Автор: Лазуткина Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаподготовительный уровень"Вокальная азбука"
Тема: "Вокальная азбука"
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокальная азбука»
Художественной направленности
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Срок реализации 1 год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Давайте вложим в руки детям, вос-
приимчивым к музыке, тот ключик,
при помощи которого они могут всту-
пить в волшебный сад музыки, чтобы
приумножить смысл всей их жизни».
Золтан Кодай
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная
азбука» составлена для детей 5-6 лет на основе Программы музыкального образования де-
тей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костина («Линка-Пресс» М. 2008г.)
и разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка ор-
ганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеоб-
разовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительно-
го образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ
04 июля 2014 года №41; «Программы развития воспитательной компоненты в общеоб-
разовательных учреждениях» утвержденной Министерством образования и науки от
13.05.2013г. №ИР-352/09; Концепции развития дополнительного образования детей на
2014-2020гг.,
утвержденной
решением
правительства
Российской
Федерации
от
04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов.
Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального зака-
за общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. В ней на-
шли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики, это обогаща-
ет учебный процесс, делает его более интересным и доступным, насколько возможно, по-
могает сохранить здоровье детей, создать для них «ситуацию успеха», прививает чувство
коллективизма (ансамблевое пение), повышает результативность обучения; осуществляет
специфический подход к обучению, учитывая возраст, возможности:
- ориентир на дошкольный возраст 5-6 лет, как наиболее благоприятный в плане раз-
вития средствами музыки;
- опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;
- использование широкого комплексного подхода с опорой на синтез различных ви-
дов искусств.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и му-
зыкальные способности, художественный вкус, кругозор, успешно осуществляется общее
развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются речь, ребенок учит-
ся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, свя-
занный с работой жизненно важных систем, важно, чтобы голосообразование было пра-
вильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел
легко и с удовольствием. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценно-
стью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная
азбука» имеет художественную направленность, так как приобщает к системе специаль-
ных знаний, умений и навыков, которые позволяют активно обогащать и расширять опыт
музыкально-творческой деятельности обучающихся и способствует активизации развития
творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.
2
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная азбука» соответ-
ствует подготовительному (общеэстетическому) уровню обучения и включает 1 модуль.
В результате обучения по программе подготовительного уровня (общеэстетическо-
го) выпускник научится:
понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, вдох, атака и снятие, ха-
рактер звуковедения);
принимать правильную певческую установку и во время пения держаться свобод-
но, без напряжения;
делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч удерживать дыхание до кон-
ца фразы;
внятно произносить слова, понимая их смысл;
выполнять задания на голосовые сигналы доречевой коммуникации;
различать звуки по высоте, слышать движение мелодии (поступенное и скачкооб-
разное) и чисто интонировать;
петь легко, не форсируя звук;
петь ансамблем и без него;
эмоционально откликаться на музыкальные произведения;
исполнять элементарный песенный репертуар с учетом возрастных особенностей
под минусовую фонограмму;
дополнять вокальный номер элементарными сценическими движениями.
Выпускник получит возможность:
выполнять дыхательные, дикционные и артикуляционные упражнения;
интонировать мелодическую линию в диапазоне от примы до септимы,
воспроиз-
водить простейший ритмический рисунок;
чувствовать, слышать и пассивно контролировать свой голос;
работать над этапами разучивания репертуара (работа над текстом, закрепление
пройденного на уроке материала, отработка сценических элементов номера);
выступать на сценических площадках;
проявлять активность в песенном творчестве.
Результаты работы будут отслеживаться: умением ребенка применять получен-
ные знания в разучиваемых песнях, постановке и показе готового номера, методом на-
блюдения, опроса, способом прослушивания, тестирования, контрольно – измерительным
материалом.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы бу-
дут проходить в форме концерта.
Программа подготовителного уровня
рассчитана на 1 год обучения (общеэсте
-
тический). Учебный процесс организован в форме групповых, мелкогрупповых и индиви-
дуальных учебных занятий. Индивидуальные и мелкогрупповые (2-3 человека) занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в год), групповые занятия
(вокальный ансамбль, 4 - 8 человек) – 2 раза в неделю по 1 академических часа (72 часа в
год).
Программа адресована обучающимся 5-6 лет. На подготовительный уровень при-
нимаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и же-
3
лают научиться красиво петь. Они проходят прослушивание, направленное на выявление
их индивидуальных способностей и склонности к выбранной деятельности.
На прослушивании оценивается:
- чистота интонирования;
- музыкальный слух, ритм, память;
- дикция;
- эмоциональность исполнения;
- индивидуальность тембра, сила голоса.
По результатам прослушивания зачисление происходит в соответствии с заявле-
нием родителей (законных представителей), на основании договора и согласия на персо-
нальную обработку данных.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
первого модуля (подготовительный уровень):
Предметные:
знает первичные вокальные термины и понятия;
знает что такое голосовой аппарат и основные правила охраны голоса;
знает основные певческие навыки: правильное положение корпуса, дыхание, арти-
куляция, атака звука, пение на опоре, звукообразование;
понимает место дикции в исполнительской деятельности;
знает что такое мелодия и аккомпонимент
;
знает элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и
т.д.)
знает что такое ансамбль;
знает что такое микрофон;
знает кто такой дирижер;
понимает элементарные дирижерские жесты и правильно следует им (внимание,
вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
Метапредметные:
умеет петь вокальные упражнения;
умеет выполнять под контролем педагога дыхательные, дикционные и артикуляци-
онные упражнения;
умеет распределять и удерживать дыхание до конца фразы, петь и слушать унисон;
умеет петь под минусовую фонограмму с поддержкой мелодии и самостоятельно;
умеет правильно держать микрофон;
умеет применять элементарные сценические движениями для украшения вокаль-
ного номера;
умеет оценивать правильное и неправильное звучание голоса .
Личностные:
проявляет интерес к певческой деятельности и первоначальному опыту достиже-
ния творческого результата;
проявляет ответственное отношения к учению;
проявляет осознанное и уважительное отношение к участникам коллектива.
Цель:
4
создание условий для формирования музыкальной культуры ребенка, раскрытия
его творческого потенциала и развитие природных данных.
Задачи:
Формировать интерес к вокальному искусству, певческие умения и навыки, вну-
треннюю мотивацию к творческому самовыражению;
Развивать певческий голос, музыкальный слух, координацию слуха и голоса, чи-
стоту интонирования, дикцию, певческое дыхание, артикуляцию;
Приобщать к музыкально-художественной культуре.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Подготовительный модуль
(общеэстетический, 1 год обучения)
1 год обучения (вокальный ансамбль)
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы ат-
тестации/
контроля
по разде-
лам
Теория
Прак-
тика
Всего
I
Певческая деятельность.
3
-
3
1
Вводная беседа.
1
-
1
Беседа, опрос
2
Роль и значения пения.
1
-
1
Беседа, на-
блюдение,
ким
3
Певческий голос.
1
1
наблюдение,
собеседова-
ние, ким
II
Формирование детского голоса.
7
15
22
1
Пение учебно-тренировочного ма-
териала.
6
14
20
Прослушива-
ние, наблюде-
ние, самосто-
ятельная ра-
бота, дигно-
стика, ким
2
Импровизация.
1
1
2
Наблюдение,
прослушива-
ние, диагоно-
стика
III
Работа над певческим репертуа-
ром.
10
28
38
1
Вокально-интонационная работа.
6
18
24
Прослушива-
ние, наблюде-
ние, самосто-
ятельная ра-
бота, ким,
концерт
2
Сценический
образ,
сценические
движения.
2
5
7
Наблюдение,
самостоятель-
ная работа,
концерт
3
Работа с микрофоном.
2
5
7
Наблюдение,
самостоятель-
ная работа,
5
концерт
IV
Формирование
сценической
культуры
3
6
9
1
Культуру поведения на сцене.
3
1
4
Наблюдение,
беседа, само-
стоятельная
работа, ким
2
Репетиционно – постановочная дея-
тельность.
-
5
5
Наблюдение,
самостоятель-
ная работа,
показ.
Итого:
23
49
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел I.
Певческая деятельность
(3ч.)
Тема 1. Вводная беседа.
Теория: Понятие «ансамбль».
Тема 2. Роль и значения пения.
Теория:
Пения и его влияние на развитие, и здоровье
человека.
Тема 3. Певческий голос.
Теория: Певческий голос, его строение.
Раздел I
I
. Формирование детского голоса (22ч.)
Тема 1. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Певческое дыхание.
Дикция. Артикуляция. Мышечные зажимы. Голосовые за-
жимы. Эмоциональная выразительность исполнения.
Практика: Дыхательная гимнастика.
Певческая установка.
Артикуляционная гимнасти-
ка; Звукообразование и голосоведение. Упражнения над интонированием. Укрепление
примарной зоны. Работа над звуковедением. Эмоциональная выразительность исполне-
ния. Упражнения на головной и грудной регистры.
ФМРГ 1 цикл. ФМРГ 2 цикл. ФМРГ 3
цикл. ФМРГ 4 цикл.
Тема 2. Вокальные импровизации.
Теория: Понятие импровизации.
Практика: Звукоподражание.
Раздел
III
. Работа над певческим репертуаром(38 ч.)
интонирование слова
Тема 1. Вокальная - интонационная работа.
Теория:
Построение песни. Унисон. Кульминация. Драматургия номера. Основные
средства выразительности. Музыкальное сопровождение.
Практика:
Осмысление и работа над текстом. Звукообразование и голосоведение.
Формирование
унисона.
Штрихи.
Мелодическая
линия.
Мелодический
ансамбль.
Дикционный ансамбль. Динамический ансамбль. Темповый ансамбль. Ритмический
ансамбль. Тембровый ансамбль. Осмысление музыкального образа. Связь голосовой
партии с сопровождением. Пение под фонограмму, а капелла
Тема 2. Сценический образ, сценические движения.
Теория:
Актёрское мастерство исполнителя. Сценическое действие.
Практика: Поиск сценического образа. Речевая и эмоционально - образная выразитель-
ность. Разучивание танцевальных элементов. Соединение пения с элементами сцениче-
ского движения.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория: Фонограмма. Микрофон
Практика: Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Контроль своего голоса.
Раздел
IV
. Формирование музыкальной культуры(11ч.)
Тема1. Культуру поведения на сцене.
6
Теория: Музыкальная, сценическая культура исполнителя. Средства музыкальной вырази-
тельности. Средства внемузыкальной выразительности
(манера исполнения, внешний вид,
движения и поза).
Практика: Просмотр видеоматериала.
Тема 2. Репетиционная – постановочная деятельность.
Практика: Постановка номера. Соединение элементов номера. Отработка элементов но-
мера. Отработка номера в динамике. Показ номера.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная азбука»
лежат следующие методические принципы:
единство технического и художественно – эстетического развития обучающихся;
последовательность овладения навыками певческого исполнительства;
принцип эмоционального положительного фона обучения;
индивидуальный подход к обучающимся.
Необходимо знать закономерности вокального развития детей и уметь предугадать
динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и
полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной
музыкальной жизни. В процессе работы большое внимание уделяется развитию вокаль-
ных навыков, чувству ритма, стиля, художественного образа, а также осмысленности и ис-
кренности исполнения.
Методическое сопровождение:
учебной работы педагога:
методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;
методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
авторские методики проведения занятий Емельянова В.В. «Фонопедический метод
развития голоса», Сетт Ригса «Речевая манера пения», Дмитриева Л.Б. «Основы вокаль-
ной методики»;
воспитательной работы педагога:
методика формирования коллектива;
методика организации воспитательной работы.
работа педагога по организации учебной деятельности:
методика анализа результатов деятельности;
массовой работы:
методика организации и проведения массового мероприятия (праздники, мероприя-
тия, конкурсы, викторина, музыкальные игры и др.).
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог исполь-
зует наглядные пособия следующих видов: картинный и картинно-динамический (иллю-
страции, слайды, фотоматериал, презентации); звуковой (аудиозаписи); смешанный (ви-
деозаписи, телепередачи, учебные фильмы); дидактические пособия (карточки, раздаточ-
ный материал, упражнения, практические задания); обучающие прикладные программы в
электронном виде (CD, DVD, флешкарты); учебные пособия, журналы, книги; тематиче-
ские подборки текстов песен, сценариев.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учеб-
ным планом, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их
развития и способностями.
7
В основу разработки программы «Вокальная азбука»
положены методы и технологии,
ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: соеди-
нение традиционных и современных образовательных технологий форм работы:
Методами, в основе которых лежит деятельность обучающихся являются:
объяснительно-иллюстративный (методы обучения, при использовании которых
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, решение по
ставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (овладение обучающихся самостоятельной творческой рабо-
ты);
творческий (определяет качественный результативный показатель практического
воплощения художественного образа в вокальном исполнительстве);
импровизации и сценического движения (позволяет поднять у обучающихся ис
полнительское мастерство на новый уровень, передавать исполняемый репертуар
различными средствами исполнительской выразительности);
фонетический (способствуют осознанию обучающимся механизма звукообразова
ния, выработке координации слуха и голоса, позволяет обучающимся добиваться
легкости, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных):
импровизация и сценического движения – (способствует умению обучающихся
держаться и двигаться на сцене, раскрепощаться перед зрителями и слушателями.
Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство
на новый профессиональный уровень).
игровые технологии - (повышают творческую активность ребенка, расширяет кру-
гозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и на-
выки, необходимые в практической деятельности, способствуют раскрепощению
обучающихся, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений).
информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)- (повышает интерес де-
тей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоми-
нающимся
).
здоровьесберегающие технологии – (разогревание и настройка голосового аппа-
рата певцов к работе через фонопедический метод развития голоса (ФМРГ); разви-
тие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания произве-
дениях; подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппа-
рата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и
фонация на одном звуке); снятие внутреннего напряжения, ощущения психологи-
ческой и физической раскованности через дыхательные упражнения, физ. минутки,
аутотренинги, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения для раз-
вития показателей певческого голосообразования, голосовые сигналы доречевой
коммуникации, массаж - лицевой, резонаторный).
По типу занятия в Программе:
вводное занятие проводится в начале образовательного процесса с целью ознаком-
ления с предстоящими видами и тематикой обучения;
индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых излагаются тео-
ретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;
коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают
музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музы-
кальной пластики;
8
комбинированные, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музы-
кальными примерами, видеоматериалами, показом педагога;
занятия-постановки (репетиции), на которых отрабатываются концертные номе-
ра, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене;
открытые занятия, которые проводятся для родителей, педагогов, гостей.
Формы проведения занятий:
-
практические занятия;
-
мастер-классы;
-
уроки-концерты;
-
творческие отчеты.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса обучающих-
ся по программе «Вокальная азбука» проводится с целью управления его качеством, по-
вышения эффективности создания условий для развития и реализации творческих способ-
ностей обучающихся посредством развития певческих навыков и исполнительского ма-
стерства. Для определения уровня освоения программного материала используются следу-
ющие способы отслеживания результатов:
наблюдение;
тестирование;
диагностика;
собеседование;
Самостоятельная работа;
Ким;
Выступление, показ, концерт.
Мониторинг по программе «Вокальная азбука» проводится 3 раза в год:
первичная диагностика (даёт педагогу представление о музыкальных данных буду-
щего ученика);
на начало учебного года (стартовая диагностика);
на конец учебного года (промежуточная диагностика) при переходе обучающегося
на 1 модуль начального уровня образовательной программы «Эстрадный вокал»
на конец учебного года (итоговая диагностика) при окончании модуля и за-
вершении программы «Вокальная азбука» «Вокальная азбука» Исходя из результа-
тов диагностики развития музыкальных способностей, намечается дальнейший
путь работы с обучающимися. Учитывая то, что обучающиеся отличаются друг от
друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками
в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуаль-
ные занятия.
Первичная диагностика.
Первичная диагностика проходит в виде прослушивания для выявления начального
уровня музыкальных способностей ребёнка и состояние его эмоциональной сферы.
Проверяет внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мело-
дический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или
придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость,
напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и вы-
доха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость
на музыку. А также контролирует и анализирует состояние здоровья поступающего, воз-
растные изменения голосового аппарата. При необходимости рекомендует консультацию
врача-отоларинголога.
Стартовая диагностика.
9
Проводится диагностика для сравнения исходного уровня обученности с конечным
результатом, что позволяет измерить «прирост» знаний, анализировать динамику и эф-
фективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» пе-
дагога в обученность ребенка.
