Напоминание

Междисциплинарная интеграция в преподавании профессиональных дисциплин


Автор: Суркова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ММПК
Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Междисциплинарная интеграция в преподавании профессиональных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Междисциплинарная интеграция в преподавании

профессиональных дисциплин

Межпредметные

связи

в

профессиональном

обучении

являются

конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в

науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении

практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной

особенностью которой является овладение ими обобщенным характером

познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять

знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов,

как в учебной, так и в производственной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на

качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания

обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения,

подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно

поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом

комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных

заведениях.

Соединение

общего

и

профессионального

образования

составляет

дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают

обучающихся к овладению в совершенстве любой профессией.

Использование междисциплинарных связей в учебном процессе существенно

расширяет

творческий

потенциал

преподавателя,

повышает

его

профессиональный интерес, позволяет в короткие сроки повысить качество

обучения,

расширить кругозор студентов,

повысить уровень подготовки

специалистов.

Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы

приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить

профессиональную направленность. Такое преподавание должно способствовать

развитию

у

обучающихся

способностей,

необходимых

для

овладения

профессиональными навыками, профессиональным опытом.

Определять профессиональную направленность общеобразовательных и

общетехнических

дисциплин

должно

содержание

профессиональной

образовательной

программы.

Выделение

в

курсах

общеобразовательных

предметов материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и

производственного

обучения,

насыщение

занятий

задачами,

примерами,

проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет

способствовать воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей

профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь

должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный

процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее

полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и

активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания

различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.

Учебные

программы

должны

учитывать

цели

и

задачи

базовых

предприятий. Это даст возможность обучающимся в дальнейшем быстро

адаптироваться в производственных условиях.

Основой межпредметных связей должна являться профессионально-

квалификационная характеристика будущего специалиста.

Системное применение междисциплинарных связей общеобразовательных,

общепрофессиональных

и

спецдисциплин

развивает

кругозор,

глубину

мышления,

способствует

быстрому

восприятию

происходящих

явлений

изучаемого

материала

и

помогает

развивать

навыки

использования

потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

Междисциплинарные

связи

являются

средством,

обеспечивающим

взаимную

согласованность

учебных

программ

и

учебников

по

разным

предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук,

развития их творческих способностей. являются фактором взаимодействия наук

в процессе формирования диалектического мировоззрения учащихся и роста их

творческих способностей,

интегрирующим звеном в системе дидактических

принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так

как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на

формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и

обществе.

Междисциплинарные связи позволяют развивать концептуальный стиль

мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего

мира

Особое

значение

приобретают

межпредметные

связи

в

системе

профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен

строиться

в

органической

связи

с

общеобразовательными,

общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Можно выделить три модели межпредметных связей:

1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;

2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;

3) спецдисциплины – спецдисциплины.

Для формирования системного знания и разработки интегрированных

курсов можно выделить следующие типы междисциплинарных связей:

1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае,

если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.

2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера.

Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект

исследования

или

общие

проблемы,

но

рассматриваются

с

разных

дисциплинарных подходов, в различных аспектах.

3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда

средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты,

интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности.

Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного

воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических

задач.

Ментально-опосредованные

связи

возникают

при

изучении

профессиональных

дисциплин.

Они

касаются

процессуальной

стороны

преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.

4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия

одной науки используются при изучении другой.

Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в

комплексе. Так как общетехнические дисциплины являются общими для целых

групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие

принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические

основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов,

знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации

производства.

Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной

связи

с

производственным

обучением,

а

это

значит,

что

полученные

теоретические

знания

должны

быть

интегрированы

в

практическую

деятельность обучающихся. Навыки и умения появляются у обучающихся

только тогда, когда они делают опыт, накопленный человечеством, своим в

процессе собственной деятельности.

Актуальной категорией в теории среднего профессионального образования

становится

«профессиональная

компетентность».

Формирование

профессиональной компетентности требует новых, более эффективных путей

организации учебного процесса в колледже технического профиля.

В преподавании электротехники и материаловедения в основном реализуются

учебно-междисциплинарные прямые связи, когда усвоение одной дисциплины

базируется на знании другой. В частности преподавание электротехники

невозможно

без

фундаментальных

знаний

из

курса

физики

теория

электрического и магнитного поля, электромагнитной индукции, основных

законов электричества. Также электротехнические расчеты базируются на

знании

математики,

при

составлении

квадратных

уравнений,

системы

уравнений, при расчете разветвленных электрических цепей. При построении

векторных диаграмм напряжений и токов требуются знания о представлении

синусоидальных величин в виде вращающихся векторов. При изучении

проводников и диэлектриков требуются знания по материаловедению, а именно

электропроводные

свойства различных металлов и изоляционные свойства

диэлектриков.

При изучении материаловедения необходимо вспомнить сведения из курса

физики по строению кристаллической решетки, основные физические свойства

веществ. При изучении темы «Термическая обработка» требуются знания о

теплопроводности вещества, о температурах плавления и кристаллизации. Также

требуются знания по дисциплине «Химия». При химико-термической обработке

изменяются химические свойства сплава, происходят химические реакции,

которые описываются химическими формулами, изученными на уроках химии.

Таким образом, использование междисциплинарных связей позволяет

развить у обучающихся умения осуществлять междисциплинарный перенос

знаний

при

решении

познавательных

и

профессиональных

задач,

самостоятельно решать крупные междисциплинарные проблемы (увидеть

проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных

предметов, обобщить их, сделать выводы).



В раздел образования