Автор: Андреева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №94"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях
ДОУ
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает
расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.
Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать
частью общества, развивать таланты, социализироваться. Дети ОВЗ должны
иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.
Получение образования
детьми с ОВЗ является одним из основных и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации,
обеспечения
их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших
задач
государственной
политики
не
только
в
области
образования, но и в области демографического и социально-экономического
развития Российской Федерации. Сейчас государство уделяет особое
внимание
детям
с ограниченными
возможностями
здоровья,
успешно
развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Для детей
с ОВЗ дошкольное учреждение становится начальной ступенью обучения.
Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны
научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой
потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково
важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально
раздвинуть существующие границы окружающего мира.
При обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями
здоровья в ДОУ по заключению ТПМПК в группах компенсирующей
направленности
разрабатывается
воспитателями,
педагогом-психологом,
учителем-логопедом,
учителем-дефектологом
специальная программа
развития,
учитывающая
индивидуальные
особенности
ребенка
(адаптированная основная образовательная программа). При обучении и
воспитании
детей старшего
возраста с
ограниченными
возможностями
здоровья в рамках инклюзивного образования в группах общеразвивающей
направленности разрабатывается воспитателями и узкими специалистами
программа,
учитывающая
индивидуальные
особенности
ребенка
(адаптированная образовательная программа).
Дети с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе
со сверстниками, начиная с раннего возраста, где в коллективе ему
прививают
нормы
поведения
и
культуры,
педагоги
ДОУ
помогают
справиться
с
гиперактивностью,
эмоциональной
зажатостью
или
напряжением. Ребенок с ОВЗ обучается по индивидуально подобранной
программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную
физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная
корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья.
Результат коррекционно-воспитательной работы зависит от совместных
усилий родителей, специалистов – дефектологов, воспитателей, педагогов-
психологов, логопедов.
Модель профессиональной связи всех специалистов ДОУ в работе с
ребенком с особыми возможностями здоровья следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает
коррекционные
программы
индивидуального
развития
ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в
группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского
сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
самостоятельную
речь),
подгрупповые
занятия
(формирование
фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Учитель музыки:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Учитель по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет
контроль
за
состоянием
здоровья
детей
посредством
регулярных
осмотров,
за
соблюдением
требований
санитарно-
эпидемиологических норм.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально;
•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую
моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровье сберегающие технологии,
•создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует
родителей
о
формировании
культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития
мелкой моторики.
Можно выделить основные направления работы специалистов
дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:
социализация в ДОУ,
сенсорное развитие,
моторное развитие,
развитие познавательной деятельности,
развитие речи и коммуникации,
развитие игровой деятельности,
формирование бытовых навыков,
взаимодействие с родителями.
Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в
интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить
определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые
для жизни в обществе.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с
разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны
научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей,
воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически
единственным местом, где созданы условия для полноценного развития
ребенка.
Этапы социализации:
- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у
ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное
включение его в коррекционно-развивающий процесс.
- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает
первоначальными навыками общения, игры.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую
воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в
систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается
воспитателем
и
в
ходе
режимных
моментов,
в
самостоятельной
деятельности детей и
во
взаимодействии
с
семьями
воспитанников
учреждения.
Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с
привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным
контактам,
стилю
общения.
Обучение
даётся
ребёнку
за
счёт
высоких психологических затрат
(повышенная
тревожность,
низкая
самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и
др.).
Возможны
неадекватные
поведенческие
реакции.
Воспитателю
необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные
моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и
артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы,
логоритмические упражнения,
игры с водой и песком,
самомассаж,
сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики,
звуковые эффекты и музыка).
Взаимодействие со сверстниками.
Дети с ОВЗ очень часто держат
дистанцию в общении со сверстниками. Педагогам ДОУ
необходимо
пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их
коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к
другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.
Сенсорное развитие
ребенка - это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете,
форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. напрямую
связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.
Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным
количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов.
Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для
приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных
стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в
обобщении,
хранении
и
отображении
сенсорного
опыта
в
речи.
Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала,
сенсорных игр, расширением практической деятельности.
Моторика - это двигательные функции всего организма. Крупная
моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег,
прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,
передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие
скоординированной работы глаз и рук.
У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных
возможностей,
связанными
с
бытовыми
навыками
и
предметными
действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть
вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с
отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной
моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы,
встречается
двуручная
деятельность.
Нарушение
мелкой
моторики
отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и
др.
Соответственно при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо
уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные
упражнения, игры на развитие способности чувствовать положение тела,
положение мышц.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на познание окружающей действительности с помощью
психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к
восприятию и переработке информации, это проявляется в необходимости
более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием
интеллектуальной активности детей: несовершенством навыков и умений
самоконтроля,
недостаточным
развитием
чувства
ответственности;
память ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная
над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной;
мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,
чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Часто встречаются
недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы
пространственные представления.
Одним
из
эффективных
средств
развития
познавательной
деятельности является использование дидактических игр и занимательного
материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя,
вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает
общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же
материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию
мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей
вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться,
проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них
обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой
действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение материала.
Развитие коммуникации и речи. Очень важно для дальнейшей работы
выяснить, являются ли отклонения в речевой сфере результатом нарушения
познавательной сферы, или нет. Иными словами, «определения первичности
или вторичности речевого дизонтогенеза».
При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются:
ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с
одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны. Так же
наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет»,
словарный
запас
беден,
поскольку
основывается
на
предметной
деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы,
встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и
многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в
совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь,
привлекая и контролируя внимание ребенка.
Игровая деятельность. Игра для ребенка – это способ познания мира.
В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика,
фонематический
слух,
правильное
звукопроизношение,
обогащается
словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается
мышление.
Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают
манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в
процессе
обучения.
Развивающие
игры
предшествуют
освоению
деятельности с предметами.
Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и
отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения
игрушки предметом. В старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто
присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед
собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка
сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.
Вся
работа
по
развитию
индивидуальных
способностей
ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в
парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в
коллективные игры.
Развитие навыков.
Нарушения двигательного, эмоционального,
познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению
трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых
навыков. У таких детей часто неразвиты общегигиенические навыки, дети с
ОВЗ не могут самостоятельно принимать пищу и одеваться, не владеют
культурой поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать
их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно
помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает
самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится
к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание
на формирование мотивации к овладению навыков.
Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет
некоторые особенности,
которые отсутствуют в общеобразовательной
программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или
частичное устранение отклонений.
Основными принципами обучения являются:
мотивирование к учебному процессу;
психологическая безопасность;
единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к
окружающим условиям.
Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая
быстрая деятельность, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной,
постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
любое
образовательное
учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые
образовательные
потребности
детей данной категории.
Это
создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с
ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое
право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную
жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения
детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе
социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ
включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать положительную
мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель
адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и
взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций
отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.
Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы,
консультации,
обучение
родителей
совместным
с
детьми
играм
и
упражнениям,
составление
индивидуальных
программ
для
домашних
занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках.
Подобные
формы
работы
позволяют
привлечь
особенно
плохо
мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более
близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить
внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском
коллективе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого
потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все
или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя.