Напоминание

"Вокальная азбука"


Автор: Лазуткина Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаподготовительный уровень"Вокальная азбука"
Тема: "Вокальная азбука"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вокальная азбука»

Художественной направленности

Возраст обучающихся – 5-6 лет

Срок реализации 1 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Давайте вложим в руки детям, вос-

приимчивым к музыке, тот ключик,

при помощи которого они могут всту-

пить в волшебный сад музыки, чтобы

приумножить смысл всей их жизни».

Золтан Кодай

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная

азбука» составлена для детей 5-6 лет на основе Программы музыкального образования де-

тей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костина («Линка-Пресс» М. 2008г.)

и разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №

273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и

науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка ор-

ганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеоб-

разовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительно-

го образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ

04 июля 2014 года №41; «Программы развития воспитательной компоненты в общеоб-

разовательных учреждениях» утвержденной Министерством образования и науки от

13.05.2013г. №ИР-352/09; Концепции развития дополнительного образования детей на

2014-2020гг.,

утвержденной

решением

правительства

Российской

Федерации

от

04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального зака-

за общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. В ней на-

шли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики, это обогаща-

ет учебный процесс, делает его более интересным и доступным, насколько возможно, по-

могает сохранить здоровье детей, создать для них «ситуацию успеха», прививает чувство

коллективизма (ансамблевое пение), повышает результативность обучения; осуществляет

специфический подход к обучению, учитывая возраст, возможности:

- ориентир на дошкольный возраст 5-6 лет, как наиболее благоприятный в плане раз-

вития средствами музыки;

- опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;

- использование широкого комплексного подхода с опорой на синтез различных ви-

дов искусств.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и му-

зыкальные способности, художественный вкус, кругозор, успешно осуществляется общее

развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются речь, ребенок учит-

ся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, свя-

занный с работой жизненно важных систем, важно, чтобы голосообразование было пра-

вильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел

легко и с удовольствием. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценно-

стью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная

азбука» имеет художественную направленность, так как приобщает к системе специаль-

ных знаний, умений и навыков, которые позволяют активно обогащать и расширять опыт

музыкально-творческой деятельности обучающихся и способствует активизации развития

творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.

2

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная азбука» соответ-

ствует подготовительному (общеэстетическому) уровню обучения и включает 1 модуль.

В результате обучения по программе подготовительного уровня (общеэстетическо-

го) выпускник научится:

понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, вдох, атака и снятие, ха-

рактер звуковедения);

принимать правильную певческую установку и во время пения держаться свобод-

но, без напряжения;

делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч удерживать дыхание до кон-

ца фразы;

внятно произносить слова, понимая их смысл;

выполнять задания на голосовые сигналы доречевой коммуникации;

различать звуки по высоте, слышать движение мелодии (поступенное и скачкооб-

разное) и чисто интонировать;

петь легко, не форсируя звук;

петь ансамблем и без него;

эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

исполнять элементарный песенный репертуар с учетом возрастных особенностей

под минусовую фонограмму;

дополнять вокальный номер элементарными сценическими движениями.

Выпускник получит возможность:

выполнять дыхательные, дикционные и артикуляционные упражнения;

интонировать мелодическую линию в диапазоне от примы до септимы,

воспроиз-

водить простейший ритмический рисунок;

чувствовать, слышать и пассивно контролировать свой голос;

работать над этапами разучивания репертуара (работа над текстом, закрепление

пройденного на уроке материала, отработка сценических элементов номера);

выступать на сценических площадках;

проявлять активность в песенном творчестве.

Результаты работы будут отслеживаться: умением ребенка применять получен-

ные знания в разучиваемых песнях, постановке и показе готового номера, методом на-

блюдения, опроса, способом прослушивания, тестирования, контрольно – измерительным

материалом.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы бу-

дут проходить в форме концерта.

Программа подготовителного уровня

рассчитана на 1 год обучения (общеэсте

-

тический). Учебный процесс организован в форме групповых, мелкогрупповых и индиви-

дуальных учебных занятий. Индивидуальные и мелкогрупповые (2-3 человека) занятия

проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в год), групповые занятия

(вокальный ансамбль, 4 - 8 человек) – 2 раза в неделю по 1 академических часа (72 часа в

год).

