Автор: Хасанова Альфия Раиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга"
Населённый пункт: Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по развитию cвязной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с детьми ОВЗ Тема: "Пересказ "Зима пришла – забавы принесла" с использованием технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Конспект НОД по развитию cвязной речи
в старшей группе № 6 компенсирующей направленности с детьми ОВЗ
Тема: «Пересказ «Зима пришла – забавы принесла»
(с использованием технологии ТРИЗ)
г. Югорск
2017 год
Цель: продолжать учить осваивать правила пересказа с использованием технологии ТРИЗ
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.
Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
2.
Формировать умение подбирать признаки к словам «Зима», «Снег».
3.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
4.
Закреплять знание алгоритма пересказа.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развивать познавательный интерес к природе.
2.
Развивать диалогическую речь посредством театрализации при пересказе.
Коррекционно-воспитательные:
1.
Воспитывать интерес к произведениям.
2.
Закреплять навыки организованного поведения на занятии, формировать
доброжелательность и дружелюбие.
Материал: карточки для артикуляционной гимнастики, картинки и маски с героями сказки для
пересказа; алгоритм пересказа.
Предварительная работа: познакомить со словами вьюга, метель, мороз. Зима пришла – с собой
забавы принесла.
Методы и приемы:
1. Пальчиковый массаж щек
2. Артикуляционная гимнастика;
3. Упражнения на развитие речевого дыхания;
4. Беседа о зиме
5. Упражнение «Какой» «Какая»
6. Игра «Назови ласково»
7. Физминутка «За окном у нас зима».
8. Пересказ.
9. Релаксация с утяжеленными одеялами.
10. Рефлексия.
Организация
Содержание
Создание
мотивационного
поля.
Дети стоят по кругу.
В: Каждое утро Землю освещает солнышко.
Оно дарит всем свет, тепло и свою улыбку.
И мы с вами тоже улыбнемся соседу справа, слева и гостям.
И передадим друг другу тепло своих ладоней.
Беседа о зиме.
Дыхательная гимнастика
«Снежинка».
На ниточках висят снежинки.
У
снежинок
на
обратной
стороне
приклеены
признаки.
Л: Какое сейчас время года? Как вы узнали?
Л: Как можно заставить снежинки кружиться? (дуть)
Л: Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, не
поднимайте плечи, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на
снежинки. Упражнение повторить 3-5 раз.
В: Ребята, снежинки не простые, а с секретом! Посмотрите, что это?
(признаки)
В: Какой это признак? (Признак «Цвет»).
В: Зима по цвету какая? (белая, блестящая, искристая).
В: Зима по температуре какая? (холодная, морозная)
В: Зима по звуку какая? (скрипучая, хрустящая)
В: Зима по поверхности какая? (пушистая, мягкая)
Игра «Назови ласково»
Л: Давайте поиграем в мяч. Я буду называть слово, а вы будете
говорить о нем ласково:
Мороз-морозец, ветер-ветерок, зима-зимушка, лёд-ледок,
санки-саночки, холод-холодок, дерево-деревце, снег-снежок.
Физминутка
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками
влево-вправо)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются
кругом)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при
ходьбе на лыжах)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание)
На интерактивной доске
алгоритм пересказа и
лист для схематизации
Дети сидят на стульях.
В: Присаживайтесь поудобней на стульчики.
- Что значит пересказывать? (Рассказать друг другу о чем - то
интересном)
- Зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы что-нибудь узнать)
- Кто знает много, умный или глупый?( Умный)
- Так зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы больше знать о
мире)
Выразительное чтение
педагогом сказки.
Выставляется карточка УХО
В: Я знаю интересную историю. Называется сказка «Зима пришла –
забавы принесла». Написала ее Любовь Лемешева.
У нас есть ПРАВИЛО – ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ.
«Зима пришла – забавы принесла».
Пригласила Зима в гости Мороза, Вьюгу, Метель. Спрашивает:
«Расскажите гости дорогие, как вы народ развлекаете, да меня
Зимушку хвалите?» Мороз улыбнулся и сказал: «Заморозил я реки и
озёра, нарисовал узоры на окнах, повесил сосульки на крыши домов».
Вьюга закружилась в танце, завыла: «Всё вокруг укрыла снежным
покрывалом. Взрослые и дети играют в снежки, лепят снеговиков,
катаются на санках, на лыжах, на коньках»
Метелица зашумела: «Я замела лесные тропинки, чтобы деревья и
звери спокойно отдыхали».
В народе так и говорят: «Зима пришла – с собой забавы принесла».
В: Что вы сейчас делали? (Слушали сказку)
Схематизация текста по
предложениям
Карточка ГЛАЗ
В: А чтобы её запомнить, что нужно сделать? (Надо её представить
и нарисовать)
СЛЕДУЮЩЕЕ ПРАВИЛО – НАДО ПРЕДСТАВИТЬ
(зарисовка на интерактивной доске)
В: Что мы зарисовывали?
Карточка МАСКА
Самомассаж лица
Самомассаж языка
В: Какое сдедующее правило? Показываем театр.
В: А сейчас мы с вами превратимся в героев сказки и покажем её.
В: Перед тем как выйти на сцену, артистам нужно подготовиться.
Л: Если вьюга кружит, злится, Круговые движения в области лба,
Всюду белый снег кружится, шеи,
В снежных шапках все дома, подбородка.
Это к нам пришла зима.
В: Молодцы, ребята! Вы готовы теперь?
Артикуляционная
гимнастика«Улыбка» «Чищу
зубки» «Расческа»«Блинчик»
«Вкусное варенье«Чашечка»
«Качели» «Футбол»
В: Наш язычок тоже хочет погулять: он проснулся, улыбнулся,
умылся, почистил зубы и причесался, на завтрак поел блинов с
клубничным вареньем и попил чаю, вышел во двор – стал качаться на
качелях потом побежал играть в футбол. Увидел, что полетели
снежинки и стал играть с ними.
Разыгрывание сказки в
диалоге точно по тексту
Карточка МАСКА
В: Ребята, сейчас подходим к столу и берем понравившуюся маску и
превращаемся в артистов.
Театрализация сказки.
Релакс
с
утяжеленными
одеялами
Дети лежат на ковре, укрыт.
утяжеленными одеялами
В:Чем же Зима укрыла землю? (снежным одеялом).
В: Давайте мы с вами тоже спрячемся под снежным одеялом!!!
Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и набросила его на
землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Потом пришел ее
брат – дедушка Мороз. Причудливый узор мороза лег на окна домов,
иней покрыл ветви деревьев. Изредка подымающийся ветерок
пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные,
мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец,
он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как
весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в
преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко
дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется
сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
Рефлексия
В: Кто автор?
- Как она называется?
- Кто пригласил Мороза?
-Какой герой тебе больше всего понравился?
- О чем спросила Зима?
- Что сказал Мороз?
- Чему обрадовалась зима?
- Что мы делали? (пересказывали текст)
Самостоятельный пересказ
В: Молодцы,
сказки взрослым Карточка
РОТ
КАКОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО? ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО –
НУЖНО ПОДОЙТИ К ВЗРОСЛЫМ И РАССКАЗАТЬ ИМ.
Подойдите к взрослым и расскажите сказку им.
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.