Напоминание

"Использование лего конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста".


Автор: Косякова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г. Амурск, Амурский район Хабаровского края
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Использование лего конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию

мастер-класс на тему «Использование лего конструирования в развитии

речи детей дошкольного возраста».

Цель:

Повысить профессиональное мастерство педагогов по теме «Лего –

конструирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Задачи:

•Использовать в работе воспитателя, на занятиях по развитию речи элементы

лего - технологии

• Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к

лего - технологии

Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы

работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес

ребенка к образовательной деятельности

Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного

образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки

образовательной деятельности детского сада и в основном, через реализацию

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования.

Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у

дошкольников качеств и способностей, адаптируясь к быстро изменяющимся

социальным условиям, создавать качественно- новое социальное

пространство.

К педагогу предъявляются более высокие требования. Современный педагог,

прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на

изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную

компетентность.

В

настоящее

время

возросло

количество

детей

с

тяжелыми

нарушениями речи в дошкольных учреждениях.

Перед педагогами дошкольного образования стал вопрос, как в системе

общего образования построить работу с детьми с тяжелыми нарушениями

речи, и, в тоже время, не выделяя их среди других детей.

Система дошкольного образования включает в себя все разнообразие

направлений,

обеспечивающих

интересы

детей

всех

возрастов,

стал

возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с

разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Тем самым на

педагога

возлагается

большая

ответственность

помочь

ребенку

с

нарушениями речи познать мир, сложный и недоступный.

Работая с детьми с нарушениями речи и сталкиваясь с проблемами в

их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие,

систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

В своей работе с детьми отводим конструированию значительное

место, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для

познавательного,

интеллектуального,

коррекционного

развития

и

воспитания.

Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я

учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками

присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».

Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

Неограниченный потенциал игры.

Подходит для девочек и мальчиков.

Подходит для всех возрастов.

Подходит для любого сезона.

Здоровые и спокойные игры.

Можно долго играть.

Развивает речь, внимание, память, мышление, воображение и творческие

способности.

Использование в педагогической практике лего- конструирования в

игровой деятельности, известно давно. А при применении в

совокупности определенных навыков, умений, знаний можно

использовать лего- конструирование, как технологию.

Способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию

навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с

существительными в роде, числе и падеже, формообразованию

существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с

использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления);

дают возможность различать и классифицировать предметы по форме,

размеру и цвету.

развитию мелкой моторике рук Мелкая моторика влияет на многие важные

процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление,

координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и

двигательную), концентрацию и воображение. В дошкольном возрасте

работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки

становиться важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.

При использовании конструктора, мы можем отметить некоторые

преимущества для развития детей:

С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их,

не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска - порезаться,

проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки

остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и

привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него

навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

В работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности,

так как конструирование – это мир под его контролем.

Конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся

коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и

на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет

необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для

соматически ослабленных детей.

Таким образом, использование конструирования и моделирования в

коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, позволяет

поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности,

способствует развитию психических процессов,

обогащению активного

словаря, развитию грамматически правильной речи, развитию инициативы и

творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.

2. А теперь мы переходим от теории к практике. Мы познакомим вас с

приемами работы с детьми по речевому развитию с использованием

приемов моделирования и конструирования.

1.Знакомство детей со звуком.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей

с термином «звук». С этой целью используются человечки в разноцветных

костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки,

в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их

«твёрдость» и «мягкость»).

В совместной деятельности с детьми не только учимся различать звуки,

улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный

звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя

«человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует,

получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки»

заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для

составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема

слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения.

1.Составление слов из готовых моделей.

Задача: Формировать у детей навыки звукового анализ, выделяя на

слух и в произношении первый звук в слове.

.

Например, игра «найди спрятанное слово» - дети конструируют

предметы по готовым графическим схемам, потом, ищут спрятанное слово по

первым звукам.

автобус

игрушка

самолет

трактор

А

И

С

Т

АИСТ

кит

обезьяна

трактор

К

О

Т

КОТ

Например:

После выполнения задания с детьми можно поиграть с следующие

словесные игры:

- Игра «Назови ласково»

Кит – китенок,

Самолет – самолетик,

Обезьяна – обезьянка, и т.д.

- Игра «Сосчитай до пяти»

Одна игрушка, две игрушки, три игрушки, четыре игрушки, пять

игрушек.

Один самолет, два самолета, три ……

Один кит, два……

- Игра «Что общего, чем отличаются»

Самолет и автобус, автобус и трактор и т.д.

- Обыгрывание и придумывание историй с предметами.

Дети самостоятельно придумывают небольшие истории про свои

модели.

2.Знакомство детей с образом буквы.

Задачи: Закрепить образ изученной буквы с помощью разных видов

конструктора. Продолжать учить составлять из букв короткие слова.

Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как

можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический).

С данной

задачей

справляются

разные

виды

конструкторов.

Для

поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям

предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается в виде модели.

Мы вам предлагаем отгадать загадку и выложить букву( например

загадеа про дом и нужно выложить третью букву « М» и тд)

3 « Волшебный диктант»

Задачи: Закрепить у детей практическое употребление предлогов в , над,

под, справа, слева, около . Закрепить сенсорные представления и

пространственное восприятие с помощью конструирования

Для развития грамматического строя речи, слуховой памяти и

увеличения объема произвольного слухового

внимания

используется

упражнение

«Волшебный диктант». При формировании у

ребенка пространственных представлений и

усвоении

их

словесных

обозначений

используется

геометрическая

пластина

Сначала детям дается схема предмета

(например дом или стол),

Дети выкладывают предмет из конструктора_ Лего,

Затем дети по словесной инструкции располагают фигуры на пластине.

относительно этого предмета.

Вывод:

Таким образом все описанные виды работ

активизируют речь,

зрительное

внимание

ребёнка,

приучают

его

присматриваться

к

предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся

в глаза сходство, но и небольшие различия. Применение моделей на занятиях

в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается

уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь

начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам

уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.



В раздел образования