Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "В мире эмоций"
Автор: Гусева Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Звёздочка" Населённый пункт: город Переславль-Залесский, Ярославская область Наименование материала: Рабочая программа Тема: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "В мире эмоций" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 5 «Звёздочка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ № 5 «Звёздочка»
___________________ Л.А.Сердюк
«____»________________2014 г.
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«В мире эмоций»
Составила:
Воспитатель М.В. Гусева
г. Переславль-Залесский
2014 г.
«Это не сентиментальность, когда ребенок
считает, что игрушечный автомобиль с
поломанными колесиками страдает от боли так же,
как израненный птенец, — это отзывчивость,
основа доброты и поэтичности».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из
года
в
год
становится
все
актуальней
и
значимей.
И
физическое,
и
психологическое
здоровье
ребенка
теснейшим
образом
взаимосвязано
с
особенностями мира его чувств и переживаний.
Дошкольный возраст – это период
активного
эмоционального
развития.
Основные
новообразования
дошкольного
возраста:
формирование
устойчивой
системы
ценностных
эмоциональных
отношений
в
соответствии
с
различной
значимостью
для
ребёнка
объектов
окружающего мира (такими объектами выступают люди, предметы, образы, идеи
и
представления,
действия);
оформление
эмоциональной
(аффективной)
децентрации – способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку;
формирование
языка
эмоций
как
совокупности
вербальных
обозначений
эмоциональных состояний, которые служат средствами их осознания. Одним из
основных
эмоциональных
новообразований
дошкольного
возраста
является
механизм
эмоционального
предвосхищения.
Основой
эмоционального
предвосхищения
выступают
различные
формы
мотивационно-смысловой
ориентировки, которая осуществляется как проигрывание в воображаемом плане
различных вариантов поведения и прочувствование смысла его последствий для
самого ребёнка и других людей.
Выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе
формирования эмоций: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование,
эмоциональное
обуславливание.
Наиболее
эффективным
механизмом
формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Особую роль при
2
эмоциональном обуславливании играют те виды деятельности, которые вызывают
эмоциональную
реакцию.
Это
игра
и
восприятие
произведений
искусства
(музыки, литературы, театра и др.). Идентификация себя с ролевыми образами в
игре, с переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях
расширяет эмоциональный опыт детей.
Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием
эмоций
у
ребёнка
в
подавляющем
большинстве
используются
средства,
построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.
Театрально-игровая деятельность – это обобщённое понятие, включающее
в себя разные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со
взрослыми или самостоятельно. Эти игры могут быть различны по организации и
задачам:
- режиссёрские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребёнок создаёт
сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя
в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в
себя
как
настольно-театрализованные
(театр
игрушек,
плоскостной),
так
и
стендовые (стенд-книжка, фланелеграф);
- образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, бибабо) и без них,
где дети разыгрывают роли через драматизацию.
Своеобразие театрализовано-игровой деятельности проявляется в сочетании
как
зачатков
ролевой
игры,
так
и
зачатков
театрального
искусства.
Театрализованные
игры
сохраняют
все
типичные
признаки
ролевых
игр:
содержание,
творческий
замысел,
роль,
сюжет,
ролевые
и
организационные
действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные
игры
развиваются
по
заранее
подготовленному
сценарию
или
литературному
сюжету (по сюжету сказок, стихов, рассказов).
Эмоциональная
сфера
детей
6-7
лет
имеет
следующие
особенности:
недостаточно сформированы представления об эмоциональной жизни человека,
не
понимают
и
не
соотносят
эмоциональный
контекст
с
ситуацией,
имеют
повышенный уровень эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм
3
негативного эмоционального реагирования (наличия тревожности, негативизма,
конфликтности)
и
трудностей
эмоциональной
регуляции
поведения.
Большое
количество дошкольников с тяжёлыми формами речевого недоразвития, заикания,
различными
задержками
психического
развития,
нарушениями
эмоционально-
волевой
сферы,
с
гиперактивностью
и
дефицитом
внимания,
проблемами
эмоциональной нестабильности (частые перепады настроения, агрессия, неумение
вести
себя
и
т.д.).
