Автор: Суркова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ММПК
Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Междисциплинарная интеграция в преподавании профессиональных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное
Междисциплинарная интеграция в преподавании
профессиональных дисциплин
Межпредметные
связи
в
профессиональном
обучении
являются
конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в
науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении
практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной
особенностью которой является овладение ими обобщенным характером
познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять
знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов,
как в учебной, так и в производственной деятельности.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на
качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания
обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения,
подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно
поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом
комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных
заведениях.
Соединение
общего
и
профессионального
образования
составляет
дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают
обучающихся к овладению в совершенстве любой профессией.
Использование междисциплинарных связей в учебном процессе существенно
расширяет
творческий
потенциал
преподавателя,
повышает
его
профессиональный интерес, позволяет в короткие сроки повысить качество
обучения,
расширить кругозор студентов,
повысить уровень подготовки
специалистов.
Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы
приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить
профессиональную направленность. Такое преподавание должно способствовать
развитию
у
обучающихся
способностей,
необходимых
для
овладения
профессиональными навыками, профессиональным опытом.
Определять профессиональную направленность общеобразовательных и
общетехнических
дисциплин
должно
содержание
профессиональной
образовательной
программы.
Выделение
в
курсах
общеобразовательных
предметов материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и
производственного
обучения,
насыщение
занятий
задачами,
примерами,
проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет
способствовать воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей
профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь
должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный
процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее
полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и
активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания
различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.
Учебные
программы
должны
учитывать
цели
и
задачи
базовых
предприятий. Это даст возможность обучающимся в дальнейшем быстро
адаптироваться в производственных условиях.
Основой межпредметных связей должна являться профессионально-
квалификационная характеристика будущего специалиста.
Системное применение междисциплинарных связей общеобразовательных,
общепрофессиональных
и
спецдисциплин
развивает
кругозор,
глубину
мышления,
способствует
быстрому
восприятию
происходящих
явлений
изучаемого
материала
и
помогает
развивать
навыки
использования
потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.
Междисциплинарные
связи
являются
средством,
обеспечивающим
взаимную
согласованность
учебных
программ
и
учебников
по
разным
предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук,
развития их творческих способностей. являются фактором взаимодействия наук
в процессе формирования диалектического мировоззрения учащихся и роста их
творческих способностей,
интегрирующим звеном в системе дидактических
принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так
как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на
формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и
обществе.
Междисциплинарные связи позволяют развивать концептуальный стиль
мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего
мира
Особое
значение
приобретают
межпредметные
связи
в
системе
профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен
строиться
в
органической
связи
с
общеобразовательными,
общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Можно выделить три модели межпредметных связей:
1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;
2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;
3) спецдисциплины – спецдисциплины.
Для формирования системного знания и разработки интегрированных
курсов можно выделить следующие типы междисциплинарных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае,
если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.
2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера.
Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект
исследования
или
общие
проблемы,
но
рассматриваются
с
разных
дисциплинарных подходов, в различных аспектах.
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда
средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты,
интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности.
Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного
воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических
задач.
Ментально-опосредованные
связи
возникают
при
изучении
профессиональных
дисциплин.
Они
касаются
процессуальной
стороны
преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.
4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия
одной науки используются при изучении другой.
Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в
комплексе. Так как общетехнические дисциплины являются общими для целых
групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие
принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические
основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов,
знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации
производства.
Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной
связи
с
производственным
обучением,
а
это
значит,
что
полученные
теоретические
знания
должны
быть
интегрированы
в
практическую
деятельность обучающихся. Навыки и умения появляются у обучающихся
только тогда, когда они делают опыт, накопленный человечеством, своим в
процессе собственной деятельности.
Актуальной категорией в теории среднего профессионального образования
становится
«профессиональная
компетентность».
Формирование
профессиональной компетентности требует новых, более эффективных путей
организации учебного процесса в колледже технического профиля.
В преподавании электротехники и материаловедения в основном реализуются
учебно-междисциплинарные прямые связи, когда усвоение одной дисциплины
базируется на знании другой. В частности преподавание электротехники
невозможно
без
фундаментальных
знаний
из
курса
физики
–
теория
электрического и магнитного поля, электромагнитной индукции, основных
законов электричества. Также электротехнические расчеты базируются на
знании
математики,
при
составлении
квадратных
уравнений,
системы
уравнений, при расчете разветвленных электрических цепей. При построении
векторных диаграмм напряжений и токов требуются знания о представлении
синусоидальных величин в виде вращающихся векторов. При изучении
проводников и диэлектриков требуются знания по материаловедению, а именно
электропроводные
свойства различных металлов и изоляционные свойства
диэлектриков.
При изучении материаловедения необходимо вспомнить сведения из курса
физики по строению кристаллической решетки, основные физические свойства
веществ. При изучении темы «Термическая обработка» требуются знания о
теплопроводности вещества, о температурах плавления и кристаллизации. Также
требуются знания по дисциплине «Химия». При химико-термической обработке
изменяются химические свойства сплава, происходят химические реакции,
которые описываются химическими формулами, изученными на уроках химии.
Таким образом, использование междисциплинарных связей позволяет
развить у обучающихся умения осуществлять междисциплинарный перенос
знаний
при
решении
познавательных
и
профессиональных
задач,
самостоятельно решать крупные междисциплинарные проблемы (увидеть
проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных
предметов, обобщить их, сделать выводы).