Промежуточная диагностика.
Осуществляется промежуточная диагностика посредством наблюдения за деятельно-
стью обучающихся в процессе занятий, для отслеживания динамики развития творческих
способностей детей, коррекции образовательного процесса.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года с целью подведе-
ние итогов освоения образовательной программы.
Обязательным компонентом педагогического процесса является контроль за ре-
зультатами обучения обучающегося. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обу-
чения.
Используются следующие виды контроля:
диагностического исследования;
тестирование и анкетирование;
контрольно измерительные материалы;
педагогическое наблюдение;
концерты;
фестивали – конкурсы.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выяв-
ления результатов
Спектр способов и форм
фиксации результатов
Спектр способов и форм
предъявления результатов
·
прослушивание;
·
беседа;
·
опрос;
·
наблюдение;
·
слуховой контроль;
·
Кимы;
·
самостоятельная работа;
·
концерты;
·
фестивали-конкурсы.
·
дипломы;
·
благодарственные пись-
ма;
·
протоколы диагностики;
·
СМИ.
·
КИМ;
·
критерии результативности
(Приложение 1,2,3);
·
устная оценка (похвала, пе-
дагогическая поддержка);
·
концерты;
·
портфолио;
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной обще-
развивающей программы:
самоанализ;
коллективный анализ выступлений;
открытые занятия для родителей;
самостоятельная работа;
концерты;
фестивали-конкурсы.
Мониторинг качества обучения позволяет педагогу грамотно вносить необходимые со-
ответствующие изменения в содержание общеобразовательной общеразвивающей про-
граммы и в условия ее реализации; в планирование творческого процесса и организацию
педагогической поддержки обучающимся.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРО-
ГРАММЫ
10
К важнейшим условиям реализации данной образовательной программы можно отне-
сти формирование такой образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания,
сотрудничества, искренности. Атмосфера должна располагать к высказыванию своего
мнения и идей, к проявлению своих способностей, без осуждения и подавления. Таким об-
разом, создается комфортная психологическая обстановка, позволяющая каждому ребенку
и педагогу реализовать свой творческий потенциал.
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы:
просторный кабинет с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, хорошо осве-
щенный, соответствующий требованиям СанПИна;
Средства технического обеспечения - акустическая система, ноутбук, МД, микрофоны,
телевизор; шкафы для учебных пособий, стулья, учительский стол, сцена, зеркала;
Доступ к сети Интеренет; Музыкальный инструмент (рекомендуется синтезатор);
Для реализации поставленных в программе задач необходимо наличие современной, ка-
чественно оборудованной звукоизолированной, освещённой звуковой студии – запись
бэк - вокала, «плюсовых» фонограмм;
Наличие коллекции костюмов и костюмерной для их хранения.
Дидактическое обеспечение программы: методическая литература, дидактический и
раздаточный материал. Наличие качественной фонотеки и видеотеки с записями выступ-
лений мастеров российской, зарубежной эстрады, а также записи выступления обучаю-
щихся студии.
Образовательный процесс организуется на основе системного планирования и анализа
результатов учебной деятельности каждого обучающегося. Подбираются педагогические
методики для диагностирования ЗУН и музыкальных способностей обучащаюгося. Си-
стемно ведётся работа по заполнению индивидуальных учебных планов и классного жур-
нала, а также журнала по ТБ. Ежегодно ведётся корректировка образовательной програм-
мы через корректировку индивидуальных планов, планирование воспитательной работы,
работы с родителями.
Кадровое обеспечение программы. Для эффективности и высокого качества образова-
тельного процесса в рамках данной образовательной программы необходимо наличие
опыта работы педагога в данной сфере, имеющего навык работы с компьютером, музы-
кальной аппаратурой, что, несомненно, будет способствовать более качественной профес-
сионально ориентированной подаче материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11
1.
Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией Петровского
А.В., М.,Просвещение 1973. С -188.
2.
Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.
3.
Ветлугина Н.А. (изд.) и др. Методика музыкального воспитания в детском
саду
4.
Белова Е. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.,
1998.
5.
Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.,
2000.Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение
на всех этапах жизни. — СПб., 2001.