Искусство,
являясь
важным
фактором
художественного
развития,
оказывает
большое психотерапевтическое
воздействие,
влияние
на
эмоциональную
сферу
ребёнка, при
этом
выполняя
коммуникативную
(обеспечивающую коррекцию нарушений общения, формирование адекватного
межличностного
поведения,
самооценки),
регулятивную
(снятие
нервно-
психического
напряжения,
регуляция
психосоматических
проце ссов,
моделирование
положительного
психоэмоционального
с о с тоя н и я ) ,
катарсистическую
(очищающую,
освобождающую
от
негативных
состояний)
функции.
Участие
ребёнка
в
совместной
художественной
деятельности
со
сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному
взаимодействию
и
общению,
обеспечивает
коррекцию
нарушений
коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет свои индивидуальные
особенности,
что
способствует
формированию
его
внутреннего
мира,
утверждению в нём чувства его социальной значимости.
Театрально-игровая
деятельность
обладает
возможностями
не
только
развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка, но и способствует
становлению
его
личности,
поскольку
участие
в
этой
деятельности
создаёт
условия и возможности для социальной адаптации детей, а также приобщения их
к художественной культуре.
4
Ожидаемые образовательные результаты.
Дети умеют распознавать эмоции по мимике (радость, гнев, удивление,
печаль), выражают сопереживание и сочувствие.
Дети умеют регулировать своё эмоционально-чувственное состояние, у
них нивелируются отрицательные эмоциональные состояния.
Дети умеют работать в коллективе, готовы к сотрудничеству.
Речевой аппарат детей развит соответственно возрастной норме.
Дети
готовы
пользоваться
интонациями,
выражающими
разнообразные
эмоциональные состояния (умеют говорить грустно, радостно, сердито,
жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
Дети знают театральные термины и профессии (сцена, актёр, режиссёр,
гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр и др.).
Дети умеют вести себя на сцене и в театре.
Дети
владеют
разнообразными
средствами
общения
и
способами
конструктивного взаимодействия с взрослыми и детьми.
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7
лет средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Развитие
и
обогащение
эмоциональной
сферы
детей
средствами
эмоциональной
выразительности,
стимулирование
эмоционального
отклика при восприятии ими эстетических произведений.
Формирование
позитивного
отношения
к
своему
«Я»,
повышение
самооценки и укрепление личностной идентичности.
Формирование
и
актуализация
у
детей
представлений
об
основных
эмоциональных
модальностях
(радости,
горя,
страха,
гнева,
презрения,
обиды, зависти, вины).
Формирование
у
дошкольников
языка
эмоций,
то
есть
вербальных
обозначений
эмоций,
их
произвольного
опосредованного
выражения
(развитие эмоциональной регуляции с функцией контроля за выражением
эмоций и поведением).
Развитие
социальных
эмоций
(эмпатии,
нравственных
эмоций,
эстетических
переживаний,
интеллектуальных
эмоций),
эмоционально-
эстетических,
нравственных,
коммуникативно-рефлексивных
основ
личности ребёнка.
5
Создание условий для открытого проявления эмоций и чувств различными
способами
(словесными,
физическими,
творческими
и
др.);
помочь
в
преодолении
имеющихся
отрицательных
эмоций
(страха,
гнева
и
др.),
препятствующих полноценному личностному развитию.
Укрепление у ребёнка уверенности в себе и в своих силах.
Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний.
Снижение уровня тревожности, снятие существующих страхов, обучение
произвольной саморегуляции.
Отыгрывание
негативного
опыта
и
освобождение
от
последствий
травмирующих событий.
Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения
тревожности, замкнутости.
Снижение психологической напряжённости.
Развитие коммуникативных навыков.
Средства и методы коррекционного воздействия
Ритуалы начала и конца занятия.
Кукольный театр.
Драматический образно-ролевой спектакль.
Словесная режиссёрская игра.
Игры-этюды.
Психогимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Психокинетическая разминка.
Игровая терапия.
Сказкотерапия.
Арттерапия.
Цветотерапия.
Изотерапия.
Беседа.
Дидактическая игра.
Кинетическая разгрузка.
Тренинг.
Психологическое вхождение.
Релаксация.
Рефлексия.
Чтение художественной литературы.
Тематический план занятий по программе «В мире эмоций»
6
№
п\п
Содержание занятия
Время
проведения
Продол-
житель-
ность
занятия по
времени
1
2
3
4
1.