Программа адресована обучающимся 5-6 лет. На подготовительный уровень при-

нимаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и же-

3

лают научиться красиво петь. Они проходят прослушивание, направленное на выявление

их индивидуальных способностей и склонности к выбранной деятельности.

На прослушивании оценивается:

- чистота интонирования;

- музыкальный слух, ритм, память;

- дикция;

- эмоциональность исполнения;

- индивидуальность тембра, сила голоса.

По результатам прослушивания зачисление происходит в соответствии с заявле-

нием родителей (законных представителей), на основании договора и согласия на персо-

нальную обработку данных.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

первого модуля (подготовительный уровень):

Предметные:

знает первичные вокальные термины и понятия;

знает что такое голосовой аппарат и основные правила охраны голоса;

знает основные певческие навыки: правильное положение корпуса, дыхание, арти-

куляция, атака звука, пение на опоре, звукообразование;

понимает место дикции в исполнительской деятельности;

знает что такое мелодия и аккомпонимент

;

знает элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и

т.д.)

знает что такое ансамбль;

знает что такое микрофон;

знает кто такой дирижер;

понимает элементарные дирижерские жесты и правильно следует им (внимание,

вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

Метапредметные:

умеет петь вокальные упражнения;

умеет выполнять под контролем педагога дыхательные, дикционные и артикуляци-

онные упражнения;

умеет распределять и удерживать дыхание до конца фразы, петь и слушать унисон;

умеет петь под минусовую фонограмму с поддержкой мелодии и самостоятельно;

умеет правильно держать микрофон;

умеет применять элементарные сценические движениями для украшения вокаль-

ного номера;

умеет оценивать правильное и неправильное звучание голоса .

Личностные:

проявляет интерес к певческой деятельности и первоначальному опыту достиже-

ния творческого результата;

проявляет ответственное отношения к учению;

проявляет осознанное и уважительное отношение к участникам коллектива.

Цель:

4

создание условий для формирования музыкальной культуры ребенка, раскрытия

его творческого потенциала и развитие природных данных.

Задачи:

Формировать интерес к вокальному искусству, певческие умения и навыки, вну-

треннюю мотивацию к творческому самовыражению;

Развивать певческий голос, музыкальный слух, координацию слуха и голоса, чи-

стоту интонирования, дикцию, певческое дыхание, артикуляцию;

Приобщать к музыкально-художественной культуре.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Подготовительный модуль

(общеэстетический, 1 год обучения)

1 год обучения (вокальный ансамбль)

Название раздела, темы

Количество часов

Формы ат-

тестации/

контроля

по разде-

лам

Теория

Прак-

тика

Всего

I

Певческая деятельность.

3

-

3

1

Вводная беседа.

1

-

1

Беседа, опрос

2

Роль и значения пения.

1

-

1

Беседа, на-

блюдение,

ким

3

Певческий голос.

1

1

наблюдение,

собеседова-

ние, ким

II

Формирование детского голоса.

7

15

22

1

Пение учебно-тренировочного ма-

териала.

6

14

20

Прослушива-

ние, наблюде-

ние, самосто-

ятельная ра-

бота, дигно-

стика, ким

2

Импровизация.

1

1

2

Наблюдение,

прослушива-

ние, диагоно-

стика

III

Работа над певческим репертуа-

ром.

10

28

38

1

Вокально-интонационная работа.

6

18

24

Прослушива-

ние, наблюде-

ние, самосто-

ятельная ра-

бота, ким,

концерт

2

Сценический

образ,

сценические

движения.

2

5

7

Наблюдение,

самостоятель-

ная работа,

концерт

3

Работа с микрофоном.

2

5

7

Наблюдение,

самостоятель-

ная работа,

5

концерт

IV

Формирование

сценической

культуры

3

6

9

1

Культуру поведения на сцене.

3

1

4

Наблюдение,

беседа, само-

стоятельная

работа, ким

2

Репетиционно – постановочная дея-

тельность.

-

5

5

Наблюдение,

самостоятель-

ная работа,

показ.

Итого:

23

49

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел I.

Певческая деятельность

(3ч.)

Тема 1. Вводная беседа.

Теория: Понятие «ансамбль».

Тема 2. Роль и значения пения.

