Автор: Косякова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г. Амурск, Амурский район Хабаровского края
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Использование лего конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию
мастер-класс на тему «Использование лего конструирования в развитии
речи детей дошкольного возраста».
Цель:
Повысить профессиональное мастерство педагогов по теме «Лего –
конструирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Задачи:
•Использовать в работе воспитателя, на занятиях по развитию речи элементы
лего - технологии
• Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к
лего - технологии
Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы
работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес
ребенка к образовательной деятельности
Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного
образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки
образовательной деятельности детского сада и в основном, через реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у
дошкольников качеств и способностей, адаптируясь к быстро изменяющимся
социальным условиям, создавать качественно- новое социальное
пространство.
К педагогу предъявляются более высокие требования. Современный педагог,
прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на
изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную
компетентность.
В
настоящее
время
возросло
количество
детей
с
тяжелыми
нарушениями речи в дошкольных учреждениях.
Перед педагогами дошкольного образования стал вопрос, как в системе
общего образования построить работу с детьми с тяжелыми нарушениями
речи, и, в тоже время, не выделяя их среди других детей.
Система дошкольного образования включает в себя все разнообразие
направлений,
обеспечивающих
интересы
детей
всех
возрастов,
стал
возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с
разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Тем самым на
педагога
возлагается
большая
ответственность
–
помочь
ребенку
с
нарушениями речи познать мир, сложный и недоступный.
Работая с детьми с нарушениями речи и сталкиваясь с проблемами в
их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие,
систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
В своей работе с детьми отводим конструированию значительное
место, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для
познавательного,
интеллектуального,
коррекционного
развития
и
воспитания.
Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я
учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками
присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».
Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:
Неограниченный потенциал игры.
Подходит для девочек и мальчиков.
Подходит для всех возрастов.
Подходит для любого сезона.
Здоровые и спокойные игры.
Можно долго играть.
Развивает речь, внимание, память, мышление, воображение и творческие
способности.
Использование в педагогической практике лего- конструирования в
игровой деятельности, известно давно. А при применении в
совокупности определенных навыков, умений, знаний можно
использовать лего- конструирование, как технологию.
Способствует:
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию
навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже, формообразованию
существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с
использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления);
дают возможность различать и классифицировать предметы по форме,
размеру и цвету.
развитию мелкой моторике рук Мелкая моторика влияет на многие важные
процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление,
координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и
двигательную), концентрацию и воображение. В дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки
становиться важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.
При использовании конструктора, мы можем отметить некоторые
преимущества для развития детей:
С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их,
не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска - порезаться,
проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки
остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и
привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него
навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности,
так как конструирование – это мир под его контролем.
Конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся
коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и
на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет
необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для
соматически ослабленных детей.
Таким образом, использование конструирования и моделирования в
коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, позволяет
поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности,
способствует развитию психических процессов,
обогащению активного
словаря, развитию грамматически правильной речи, развитию инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
2. А теперь мы переходим от теории к практике. Мы познакомим вас с
приемами работы с детьми по речевому развитию с использованием
приемов моделирования и конструирования.
1.Знакомство детей со звуком.
На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей
с термином «звук». С этой целью используются человечки в разноцветных
костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки,
в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их
«твёрдость» и «мягкость»).
В совместной деятельности с детьми не только учимся различать звуки,
улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный
звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя
«человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует,
получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки»
заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для
составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема
слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения.
1.Составление слов из готовых моделей.
Задача: Формировать у детей навыки звукового анализ, выделяя на
слух и в произношении первый звук в слове.
.
Например, игра «найди спрятанное слово» - дети конструируют
предметы по готовым графическим схемам, потом, ищут спрятанное слово по
первым звукам.
автобус
игрушка
самолет
трактор
А
И
С
Т
АИСТ
кит
обезьяна
трактор
К
О
Т
КОТ
Например:
После выполнения задания с детьми можно поиграть с следующие
словесные игры:
- Игра «Назови ласково»
Кит – китенок,
Самолет – самолетик,
Обезьяна – обезьянка, и т.д.
- Игра «Сосчитай до пяти»
Одна игрушка, две игрушки, три игрушки, четыре игрушки, пять
игрушек.
Один самолет, два самолета, три ……
Один кит, два……
- Игра «Что общего, чем отличаются»
Самолет и автобус, автобус и трактор и т.д.
- Обыгрывание и придумывание историй с предметами.
Дети самостоятельно придумывают небольшие истории про свои
модели.
2.Знакомство детей с образом буквы.
Задачи: Закрепить образ изученной буквы с помощью разных видов
конструктора. Продолжать учить составлять из букв короткие слова.
Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как
можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический).
С данной
задачей
справляются
разные
виды
конструкторов.
Для
поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям
предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается в виде модели.
Мы вам предлагаем отгадать загадку и выложить букву( например
загадеа про дом и нужно выложить третью букву « М» и тд)
3 « Волшебный диктант»
Задачи: Закрепить у детей практическое употребление предлогов в , над,
под, справа, слева, около . Закрепить сенсорные представления и
пространственное восприятие с помощью конструирования
Для развития грамматического строя речи, слуховой памяти и
увеличения объема произвольного слухового
внимания
используется
упражнение
«Волшебный диктант». При формировании у
ребенка пространственных представлений и
усвоении
их
словесных
обозначений
используется
геометрическая
пластина
Сначала детям дается схема предмета
(например дом или стол),
Дети выкладывают предмет из конструктора_ Лего,
Затем дети по словесной инструкции располагают фигуры на пластине.
относительно этого предмета.
Вывод:
Таким образом все описанные виды работ
активизируют речь,
зрительное
внимание
ребёнка,
приучают
его
присматриваться
к
предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся
в глаза сходство, но и небольшие различия. Применение моделей на занятиях
в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается
уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь
начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам
уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.