Тайна
моего
«Я».
Сплочение
группы,
снятие
эмоционального
напряжения,
формирование
позитивного
отношения
к
своему
« Я » ,
повышение самооценки и укрепление личностной
идентичности, развитие интереса к себе, развитие
словаря
ребёнка,
отражающего
каче с тва
характера и внешности (Г.Г. Колос, с.13).
1-я неделя
сентября
30 мин
2.
Что тебе нравится в себе? Развитие интереса к
себе,
формирование
позитивного
отношения
к
сво ему
«Я»,
повышение
с амооценки
и
укрепление личностной идентичности, снижение
психологической
напряжённости,
открытие
собственных
резервов
для
преодоления
или
устранения
тревожности,
обогащение
словаря
(черты характера и внешности) (Г.Г. Колос, с. 15).
2-я неделя
сентября
30 мин
3.
Здравствуй,
театр!
Знакомство
с
театральным
уголком,
создание
ситуации
успеха
и
снятие
эмоционального
дискомфорта,
посвящение
в
актёры (Д.Г. Кайль, с. 35).
3-я неделя
сентября
30 мин
1
2
3
4
4.
Театральные игры, упражнение на формирование
адекватной самооценки. Расширение творческих
возможностей детей, обогащение их жизненного
опыта
и
представления
об
эмоциональных
состояниях, знакомство с понятием мимика (Д.Г.
Кайль, с. 45).
4-я неделя
сентября
30 мин
5.
Как
мы
боремся
с
трудностями.
Обучение
произвольной
саморегуляции,
укрепление
уверенности
в
себе
и
своих
силах,
открытие
собственных
резервов
для
преодоления
или
устранения тревожности, повышение самооценки
и укрепление личностной идентичности, развитие
словаря
(черты
характера
и
внешности)
(Г.Г.
Колос, с. 17).
1-я неделя
октября
30 мин
6.
Тренинг «Я и мои друзья». Развитие понимания,
ка к
вл и я е т
с о б с т ве н н о е
п о вед е н и е
н а
взаимодействие
с
окружающими,
развитие
интереса
и
дружелюбного
отношения
к
сверстникам, формирование коммуникативных и
2-я неделя
октября
30 мин
7
социальных навыков (Г.Г. Колос, с. 19).
7.
Театральные
игры.
Создание
условий
для
активного
восприятия
детьми
эмоционально
насыщенного
материала,
развитие
навыков
культурного общения и эмоциональной регуляции
(Д.Г. Кайль, с. 47).
3-я неделя
октября
30 мин
8.
Культура и техника речи. Формирование чёткой и
г р а м от н о й
р еч и ,
р а з в и т и е
в о с п р и я т и я
выразительности
речи
и
базовых
предпосылок
создания
эмоциональной
выразительности
речи
(Д.Г. Кайль, с. 49).
4-я неделя
октября
30 мин
9.
Настоящий верный друг. Повышение самооценки
и укрепление личностной идентичности, развитие
наблюдательности, формирование коммуникатив-
ных и социальных навыков (Г.Г. Колос, с. 21).
1-я неделя
ноября
30 мин
10.
Моя
с емья.
Во спит ание
желания
б ы т ь
внимательным
и
заботливым
к
своим
родным,
формирование
социальных
навыков,
развитие
осознания
влияния
собственного
поведения
на
о к р у ж а ю щ и х ,
а к т и в и з а ц и я
п р о ц е с с а
самопознания,
развитие
умения
выражать
свои
чувства с помощью изобразительных средств (Г.Г.
Колос, с. 23).
2-я неделя
ноября
30 мин
8
1
2
3
4
11.
Основы
театральной
культуры.
Знакомство
с
эмоциями.
Театральные
игры.
Учить
свободно
перемещаться в пространстве, взаимодействовать
с
товарищами,
договариваться,
подчиняться
мнению большинства (Д.Г. Кайль, с. 52).
3-я неделя
ноября
30 мин
12.
Знакомство
с
театральными
терминами актёр,
мимика, антракт, аплодисменты, афишаи т.д.
Словесно-режиссёрская игра (Д.Г. Кайль, с. 55).
4-я неделя
ноября
30 мин
13.
Б е с е д а
о
н а с т р о е н и и .