6.
Детский голос / Под редакцией Шацкой В.Н. – М.: Педагогика, 1970. С –
122.
7.
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М., Изд. МГПИ,
1983
г.
8.
Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка. - Минск: Изд.
"ТетраСистемс", 2007 г.
9.
Кацер О.В. Игровая методика обучения пению детей: Учебно-
методическое пособие. - СПб.: "Музыкальная палитра", 2005 г.
10. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития
ребенка. - Ярославль: Академия развития, 2008 г.
11. Овчинникова Т. Пение и логопедия. - СПб.: Изд. "Союз художников",
2005 г.
12. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь// Песни и упражнения для
развития голоса у детей с 6 лет. - М., "Просвещение", 2003 г.
13. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного воз-
раста «Камертон» Э.П.Костина («Линка-Пресс» М. 2008г.)
14. Детский голос / Под редакцией Шацкой В.Н. – М.: Педагогика, 1970. С –
122.
15. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж
.
16. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М.: АСТ, 2006.
17. О.Ю. Ермолаева - Томина «Постановка голоса и дыхания» «Центр, «Поли-
граф» 2008г.
18. О.Л. Сафронова «Распевки» «Планета музыки» 2009г.
19. О.А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества»
Волгоград 2009г.
20. Риггс С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер ,
2007.
21. Белозерова И. В. Методическая рекомендация «Артикуляция как важней-
шая часть вокально-хоровой работы». СП-б., 2006 г.
Приложение 1
Контрольно-измерительная карта подготовительного модуля обучения
12
Уровень
оценки
Дыхание
Звуковеде-
ние
Чистота ин-
тонирования
Артикуляция
Манера исполнения
Сценический об-
раз
Работа с микрофо-
ном
Форма контроля
Низкий(н)
Ключичное
дыхание,
поднимаются
плечи на вдо-
хе, короткий
выдох.
Неровное
позицион-
но; Без-
опорно
«Пестрота»
гласных».
Грязное ин-
тонирование.
Позиционная
«грязь». По-
теря мелоди-
ческой линии
Скованный или вялый
артикуляционный
аппарат; Зажата ниж-
няя челюсть. Отсут-
ствует «улыбка», «зе-
вок».
Не эмоциональное
исполнение, не
чувствуя характер
музыки. Нет по-
стоянной фикса-
ции микрофона.
Прослушивание.
Наблюдение. Вы-
ступление
Средний(с)
Грудное ды-
хание: ко-
роткий вдох,
короткий вы-
дох.
Неровное
позицион-
но пение
на опоре
коротких
фраз; плав-
ное пропе-
вание глас-
ных.
Чистая инто-
нация; Пози-
ционная
«грязь».
Свободный артикуля-
ционный аппарат-
вялые губы, не прого-
варивание некоторых
согласных. Умение ис-
пользовать «зевок» и
« улыбку» под контро-
лем педагога.
Исполнение песни
в характере, пыта-
ясь создать образ.
Контроль работы с
микрофоном.
Прослушивание.
Наблюдение.
Выступление.
Высокий(в)
Брюшное ды-
хание: ко-
роткий вдох,
продолжи-
тельный вы-
дох на опоре.
Ровное пе-
ние на опо-
ре ко-
ротких
фраз, плав-
но соеди-
няя звуки.
Чистая инто-
нация; Высо-
кая певческая
позиция.
Активный артикуля-
ционный аппарат.
Красивая мимика, по-
нятная дикция, вы-
равненные гласные.
Умение использо-
вать «улыбку» и
«зевок», переда-
вать образ испол-
няемой песни.
Прослушивание.
Наблюдение.
Выступление.
Приложение 2
13
Контрольно-измерительные материалы по программе «Вокальная аз-
бука» (теория)
Контрольные вопросы для обучающихся дошкольного возраста (5 -6 лет)
1.Как называются знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)
2.Как называются пять линеек, на которых пишутся ноты? (нотный стан)
3.Что такое звукоряд? (определённая последовательность звуков)
4.Как называется ключ в музыке? (скрипичный)
5.Кто управляет хором, оркестром?(дирижер)
6.Кто играет и поет музыку? (исполнитель)
7.Как называют человека, который поет один? (солист)
8.Что такое ансамбль, хор, оркестр? (коллектив исполнителей)
9.Кто сочиняет музыку?(композитор)
10.Чем пользуется композитор для сочинения музыки?(звуками)
11.Какие звуки бывают?(шумовые и музыкальные)
12.Исполнитель - это тот, кто..? играет и поет музыку
13. Правильное положение тела во время пения в положении стоя?
