствии с образовательными программами ДОУ.

4.

Ознакомление

с

основной

общеобразовательной

программой

дошкольного

образования.

5. Мониторинг качества осуществления воспитательно – образовательного процесса

молодым специалистом.

6. Выработка рекомендаций по организации самостоятельной профессиональной

деятельности.

Реализация программа предполагает три этапа:

1 этап:

Освоение общей системы работы

в условиях детского сада

комбинированного вида, знакомство с программой развития ДОУ, изучение разделов

обязательной

части

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования, планирование своей деятельности, применение на практике изученного

материала, (посильное участие в разработке образовательной программы ДОУ и других

локальных актов).

Содержание:

знакомство с коллективом, с принципами работы, с нормативными документами,

презентация работы детского сада, организация наставничества, проведение творческой

гостиной к Дню учителя (в рамках Дня учителя молодой педагог готовит творческое

задание совместно с наставником), привлечение к работе в творческих группах ДОУ и

др.

2 этап: Выбор проблемной темы по самообразованию.

Содержание:

Взаимопосещение

занятий,

участие

в

коллективных

просмотрах,

открытых

мероприятий разного уровня, выполнение творческих заданий, участие в методической

работе, использование медиакопилки ДОУ. Индивидуальные консультации, мастер –

классы, практикумы

старшего воспитателя, учителя – логопеда, музыкального

руководителя, педагога – психолога,

анкетирование, диагностика компетенции

молодого специалиста, и др.

3 этап: Создание портфолио молодого специалиста, как части единого информационно

– образовательного пространства ДОУ.

Содержание:

Создание индивидуальной методической копилки, как части единой медиакопилки

ДОУ и портфолио молодого специалиста, которое включает в себя формальные

документы и демонстрирует достижения и коллекцию работ молодого специалиста. В

качестве иллюстраций прилагаются видеоматериалы проведения рабочих мероприятий.

Временные рамки этапов работы с молодым специалистом зависят от

индивидуальных особенностей и профессиональной мотивации.

Основная поддержка со стороны наставника и администрации заключается не

только в том, чтобы научить молодого специалиста методам и приемам, научить

алгоритму ведения педагогической работы в образовательном учреждении, но и

сформировать

уверенность

в

собственных

силах,

дать

своевременный

профессиональный совет.

С 2018 года в детский сад пришли 6 молодых специалистов: воспитатели,

учителя – логопеды благодаря вниманию со стороны педагогического коллектива,

реализации данной программы все они по настоящее время работают в нашем детском

саду.

Список литературы:

1.Волкова В.А. Воспитательная система ДОУ - «ТЦ СФЕРА» М.; 2012.

2.Деркач А.А. Технология эффективной профессиональной деятельности. –

М.: «Красная площадь», 1996, 11.

3.Дружилов

С.А.

Становление

профессионализма

человека

как

реализация

индивидуального ресурса профессионального развития.- Новокузнецк: ИПК,2002

с.141

4. Ермилина Н.В. Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности

в себе -«ТЦ СФЕРА» М.; 2012.

5.Крупенин А.Л. Эффективный учитель. – Ростов –на –ДОНУ: «Феникс»,

1995.

6.Лебедева

С.С.

Управление

инновационным

дошкольным

образовательным

учреждением в условиях социального партнерства. Санкт – Петербург: «Детство –

Пресс», 2005.

7. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ - «ТЦ СФЕРА» М.; 2012.

8.Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном

образовательном учреждении. – М., 2002.

9.

Оценка

эффективности

управления

качеством

образования

в

общеобразовательном учреждении (методические рекомендации). СПб., 2003.

10.Федеральные

государственные

требования

к

структуре

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и

науки Рос. Федерации. М.; Просвещение,2012.

11. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. 2013год.



В раздел образования