Ф о р м и р о в а н и е
представления о внутреннем мире человека, его
переживаниях,
настроении,
эмоциях,
научение
распознавать настроение по внешним признакам,
воспитание желания помочь (Г.Г. Колос, с. 25).
1-я неделя
декабря
30 мин
14.
Волшебные
слова.
Формирование
осознания
важно сти
вежливой
речи
для
общ ения ,
продолжать
формировать
у
детей
чувство
эмпатии
2-я неделя
декабря
30 мин
15.
Психогимнастика «Король Боровик, упражнения
на
формирование
адекватной
самооценки,
э м п а т и й н о г о
у р о в н я ,
э м о ц и о н а л ь н о й
стабильности. Игра «Вулкан» (Д.Г. Кайль, с. 66).
3-я неделя
декабря
30 мин
16.
Стихотворные сказки: «Лебедята», «Медвежата».
Сказочные эстафеты. Формирование внимания к
эмоциональному
миру
человека;
обучение
распознаванию и выражению различных эмоций
(Д.Г. Кайль, с. 68).
4-я неделя
декабря
30 мин
17.
Цвет
моего
настроения.
Научение
восприятию
эмоциона льного
со стоя ния
ч еловека
и
соотнесению
его
с
природными
явлениями
и
цветом (Г.Г. Колос, с. 30).
1-я неделя
января
30 мин
18.
Радуга
и
настроение.
Расширение
знаний
о
влиянии цвета на красоту окружающей природы;
укрепление уверенности в себе и в своих силах;
развитие
умения
выражать
свои
чувства
с
помощью изобразительных средств; обогащение
словаря (Г.Г. Колос, с. 33).
2-я неделя
января
30 мин
19.
О с н о в ы
т е ат р а л ь н о й
к ул ьт у р ы .
И г р а -
драматизация «Почему кот моется после еды».
Работа со словарём театральных терминов. Учить
понимать и использовать мимику, интонации в
изображении
характерных
особенностей
образа
(Д.Г. Кайль, с. 77).
3-я неделя
января
30 мин
9
1
2
3
4
20.
Маски. Формирование позитивного отношения к
своему
«Я»;
снятие
напряжение,
мышечных
и
п с и х о л о г и ч е с к и х
з а ж и м о в ;
р а з в и т и е
коммуникативных
и
социальных
навыков
(Г.Г.
Колос, с. 67).
4-я неделя
января
30 мин
21.
В сказочной стране Настроении». Формирование
представления
о
внутреннем
мире
человека;
повышение
самооценки;
развитие
творческих
способностей и самооценки (Г.Г. Колос, с. 36).
1-я неделя
февраля
30 мин
22.
Хорошее настроение. Развитие умения создавать
хорошее
настроение
при
помощи
р еч и ,
средствами
изотерапии
и
арттерапии;
развитие
творческих способностей (Г.Г. Колос, с. 38).
2-я неделя
февраля
30 мин
23.
Учимся
общаться
без
слов.
Формирование
представлений
об
общении
без
слов;
развитие
языка жестов, мимики, пантомимики (Г.Г. Колос,
с. 40).
3-я неделя
февраля
30 мин
24.
У
нас
в
гостях
Незнайка
и
Знайка.
Снижение
психологической
напряжённости;
повышение
самооценки;
снижение
уровня
р о б о с т и ,
неуверенности;
содействие
двигательной
раскрепощённости (Г.Г. Колос, с. 42).
4-я неделя
февраля
30 мин
25.
Беседа
о
страхах.
Отыгрывание
негативного
опыта
и
о свобождение
от
п о с л ед с т в и й
травмирующих событий (Г.Г. Колос, с. 45).
1-я неделя
марта
30 мин
26.
Как
я
могу
победить
свой
страх.
Обучение
произвольной
саморегуляции;
от к р ы т и е
собственных
резервов
для
преодоления
и
устранения тревожности (Г.Г. Колос, с. 47).
2-я неделя
марта
30 мин
27.
Мы – фантазёры. Осознание положительных черт
своего
характера;
развитие
ассоциативного
мышления, воображения, умения фантазировать
(Г.Г. Колос, с. 49).
3-я неделя
марта
30 мин
28.
Волшебные
рисунки.