(Тело расслаблено, плечи опущены, спина прямая, руки вдоль тела, ноги пря-
мые, на ширине плеч, подбородок параллельно полу, шею не вытягивать, не
напрягать).
Приложение 3
Вокальный ансамбль
Уровень оценива-
ния
Критерии оценивания выступления
Высокий (в)
регулярное посещение предмета, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание и чистое интониро-
вание голосовой партии в разучиваемых произведениях
, эмоциональная подача исполняемых песен, активная работа на
занятиях, участие в мероприятиях, концертах коллектива.
Средний(с)
регулярное посещение предмета, отсутствие пропусков без ува-
жительных причин, работа на занятиях, знание и чистое интони-
рование голосовой партии в разучиваемых произведениях с по-
терей позиции, недостаточно проработаны технические фрагмен-
тов (вокально-интонационная неточность), участие в мероприяти-
ях, концертах коллектива.
Низкий(н)
нерегулярное посещение предмета без ув. причины,
пассивная работа в классе, неуверенные знания голосовой пар-
тии, участие в отчетном концерте и в случае пересдачи партий; не
допуск к участию в фестивале - конкурсе.
14
Критерии оценки
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеобразовательная общеразвивающая
рабочую программу «Вокальная азбука» (ансамбль), следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям в вокальном
ансамбле;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом исполнительстве,
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков (ровное звучание на
всем диапазоне; развитое певческое дыхание; навыки правильной артикуляции и дикции;
грамотное исполнение музыкального материала; чистота интонирования);
- степень выразительности исполнения и умения свободно держаться на сцене;
- учебная дисциплина участника коллектива;
- степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
Календарный учебный график подготовительного модуля обучения (1 год обучения)
№ Сроки проведе-
Тема раздела,
Количество
Форма
Форма
Место
15
п/
п
ния
занятия
часов
проведе-
ния заня-
тия
контроля
проведе-
ния
тео
ри
я
пр
ак-
ти-
ка
все
го
месяц
не-
деля
1
сентябрь
1-2
Певческая де-
ятельность
3
0
3
Учебное
занятие,
беседа,
презента-
ция, урок-
игра.
Наблюде-
ние,
слуховой
контроль,
беседа
МАУДО г
Нижне-
вартовска
«ЦДТ»,
ул. Лени-
на, 9-а
2
сентябрь
3-4
Формирова-
ние детского
голоса.
7
15
22
Учебное
занятие
урок-
игра,
практиче-
ская отра-
ботка
умений
Наблюде-
ние, бесе-
да, прослу-
шивание.
МАУДО г
Нижне-
вартовска
«ЦДТ»,
ул. Лени-
на, 9-а
3
октябрь
1-4
4
январь
3-4
5
февраль
1-3
6
Октябрь
4
Работа над
певческим ре-
пертуаром
10
28
38
Учебное
занятие,
урок- бе-
седа,
практиче-
ские заня-
тия.
Урок -пу-
теше-
ствие
Наблюде-
ние, опрос,
прослуша-
ние, Кимы,
концерт
МАУДО г
Нижне-
вартовска
«ЦДТ»,
ул. Лени-
на, 9-а
7
ноябрь
1-4
8
декабрь
1-2
9
февраль
3,4
10
март
1-4
11
апрель
1-4
12
май
1
13
октябрь
4
Формирова-
ние
музы-
кальной
культуры.
3
6
9
Учебное
занятие,
урок- бе-
седа, урок
–путеше-
ствие,уро
к-игра.
Наблюде-
ние, опрос,
беседа,
МАУДО г
Нижне-
вартовска
«ЦДТ»,
ул. Лени-
на, 9-а
14
декабрь
3,4
15
январь
2
16
март
4
17
май
4
18
май
2-4
Промежуточная аттестация/стартовая аттестация
23
49
72
16