Напоминание

Интегрированное занятие по развитию cвязной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с детьми ОВЗ Тема: "Пересказ "Зима пришла – забавы принесла" с использованием технологии ТРИЗ


Автор: Хасанова Альфия Раиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга"
Населённый пункт: Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по развитию cвязной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с детьми ОВЗ Тема: "Пересказ "Зима пришла – забавы принесла" с использованием технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД по развитию cвязной речи

в старшей группе № 6 компенсирующей направленности с детьми ОВЗ

Тема: «Пересказ «Зима пришла – забавы принесла»

(с использованием технологии ТРИЗ)

г. Югорск

2017 год

Цель: продолжать учить осваивать правила пересказа с использованием технологии ТРИЗ

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.

Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат.

2.

Формировать умение подбирать признаки к словам «Зима», «Снег».

3.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

4.

Закреплять знание алгоритма пересказа.

Коррекционно-развивающие:

1.

Развивать познавательный интерес к природе.

2.

Развивать диалогическую речь посредством театрализации при пересказе.

Коррекционно-воспитательные:

1.

Воспитывать интерес к произведениям.

2.

Закреплять навыки организованного поведения на занятии, формировать

доброжелательность и дружелюбие.

Материал: карточки для артикуляционной гимнастики, картинки и маски с героями сказки для

пересказа; алгоритм пересказа.

Предварительная работа: познакомить со словами вьюга, метель, мороз. Зима пришла – с собой

забавы принесла.

Методы и приемы:

1. Пальчиковый массаж щек

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Упражнения на развитие речевого дыхания;

4. Беседа о зиме

5. Упражнение «Какой» «Какая»

6. Игра «Назови ласково»

7. Физминутка «За окном у нас зима».

8. Пересказ.

9. Релаксация с утяжеленными одеялами.

10. Рефлексия.

Организация

Содержание

Создание

мотивационного

поля.

Дети стоят по кругу.

В: Каждое утро Землю освещает солнышко.

Оно дарит всем свет, тепло и свою улыбку.

И мы с вами тоже улыбнемся соседу справа, слева и гостям.

И передадим друг другу тепло своих ладоней.

Беседа о зиме.

Дыхательная гимнастика

«Снежинка».

На ниточках висят снежинки.

У

снежинок

на

обратной

стороне

приклеены

признаки.

Л: Какое сейчас время года? Как вы узнали?

Л: Как можно заставить снежинки кружиться? (дуть)

Л: Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, не

поднимайте плечи, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на

снежинки. Упражнение повторить 3-5 раз.

В: Ребята, снежинки не простые, а с секретом! Посмотрите, что это?

(признаки)

В: Какой это признак? (Признак «Цвет»).

В: Зима по цвету какая? (белая, блестящая, искристая).

В: Зима по температуре какая? (холодная, морозная)

В: Зима по звуку какая? (скрипучая, хрустящая)

В: Зима по поверхности какая? (пушистая, мягкая)

Игра «Назови ласково»

Л: Давайте поиграем в мяч. Я буду называть слово, а вы будете

говорить о нем ласково:

Мороз-морозец, ветер-ветерок, зима-зимушка, лёд-ледок,

санки-саночки, холод-холодок, дерево-деревце, снег-снежок.

Физминутка

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками

влево-вправо)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются

кругом)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при

ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание)

На интерактивной доске

алгоритм пересказа и

лист для схематизации

Дети сидят на стульях.

В: Присаживайтесь поудобней на стульчики.

- Что значит пересказывать? (Рассказать друг другу о чем - то

интересном)

- Зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы что-нибудь узнать)

- Кто знает много, умный или глупый?( Умный)

- Так зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы больше знать о

мире)

Выразительное чтение

педагогом сказки.

Выставляется карточка УХО

В: Я знаю интересную историю. Называется сказка «Зима пришла –

забавы принесла». Написала ее Любовь Лемешева.

У нас есть ПРАВИЛО – ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ.

«Зима пришла – забавы принесла».

Пригласила Зима в гости Мороза, Вьюгу, Метель. Спрашивает:

«Расскажите гости дорогие, как вы народ развлекаете, да меня

Зимушку хвалите?» Мороз улыбнулся и сказал: «Заморозил я реки и

озёра, нарисовал узоры на окнах, повесил сосульки на крыши домов».

Вьюга закружилась в танце, завыла: «Всё вокруг укрыла снежным

покрывалом. Взрослые и дети играют в снежки, лепят снеговиков,

катаются на санках, на лыжах, на коньках»

Метелица зашумела: «Я замела лесные тропинки, чтобы деревья и

звери спокойно отдыхали».

В народе так и говорят: «Зима пришла – с собой забавы принесла».

В: Что вы сейчас делали? (Слушали сказку)

Схематизация текста по

предложениям

Карточка ГЛАЗ

В: А чтобы её запомнить, что нужно сделать? (Надо её представить

и нарисовать)

СЛЕДУЮЩЕЕ ПРАВИЛО – НАДО ПРЕДСТАВИТЬ

(зарисовка на интерактивной доске)

В: Что мы зарисовывали?

Карточка МАСКА

Самомассаж лица

Самомассаж языка

В: Какое сдедующее правило? Показываем театр.

В: А сейчас мы с вами превратимся в героев сказки и покажем её.

В: Перед тем как выйти на сцену, артистам нужно подготовиться.

Л: Если вьюга кружит, злится, Круговые движения в области лба,

Всюду белый снег кружится, шеи,

В снежных шапках все дома, подбородка.

Это к нам пришла зима.

В: Молодцы, ребята! Вы готовы теперь?

Артикуляционная

гимнастика«Улыбка» «Чищу

зубки» «Расческа»«Блинчик»

«Вкусное варенье«Чашечка»

«Качели» «Футбол»

В: Наш язычок тоже хочет погулять: он проснулся, улыбнулся,

умылся, почистил зубы и причесался, на завтрак поел блинов с

клубничным вареньем и попил чаю, вышел во двор – стал качаться на

качелях потом побежал играть в футбол. Увидел, что полетели

снежинки и стал играть с ними.

Разыгрывание сказки в

диалоге точно по тексту

Карточка МАСКА

В: Ребята, сейчас подходим к столу и берем понравившуюся маску и

превращаемся в артистов.

Театрализация сказки.

Релакс

с

утяжеленными

одеялами

Дети лежат на ковре, укрыт.

утяжеленными одеялами

В:Чем же Зима укрыла землю? (снежным одеялом).

В: Давайте мы с вами тоже спрячемся под снежным одеялом!!!

Она явилась закутанной, белой, холодной.

- Кто ты? – спросили дети.

- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и набросила его на

землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Потом пришел ее

брат – дедушка Мороз. Причудливый узор мороза лег на окна домов,

иней покрыл ветви деревьев. Изредка подымающийся ветерок

пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные,

мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец,

он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как

весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в

преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко

дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется

сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Рефлексия

В: Кто автор?

- Как она называется?

- Кто пригласил Мороза?

-Какой герой тебе больше всего понравился?

- О чем спросила Зима?

- Что сказал Мороз?

- Чему обрадовалась зима?

- Что мы делали? (пересказывали текст)

Самостоятельный пересказ

В: Молодцы,

сказки взрослым Карточка

РОТ

КАКОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО? ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО –

НУЖНО ПОДОЙТИ К ВЗРОСЛЫМ И РАССКАЗАТЬ ИМ.

Подойдите к взрослым и расскажите сказку им.

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.



В раздел образования