Развитие
ассоциативного
мышления;
развитие
умения
выражать
свои
чувства
с
помощью
изобразительных
и
подручных средств (Г.Г. Колос, с. 50).
4-я неделя
марта
30 мин
29.
О с н о в ы
т е ат р а л ь н о й
к ул ьт у р ы .
И г р а -
драматизация «Порадуем своих родных» (часть 1)
(Д.Г. Кайль, с. 81).
1-я неделя
апреля
30 мин
30.
Культура
и
техника
речи.
Игра-драматизация
«Порадуем своих родных» (часть 2) (Д.Г. Кайль,
с. 81).
2-я неделя
апреля
30 мин
10
1
2
3
4
31.
Мой
страшный
сон.
Отыгрывание
негативного
опыта;
развитие
навыков
принятия
решений
и
от ве т с т ве нно с т и
за
пр иня то е
р е ш е н и е
Продолжение
работы
по
снятию
страхов
(Г.Г.
Колос, с. 51).
3-я неделя
апреля
30 мин
32.
У
страха
глаза
велики.
Тренинг
«Темнота».
Снятие
страха
перед
темнотой;
обучение
произвольной
саморегуляции;
отыгрывание
негативного опыта; освоение новых ролей (Г.Г.
Колос, с. 56).
4-я неделя
апреля
30 мин
33.
Не боюсь я ничего. Преодоление страхов перед
ограничениями и самоограничениями; выявление
наличия остаточных страхов (Г.Г. Колос, с. 63).
1-я неделя
мая
30 мин
34.
Драматизация
по
сказке
К.
Ч у ко вс ко го
«Телефон».
Вручение
дипломов
«Знаток
театрального искусства» (Д.Г. Кайль, с. 57).
2-я неделя
мая
30 мин
35.
Скоро
в
школу.
Формирование
позитивного
отношения
к
школе;
снятие
робо сти
и
неуверенности
перед
школой;
повышение
самооценки и укрепление личной идентичности
(Г.Г. Колос, с. 65).
3-я неделя
мая
30 мин
36.
Тренинг «Школа». Снятие страхов перед школой;
формирование позитивного отношения к школе;
укрепление уверенности в своих силах; снижение
психологической
напряжённости
(Г.Г.
Колос,
с.
66).
4-я неделя
мая
30 мин
11
Литература
1.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ.
сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.
Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001.
2.
Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004.
3.
Изотова
Е.И.
Эмоциональная
сфера
ребёнка:
теория
и
практика:
учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.
Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей
5-7 лет – М.: АРКТИ, 2014.
5.
Коррекция
и
развитие
эмоциональной
сферы
детей
6-7
лет:
программа
театрально-игровой деятельности, планирование, занятия / авт.-сост. Д.Г.
Кайль. – Волгоград: Учитель, 2015.
6.
Колчеева Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеева, Н.М.
Колчеева. – Вып. 14. – М.: Школьная Пресса, 2000.
7.
Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артёмова. – М.: Просвещение,
1991.
8.
Чурилова
Э.Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников и младших школьников: метод. пособие / Э.Г. Чурилова.- М.:
Владос, 2003.
9.
Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щёткин. – М.:
Мозаика-Синтез, 2007.
Приложение 1
Шкала эмоций К. Изарда (модификация С.И.Калинина)
12
Основная
эмоция
Градация основной
эмоции
Синонимы
Радость
Удовольствие – радость –
ликование
Отрада, удовольствие, наслаждение,
блаженство, счастье, восторг,
упоение,
Удивление
Удивление – изумление –
поражение
Не верить своим глазам, диву
дивиться.
Интерес
Внимание – интерес –
увлечение.
Заинтересованный, занимательный,
любопытный, фиксировать, вникать
сосредоточиться.
Горе
Печаль – уныние – горе
Подавленность, страдание, скорбь,
горесть, тоска, грусть.
Гнев
Раздражение – гнев –
ярость
Злость, недовольство, возвышение,
бешенство
Страх
Испуг- страх – ужас
Боязнь, трепет, жуть, беспокойство,
тревога
Стыд
Застенчивость – робость
– стыд
Сожаление, раскаяние, смущение,
конфузия.
Отвращение
Неприязнь – отвращение
– омерзение
Чувство брезгливости, гадливости.
Презрение
Презрение -
пренебрежение –
надменность
Напыщенность, спесь.