Теория:

Пения и его влияние на развитие, и здоровье

человека.

Тема 3. Певческий голос.

Теория: Певческий голос, его строение.

Раздел I

I

. Формирование детского голоса (22ч.)

Тема 1. Пение учебно-тренировочного материала.

Теория: Певческое дыхание.

Дикция. Артикуляция. Мышечные зажимы. Голосовые за-

жимы. Эмоциональная выразительность исполнения.

Практика: Дыхательная гимнастика.

Певческая установка.

Артикуляционная гимнасти-

ка; Звукообразование и голосоведение. Упражнения над интонированием. Укрепление

примарной зоны. Работа над звуковедением. Эмоциональная выразительность исполне-

ния. Упражнения на головной и грудной регистры.

ФМРГ 1 цикл. ФМРГ 2 цикл. ФМРГ 3

цикл. ФМРГ 4 цикл.

Тема 2. Вокальные импровизации.

Теория: Понятие импровизации.

Практика: Звукоподражание.

Раздел

III

. Работа над певческим репертуаром(38 ч.)

интонирование слова

Тема 1. Вокальная - интонационная работа.

Теория:

Построение песни. Унисон. Кульминация. Драматургия номера. Основные

средства выразительности. Музыкальное сопровождение.

Практика:

Осмысление и работа над текстом. Звукообразование и голосоведение.

Формирование

унисона.

Штрихи.

Мелодическая

линия.

Мелодический

ансамбль.

Дикционный ансамбль. Динамический ансамбль. Темповый ансамбль. Ритмический

ансамбль. Тембровый ансамбль. Осмысление музыкального образа. Связь голосовой

партии с сопровождением. Пение под фонограмму, а капелла

Тема 2. Сценический образ, сценические движения.

Теория:

Актёрское мастерство исполнителя. Сценическое действие.

Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоционально - образная выразитель-

ность. Разучивание танцевальных элементов. Соединение пения с элементами сцениче-

ского движения.

Тема 3. Работа с микрофоном.

Теория: Фонограмма. Микрофон

Практика: Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Контроль своего голоса.

Раздел

IV

. Формирование музыкальной культуры(11ч.)

Тема1. Культуру поведения на сцене.

6

Теория: Музыкальная, сценическая культура исполнителя. Средства музыкальной вырази-

тельности. Средства внемузыкальной выразительности

(манера исполнения, внешний вид,

движения и поза).

Практика: Просмотр видеоматериала.

Тема 2. Репетиционная – постановочная деятельность.

Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка элементов но-

мера. Отработка номера в динамике. Показ номера.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная азбука»

лежат следующие методические принципы:

единство технического и художественно – эстетического развития обучающихся;

последовательность овладения навыками певческого исполнительства;

принцип эмоционального положительного фона обучения;

индивидуальный подход к обучающимся.

Необходимо знать закономерности вокального развития детей и уметь предугадать

динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и

полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной

музыкальной жизни. В процессе работы большое внимание уделяется развитию вокаль-

ных навыков, чувству ритма, стиля, художественного образа, а также осмысленности и ис-

кренности исполнения.

Методическое сопровождение:

учебной работы педагога:

методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;

авторские методики проведения занятий Емельянова В.В. «Фонопедический метод

развития голоса», Сетт Ригса «Речевая манера пения», Дмитриева Л.Б. «Основы вокаль-

ной методики»;

воспитательной работы педагога:

методика формирования коллектива;

методика организации воспитательной работы.

работа педагога по организации учебной деятельности:

методика анализа результатов деятельности;

массовой работы:

методика организации и проведения массового мероприятия (праздники, мероприя-

тия, конкурсы, викторина, музыкальные игры и др.).

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог исполь-

зует наглядные пособия следующих видов: картинный и картинно-динамический (иллю-

страции, слайды, фотоматериал, презентации); звуковой (аудиозаписи); смешанный (ви-

деозаписи, телепередачи, учебные фильмы); дидактические пособия (карточки, раздаточ-

ный материал, упражнения, практические задания); обучающие прикладные программы в

электронном виде (CD, DVD, флешкарты); учебные пособия, журналы, книги; тематиче-

ские подборки текстов песен, сценариев.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учеб-

ным планом, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их

развития и способностями.

