Авторы: Гулая Татьяна Николаевна, Татьяна Николаевна Гулая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073
Населённый пункт: г. Москва,пос Клёновское улица Мичурина 6
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Музейная педагогика
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
Школа № 2073 ОП «Кленочек»
Сообщение из опыта работы
на тему:
«
Музейная педагогика, как
средство формирования нравственно-
патриотического воспитания
дошкольников».
Составила воспитатель: Гулая Т.Н
Москва, 2021 г.
Мы живём в период социальных перемен и политических бурь. Они
буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и
русские игрушки заменяются на компьютерные игры.
На основании государственной программы В.В Путина «Патриотическое
воспитание граждан РФ» воспитание гражданина и патриота, знающего и
любящего свою Родину, самая актуальная задача на сегодняшний день! И
она не может быть успешно решена, без глубокого познания детьми,
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры и её
традиции!
Поэтому
важно,
именно
в
период
дошкольного
детства
формировать
у
детей
краеведческую
культуру,
любознательность
и
познавательное отношение к окружающему миру. Создать такие условия
помогает музейная педагогика. Именно музейная педагогика является тем
духовным «наполнителем», которая позволяет наглядно знакомить детей с
историей своей страны, поддерживает в детских сердцах чувство любви,
уважения, привязанности к отчему дому и Родине.
Музейная педагогика
рассматривает мини-музей, как образовательную систему, то есть она
способна решать развивающие, просветительские и воспитательные задачи,
которые способствуют приобщению
детей к истокам русской народной
культуры. Такая мысль привела нас к созданию, на нашей дошкольной
образовательной площадке мини-музея «Русской избы». В пополнении
экспонатов
мини-музея
активное
участие
принимали
сотрудники
и
родители нашей образовательной площадки.
Обустраивая мини-музей «Русской избы», мы постарались подойти к её
созданию,
как
можно
более
продуктивно,
используя
основные
принципы музейной
педагогики:
наглядность,
доступность,
содержательность и динамичность. Все экспонаты нашего мини-музея
«Русская изба» доступны для детей. Любой экспонат нашего мини-музея
можно не только рассматривать, но и потрогать, поиграть и при желании на
время взять в группу.
Наш мини-музей «Русской избы», это не только условный памятник
материальной
и духовной
культуры
русского
народа,
но
и
объект
культурно-образовательной деятельности, на базе которого проводятся
всевозможные мероприятия:
занятия,
развлечения,
мастер-классы,
где
используются все музейные экспонаты.
На протяжении уже многих лет, я являюсь руководителем фольклорного
кружка «Весёлые посиделки». Он имеет туристическо-краеведческую
направленность. Вся моя кружковая деятельность, в основном проходит в
нашем мини-музее.
В своей работе по ознакомлению детей с русскими народными традициями,
помимо познавательных рассказ и бесед, широко использую сказку –
терапию. В мини- музее есть книги русских народных сказок. В сказках
запечатлены
черты русского
народа.
Сказки
развивают
у
детей
нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих
способностей детей. Дети очень любят играть в сказку. Поэтому после
знакомства с новой русской народной сказкой, предлагаю детям в неё
поиграть, используя также костюмы и экспонаты мини-музея.
В нашем мини-музея большая коллекция предметов народных промыслов.
Знакомя детей с народно-прикладным искусством, использую игрушки и
предметы гжельской, хохломской, жостовской, городецкой, дымковской
росписи. После чего, дети с большим интересом лепят и раскрашивают
силуэты этих предметов, соответствующими элементами росписи.
Организовывая
с
детьми
развлечения,
широко
использую
малые
фольклорные формы- пословицы, поговорки, потешки, загадки, а также
русские народные игры.
Для детей русские-народные игры, имеют огромное воспитательное
значение, они требуют от участников игр не только физических усилий, но
и ловкости, смелости хитрости!
Очень интересно и увлекательно у нас проходят мероприятия по
празднованию православных праздников: Рождества Христова, Масленицы,
Пасхи.
Мы контактируем с церковной приходской школой. Детям очень нравится
присутствовать на их театральных постановках, с большим удовольствием
участвуют в различных мастер-классах.
В свою работу фольклорного кружка мы стараемся привлекать родителей.
Детям очень нравится, когда на наших мероприятиях родители проявляют
себя не наблюдателями, а активными участниками и это хорошо действует
на их эмоциональный настрой.
Закончить своё выступление хочу отрывком из стихотворения Константина
Симонова «Родина»:
«В своей ты жизни вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал,
а вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве распознал!»