Спокойствие
(это эмоциональное
состояние в шкале
Изарда отсутствует)
Тихий, безмятежный, невозмутимый,
хладнокровный, умиротворенный
Приложение 2
Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет
13
«Секрет» (с 6 лет)
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка
(пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает
кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят
способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Замечание:
ведущий
следит
за
процессом
обмена
секретами,
помогает
наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Строим цифры» ( с 6 лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я
буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру
1 (2, 3, 5 и т.д.) », дети выполняют задание.
Замечание: если справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее,
то есть сократить время построения.
«Гуляем по парку» ( с 6 лет)
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая,
податливая,
послушная.
Скульптор
делает
из
глины
свою
статую:
зверушку,
цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают
ей название, Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих
друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
Замечание:
1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
2. Взрослый - главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их
сильно нахваливает.
«Запрещенное движение»
Ведущий
показывает,
какое
движение
делать
нельзя.
Затем
выполняет
разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая
запрещенное.
Кто
повторил,
становится
ведущим,
прибавляя
еще
одно,
свое
запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
«Сиамские близнецы» ( с 6 лет)
14
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг
друга
одной
рукой
за
пояс,
ногу
ставят
рядом.
Теперь
они
сросшиеся
близнецы:2
головы,
3
ноги,
одно
туловище
и
2
руки.
Предложите
им
походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать,
порисовать
Совет:
чтобы
третья
нога
была
«дружной»,
ее
можно скрепить
веревочкой.
«Поводыри» ( с 6 лет)
Играющие
разбиваются
на
пары.
Один
с
закрытыми
глазами
стоит
впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди
стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает
передвигаться
по
помещению,
«
слепой»
следует
за
ним,
стараясь
не
потеряться, траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение
выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной
деятельности детей
Цели:
1. Образовательная.
а)
познакомить
с
основными
эмоциями:
интерес: радость,
удивление,
грусть, гнев, страх, стыд;
б)
учить
распознавать
эмоциональные
проявления
других
людей
по
различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих
различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными
социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и
др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Методические приемы:
15
1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
2. Рисование эмоций.
3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
ИГРЫ
1. "Угадай эмоцию"
На
столе
картинкой
вниз
выкладываются
схематическое
изображение
эмоций.
Дети
по
очереди
берут
любую
карточку,
не
показывая
ее
остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить
ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации,
но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию,
в которой возникает эмоция.
Остальные
дети
-
зрители
должны
угадать,
какую
эмоцию
переживает,
изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. "Лото настроений"
Материал: наборы
картинок,
на
которых
изображены
животные
с
различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той
или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и
т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. "Пиктограммы"
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а)
определить
по
пиктограмме,
какой
человек:
веселый
или
грустный,
сердитый или добрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник
берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на
ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером.
После
этого
2
выбранные
картинки
сравниваются.
При
несовпадении
можно
16
попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для
определения настроения.
4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он
должен
выбрать
ту,
которая
в
наибольшей
степени
похожа
на
его
настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
5. "Классификация чувств"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не
нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему
он их так разложил.
6. "Встреча эмоций"
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить,
как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий
изображает
"хорошую",
ребенок
"плохую".
Затем
они
берут
карточки
из
противоположной
кучки
и
так
меняются.
Объяснить:
какое
выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
7. "Испорченный телефон"
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча
показывает
первому
участнику
(именно
он
не
закрывают
глаза)
какую-либо
э м о ц и ю
п р и
п о м о щ и
м и м и к и
и / и л и
п а н т о м и м и к и .
П е р в ы й
участник, "разбудив" второго
игрока,
передает
увиденную
эмоцию,
как
он
ее
понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему
свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая
первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти
звено,где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был
полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
17
2. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
3. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
4. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
8. "Снимается кино"
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя
главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-
нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер
должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной
интонацией.
9. "Рисуем настроение"
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.
Вот некоторые варианты заданий:
1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания
дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую
он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали
все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и
абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные
или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию
различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени
с п о с о б с т ву ю т
о т р е а г и р о в а н и ю
о т р и ц а т е л ь н ы х
э м о ц и й (страха,
напряжения), развитию воображения, самовыражения.