7

В основу разработки программы «Вокальная азбука»

положены методы и технологии,

ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: соеди-

нение традиционных и современных образовательных технологий форм работы:

Методами, в основе которых лежит деятельность обучающихся являются:

объяснительно-иллюстративный (методы обучения, при использовании которых

обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности);

частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение по

ставленной задачи совместно с педагогом);

исследовательский (овладение обучающихся самостоятельной творческой рабо-

ты);

творческий (определяет качественный результативный показатель практического

воплощения художественного образа в вокальном исполнительстве);

импровизации и сценического движения (позволяет поднять у обучающихся ис

полнительское мастерство на новый уровень, передавать исполняемый репертуар

различными средствами исполнительской выразительности);

фонетический (способствуют осознанию обучающимся механизма звукообразова

ния, выработке координации слуха и голоса, позволяет обучающимся добиваться

легкости, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных):

импровизация и сценического движения – (способствует умению обучающихся

держаться и двигаться на сцене, раскрепощаться перед зрителями и слушателями.

Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство

на новый профессиональный уровень).

игровые технологии - (повышают творческую активность ребенка, расширяет кру-

гозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и на-

выки, необходимые в практической деятельности, способствуют раскрепощению

обучающихся, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений).

информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)- (повышает интерес де-

тей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоми-

нающимся

).

здоровьесберегающие технологии – (разогревание и настройка голосового аппа-

рата певцов к работе через фонопедический метод развития голоса (ФМРГ); разви-

тие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания произве-

дениях; подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппа-

рата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и

фонация на одном звуке); снятие внутреннего напряжения, ощущения психологи-

ческой и физической раскованности через дыхательные упражнения, физ. минутки,

аутотренинги, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения для раз-

вития показателей певческого голосообразования, голосовые сигналы доречевой

коммуникации, массаж - лицевой, резонаторный).

По типу занятия в Программе:

вводное занятие проводится в начале образовательного процесса с целью ознаком-

ления с предстоящими видами и тематикой обучения;

индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых излагаются тео-

ретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;

коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают

музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музы-

кальной пластики;

8

комбинированные, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музы-

кальными примерами, видеоматериалами, показом педагога;

занятия-постановки (репетиции), на которых отрабатываются концертные номе-

ра, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене;

открытые занятия, которые проводятся для родителей, педагогов, гостей.

Формы проведения занятий:

-

практические занятия;

-

мастер-классы;

-

уроки-концерты;

-

творческие отчеты.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса обучающих-

ся по программе «Вокальная азбука» проводится с целью управления его качеством, по-

вышения эффективности создания условий для развития и реализации творческих способ-

ностей обучающихся посредством развития певческих навыков и исполнительского ма-

стерства. Для определения уровня освоения программного материала используются следу-

ющие способы отслеживания результатов:

наблюдение;

тестирование;

диагностика;

собеседование;

Самостоятельная работа;

Ким;

Выступление, показ, концерт.

Мониторинг по программе «Вокальная азбука» проводится 3 раза в год:

первичная диагностика (даёт педагогу представление о музыкальных данных буду-

щего ученика);

на начало учебного года (стартовая диагностика);

на конец учебного года (промежуточная диагностика) при переходе обучающегося

на 1 модуль начального уровня образовательной программы «Эстрадный вокал»

на конец учебного года (итоговая диагностика) при окончании модуля и за-

вершении программы «Вокальная азбука» «Вокальная азбука» Исходя из результа-

тов диагностики развития музыкальных способностей, намечается дальнейший

путь работы с обучающимися. Учитывая то, что обучающиеся отличаются друг от

друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками

в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуаль-

ные занятия.

Первичная диагностика.

Первичная диагностика проходит в виде прослушивания для выявления начального

уровня музыкальных способностей ребёнка и состояние его эмоциональной сферы.

Проверяет внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мело-

дический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или

придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость,

напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и вы-

доха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость

на музыку. А также контролирует и анализирует состояние здоровья поступающего, воз-

растные изменения голосового аппарата. При необходимости рекомендует консультацию

врача-отоларинголога.

Стартовая диагностика.