10. "Рассматривание картинки"
Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением
различных настроений.
Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой
картинке?".
18
11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую
эмоцию
(например:
"слон"
и
"радость"). Третий
ребенок
должен
пройтись
по
комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает
чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки,
на
одной
стороне
которых
написаны
цифры,
на
другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. Печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
13."Зеркало"
О д и н
р е б е н о к
- "зеркало", другой
изображает
какую-либо
эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-
чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой
придает своему лицу то же самое выражение.
14. "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
19
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
Упражнения для расширения эмоционального словарного
запаса
1. "Назови похожее"
Цель:
активизировать
словарный
запас
за
счет
слов,
обозначающих
различные эмоции.
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое
изображение,
или
разыгрывает
сам),
а
дети
вспоминают
те
слова,
которые
обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители
каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая
последней назвала слово.
2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица;
отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему
оно
такое. Словарь:веселое,
хорошее,
сердитое,
плохое,
печальное,
угрюмое,
подавленное.
3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
Словарь:насмешливое,
хитрое,
озорное,
бесшабашное,
печальное,
обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее,
жалостливое.
4. Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся
20
дети.
Словарь:радость, веселье, праздник, восторг, ликование.
5. Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.
Словарь:грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.
Упражнения для снятия негативных эмоций, для переключения эмоций
1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".
(ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).
2.
"Кто
может
найти
добрые,
хорошие
слова
для ..."
(ребенка,
воспитателя, куклы, книги и т.п.).
3."Кто расскажет о себе хорошее".
Вариант:упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да
всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать
"гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.
Задачи:
1.
Мальчик
заходит
в
комнату
и
говорит
тихим
голосом: "Мама,
иди
посмотри, там вода разлилась". Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет
мама?
1.
Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: "Дай мне
твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!" Почему она стала
так просить? Что скажет ей девочка?
2.
Мальчик весло сказал маме: "Мама,давай будем играть!" Почему он
так сказал, что могла подумать мама?
3.
Девочка
пришла
из
детского
сада
без
пуговицы.
Мама
ее
спросила: "Ты потеряла пуговицу!" Девочка ответила: "Нет, приходил бегемот и
съел мою пуговицу". Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?
4.
Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он
сказал
маме: "Я
заболел,
у
меня
болит
животик". Мама
забеспокоилась
и
предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?
21
5.
Девочки поссорились и стали говорить друг другу: "Уходи, я не хочу с
тобой
играть! "
- "Ну
и
уйду,
не
буду
с
тобой
дружить!" Почему
они
так
говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?
6.
Ребята разговаривают так: "Я был в космосе и видел там Большую
медведицу" -"А я был на Луне и играл там с лунятами!" Как ты думаешь, почему
они так говорили?
7.
Сын
огорчил
маму,
она
сказала
ему: '"Я
не
могу
любить
такого
мальчика!" Что ответил ей мальчик?
8.
Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит
е й : "Перестань, надоело слушать!" Почему он так кричит? Что ответила ему
девочка?
10. "Купи мне мороженое" - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал?
Что говорила ему мама?
11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что
скажет ему бабушка?
12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: "Ерунда, не стоит
благодарности!" Почему он так ответил? Что ему сказал дед?
13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик
просит: "Хочу к окошку..." Почему он так просил? Что ему ответила мама?
14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он
огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил
ей мальчик?
15. Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать.
Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: "Ты почистила зубы?"
Как ты думаешь, что ответила девочка?
16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх.
Как ты считаешь, почему это могло произойти?
22
Рекомендуемая литература
1.
Белопольская
Н.А.
и
др.
«Азбука
настроения».
Развивающая
эмоционально-коммуникативная игра.
2.
Дьяченко
О.М.,
Агеева
Е.Л.
«Чего
на
свете
не
бывает?»
–
М.:
Просвещение,1991 г.
3.
Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
4.
Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль:
Академия развития, 1996 г.
5.
Панфилова
М.А.
«Игротерапия
общения:
тесты
и
коррекционные
игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
6.
Хухлаева
О.
В .
«Ле с е нка
ра д о с т и».-
М.:
И з д а т е л ь с т в о
«Совершенство»,1998г.
7.
Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС,
1995 г.
23