9

Проводится диагностика для сравнения исходного уровня обученности с конечным

результатом, что позволяет измерить «прирост» знаний, анализировать динамику и эф-

фективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» пе-

дагога в обученность ребенка.

Промежуточная диагностика.

Осуществляется промежуточная диагностика посредством наблюдения за деятельно-

стью обучающихся в процессе занятий, для отслеживания динамики развития творческих

способностей детей, коррекции образовательного процесса.

Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года с целью подведе-

ние итогов освоения образовательной программы.

Обязательным компонентом педагогического процесса является контроль за ре-

зультатами обучения обучающегося. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обу-

чения.

Используются следующие виды контроля:

диагностического исследования;

тестирование и анкетирование;

контрольно измерительные материалы;

педагогическое наблюдение;

концерты;

фестивали – конкурсы.

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм выяв-

ления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр способов и форм

предъявления результатов

·

прослушивание;

·

беседа;

·

опрос;

·

наблюдение;

·

слуховой контроль;

·

Кимы;

·

самостоятельная работа;

·

концерты;

·

фестивали-конкурсы.

·

дипломы;

·

благодарственные пись-

ма;

·

протоколы диагностики;

·

СМИ.

·

КИМ;

·

критерии результативности

(Приложение 1,2,3);

·

устная оценка (похвала, пе-

дагогическая поддержка);

·

концерты;

·

портфолио;

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной обще-

развивающей программы:

самоанализ;

коллективный анализ выступлений;

открытые занятия для родителей;

самостоятельная работа;

концерты;

фестивали-конкурсы.

Мониторинг качества обучения позволяет педагогу грамотно вносить необходимые со-

ответствующие изменения в содержание общеобразовательной общеразвивающей про-

граммы и в условия ее реализации; в планирование творческого процесса и организацию

педагогической поддержки обучающимся.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРО-

ГРАММЫ

10

К важнейшим условиям реализации данной образовательной программы можно отне-

сти формирование такой образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания,

сотрудничества, искренности. Атмосфера должна располагать к высказыванию своего

мнения и идей, к проявлению своих способностей, без осуждения и подавления. Таким об-

разом, создается комфортная психологическая обстановка, позволяющая каждому ребенку

и педагогу реализовать свой творческий потенциал.

Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы:

просторный кабинет с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, хорошо осве-

щенный, соответствующий требованиям СанПИна;

Средства технического обеспечения - акустическая система, ноутбук, МД, микрофоны,

телевизор; шкафы для учебных пособий, стулья, учительский стол, сцена, зеркала;

Доступ к сети Интеренет; Музыкальный инструмент (рекомендуется синтезатор);

Для реализации поставленных в программе задач необходимо наличие современной, ка-

чественно оборудованной звукоизолированной, освещённой звуковой студии – запись

бэк - вокала, «плюсовых» фонограмм;

Наличие коллекции костюмов и костюмерной для их хранения.

Дидактическое обеспечение программы: методическая литература, дидактический и

раздаточный материал. Наличие качественной фонотеки и видеотеки с записями выступ-

лений мастеров российской, зарубежной эстрады, а также записи выступления обучаю-

щихся студии.

Образовательный процесс организуется на основе системного планирования и анализа

результатов учебной деятельности каждого обучающегося. Подбираются педагогические

методики для диагностирования ЗУН и музыкальных способностей обучащаюгося. Си-

стемно ведётся работа по заполнению индивидуальных учебных планов и классного жур-

нала, а также журнала по ТБ. Ежегодно ведётся корректировка образовательной програм-

мы через корректировку индивидуальных планов, планирование воспитательной работы,

работы с родителями.

Кадровое обеспечение программы. Для эффективности и высокого качества образова-

тельного процесса в рамках данной образовательной программы необходимо наличие

опыта работы педагога в данной сфере, имеющего навык работы с компьютером, музы-

кальной аппаратурой, что, несомненно, будет способствовать более качественной профес-

сионально ориентированной подаче материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

1.

Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией Петровского

А.В., М.,Просвещение 1973. С -188.

2.

Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.

3.

Ветлугина Н.А. (изд.) и др. Методика музыкального воспитания в детском

саду

4.

Белова Е. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.,

1998.

5.

Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.,

2000.Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение

на всех этапах жизни. — СПб., 2001.

6.

Детский голос / Под редакцией Шацкой В.Н. – М.: Педагогика, 1970. С –

122.

7.

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М., Изд. МГПИ,

1983

г.

8.

Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка. - Минск: Изд.

"ТетраСистемс", 2007 г.

9.

Кацер О.В. Игровая методика обучения пению детей: Учебно-

методическое пособие. - СПб.: "Музыкальная палитра", 2005 г.

10. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития

ребенка. - Ярославль: Академия развития, 2008 г.

11. Овчинникова Т. Пение и логопедия. - СПб.: Изд. "Союз художников",

2005 г.

12. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь// Песни и упражнения для

развития голоса у детей с 6 лет. - М., "Просвещение", 2003 г.

13. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного воз-

раста «Камертон» Э.П.Костина («Линка-Пресс» М. 2008г.)

14. Детский голос / Под редакцией Шацкой В.Н. – М.: Педагогика, 1970. С –

122.

15. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж

.

16. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М.: АСТ, 2006.

17. О.Ю. Ермолаева - Томина «Постановка голоса и дыхания» «Центр, «Поли-

граф» 2008г.

18. О.Л. Сафронова «Распевки» «Планета музыки» 2009г.

19. О.А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества»

Волгоград 2009г.

20. Риггс С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер ,

2007.

21. Белозерова И. В. Методическая рекомендация «Артикуляция как важней-

шая часть вокально-хоровой работы». СП-б., 2006 г.

Приложение 1

Контрольно-измерительная карта подготовительного модуля обучения

12

Уровень

оценки

Дыхание

Звуковеде-

ние

Чистота ин-

тонирования

Артикуляция

Манера исполнения

Сценический об-

раз

Работа с микрофо-

ном

Форма контроля

Низкий(н)

Ключичное

дыхание,

поднимаются

плечи на вдо-

хе, короткий

выдох.

Неровное

позицион-

но; Без-

опорно

«Пестрота»

гласных».

Грязное ин-

тонирование.

Позиционная

«грязь». По-

теря мелоди-

ческой линии

Скованный или вялый

артикуляционный

аппарат; Зажата ниж-

няя челюсть. Отсут-

ствует «улыбка», «зе-

вок».

Не эмоциональное

исполнение, не

чувствуя характер

музыки. Нет по-

стоянной фикса-

ции микрофона.

Прослушивание.

Наблюдение. Вы-

ступление

Средний(с)

Грудное ды-

хание: ко-

роткий вдох,

короткий вы-

дох.

Неровное

позицион-

но пение

на опоре

коротких

фраз; плав-

ное пропе-

вание глас-

ных.

Чистая инто-

нация; Пози-

ционная

«грязь».

Свободный артикуля-

ционный аппарат-

вялые губы, не прого-

варивание некоторых

согласных. Умение ис-

пользовать «зевок» и

« улыбку» под контро-

лем педагога.

Исполнение песни

в характере, пыта-

ясь создать образ.

Контроль работы с

микрофоном.

Прослушивание.

Наблюдение.

Выступление.

Высокий(в)

Брюшное ды-

хание: ко-

роткий вдох,

продолжи-

тельный вы-

дох на опоре.

Ровное пе-

ние на опо-

ре ко-

ротких

фраз, плав-

но соеди-

няя звуки.

Чистая инто-

нация; Высо-

кая певческая

позиция.

Активный артикуля-

ционный аппарат.

Красивая мимика, по-

нятная дикция, вы-

равненные гласные.

Умение использо-

вать «улыбку» и

«зевок», переда-

вать образ испол-

няемой песни.

Прослушивание.

Наблюдение.

Выступление.

Приложение 2

13

Контрольно-измерительные материалы по программе «Вокальная аз-

бука» (теория)

Контрольные вопросы для обучающихся дошкольного возраста (5 -6 лет)

1.Как называются знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)

2.Как называются пять линеек, на которых пишутся ноты? (нотный стан)

3.Что такое звукоряд? (определённая последовательность звуков)

4.Как называется ключ в музыке? (скрипичный)

5.Кто управляет хором, оркестром?(дирижер)

6.Кто играет и поет музыку? (исполнитель)

7.Как называют человека, который поет один? (солист)

8.Что такое ансамбль, хор, оркестр? (коллектив исполнителей)

9.Кто сочиняет музыку?(композитор)

10.Чем пользуется композитор для сочинения музыки?(звуками)

11.Какие звуки бывают?(шумовые и музыкальные)

12.Исполнитель - это тот, кто..? играет и поет музыку

13. Правильное положение тела во время пения в положении стоя?

(Тело расслаблено, плечи опущены, спина прямая, руки вдоль тела, ноги пря-

мые, на ширине плеч, подбородок параллельно полу, шею не вытягивать, не

напрягать).

Приложение 3

Вокальный ансамбль

Уровень оценива-

ния

Критерии оценивания выступления

Высокий (в)

регулярное посещение предмета, отсутствие

пропусков без уважительных причин, знание и чистое интониро-

вание голосовой партии в разучиваемых произведениях

, эмоциональная подача исполняемых песен, активная работа на

занятиях, участие в мероприятиях, концертах коллектива.

Средний(с)

регулярное посещение предмета, отсутствие пропусков без ува-

жительных причин, работа на занятиях, знание и чистое интони-

рование голосовой партии в разучиваемых произведениях с по-

терей позиции, недостаточно проработаны технические фрагмен-

тов (вокально-интонационная неточность), участие в мероприяти-

ях, концертах коллектива.

Низкий(н)

нерегулярное посещение предмета без ув. причины,

пассивная работа в классе, неуверенные знания голосовой пар-

тии, участие в отчетном концерте и в случае пересдачи партий; не

допуск к участию в фестивале - конкурсе.

14

Критерии оценки

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеобразовательная общеразвивающая

рабочую программу «Вокальная азбука» (ансамбль), следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям в вокальном

ансамбле;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом исполнительстве,

- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков (ровное звучание на

всем диапазоне; развитое певческое дыхание; навыки правильной артикуляции и дикции;

грамотное исполнение музыкального материала; чистота интонирования);

- степень выразительности исполнения и умения свободно держаться на сцене;

- учебная дисциплина участника коллектива;

- степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

Календарный учебный график подготовительного модуля обучения (1 год обучения)

№ Сроки проведе-

Тема раздела,

Количество

Форма

Форма

Место

15

п/

п

ния

занятия

часов

проведе-

ния заня-

тия

контроля

проведе-

ния

тео

ри

я

пр

ак-

ти-

ка

все

го

месяц

не-

деля

1

сентябрь

1-2

Певческая де-

ятельность

3

0

3

Учебное

занятие,

беседа,

презента-

ция, урок-

игра.

Наблюде-

ние,

слуховой

контроль,

беседа

МАУДО г

Нижне-

вартовска

«ЦДТ»,

ул. Лени-

на, 9-а

2

сентябрь

3-4

Формирова-

ние детского

голоса.

7

15

22

Учебное

занятие

урок-

игра,

практиче-

ская отра-

ботка

умений

Наблюде-

ние, бесе-

да, прослу-

шивание.

МАУДО г

Нижне-

вартовска

«ЦДТ»,

ул. Лени-

на, 9-а

3

октябрь

1-4

4

январь

3-4

5

февраль

1-3

6

Октябрь

4

Работа над

певческим ре-

пертуаром

10

28

38

Учебное

занятие,

урок- бе-

седа,

практиче-

ские заня-

тия.

Урок -пу-

теше-

ствие

Наблюде-

ние, опрос,

прослуша-

ние, Кимы,

концерт

МАУДО г

Нижне-

вартовска

«ЦДТ»,

ул. Лени-

на, 9-а

7

ноябрь

1-4

8

декабрь

1-2

9

февраль

3,4

10

март

1-4

11

апрель

1-4

12

май

1

13

октябрь

4

Формирова-

ние

музы-

кальной

культуры.

3

6

9

Учебное

занятие,

урок- бе-

седа, урок

–путеше-

ствие,уро

к-игра.

Наблюде-

ние, опрос,

беседа,

МАУДО г

Нижне-

вартовска

«ЦДТ»,

ул. Лени-

на, 9-а

14

декабрь

3,4

15

январь

2

16

март

4

17

май

4

18

май

2-4

Промежуточная аттестация/стартовая аттестация

23

49

72

16



В раздел образования