Напоминание

"Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ"


Автор: Андреева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №94"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях

ДОУ

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает

расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.

Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать

частью общества, развивать таланты, социализироваться. Дети ОВЗ должны

иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.

Получение образования

детьми с ОВЗ является одним из основных и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в

различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными

возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из

важнейших

задач

государственной

политики

не

только

в

области

образования, но и в области демографического и социально-экономического

развития Российской Федерации. Сейчас государство уделяет особое

внимание

детям

с ограниченными

возможностями

здоровья,

успешно

развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Для детей

с ОВЗ дошкольное учреждение становится начальной ступенью обучения.

Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны

научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой

потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково

важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально

раздвинуть существующие границы окружающего мира.

При обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями

здоровья в ДОУ по заключению ТПМПК в группах компенсирующей

направленности

разрабатывается

воспитателями,

педагогом-психологом,

учителем-логопедом,

учителем-дефектологом

специальная программа

развития,

учитывающая

индивидуальные

особенности

ребенка

(адаптированная основная образовательная программа). При обучении и

воспитании

детей старшего

возраста с

ограниченными

возможностями

здоровья в рамках инклюзивного образования в группах общеразвивающей

направленности разрабатывается воспитателями и узкими специалистами

программа,

учитывающая

индивидуальные

особенности

ребенка

(адаптированная образовательная программа).

Дети с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе

со сверстниками, начиная с раннего возраста, где в коллективе ему

прививают

нормы

поведения

и

культуры,

педагоги

ДОУ

помогают

справиться

с

гиперактивностью,

эмоциональной

зажатостью

или

напряжением. Ребенок с ОВЗ обучается по индивидуально подобранной

программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную

физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная

корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья.

Результат коррекционно-воспитательной работы зависит от совместных

усилий родителей, специалистов – дефектологов, воспитателей, педагогов-

психологов, логопедов.

Модель профессиональной связи всех специалистов ДОУ в работе с

ребенком с особыми возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает

коррекционные

программы

индивидуального

развития

ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с

детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в

группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского

сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого

дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в

самостоятельную

речь),

подгрупповые

занятия

(формирование

фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Учитель музыки:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при

подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Учитель по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет

контроль

за

состоянием

здоровья

детей

посредством

регулярных

осмотров,

за

соблюдением

требований

санитарно-

эпидемиологических норм.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,

конструирование) по подгруппам и индивидуально;

•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую

моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом

рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровье сберегающие технологии,

•создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует

родителей

о

формировании

культурно-гигиенических

навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития

мелкой моторики.

Можно выделить основные направления работы специалистов

дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

социализация в ДОУ,

сенсорное развитие,

моторное развитие,

развитие познавательной деятельности,

развитие речи и коммуникации,

развитие игровой деятельности,

формирование бытовых навыков,

взаимодействие с родителями.

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в

интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить

определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые

для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями

здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с

разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны

научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей,

воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически

единственным местом, где созданы условия для полноценного развития

ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у

ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное

включение его в коррекционно-развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает

первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую

воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в

систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается

воспитателем

и

в

ходе

режимных

моментов,

в

самостоятельной

деятельности детей и

во

взаимодействии

с

семьями

воспитанников

учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с

привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным

контактам,

стилю

общения.

Обучение

даётся

ребёнку

за

счёт

высоких психологических затрат

(повышенная

тревожность,

низкая

самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и

др.).

Возможны

неадекватные

поведенческие

реакции.

Воспитателю

необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные

моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и

артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы,

логоритмические упражнения,

игры с водой и песком,

самомассаж,

сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики,

звуковые эффекты и музыка).

Взаимодействие со сверстниками.

Дети с ОВЗ очень часто держат

дистанцию в общении со сверстниками. Педагогам ДОУ

необходимо

пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их

коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к

другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Сенсорное развитие

ребенка - это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете,

форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. напрямую

связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным

количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов.

Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для

приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных

стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в

обобщении,

хранении

и

отображении

сенсорного

опыта

в

речи.

Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала,

сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторика - это двигательные функции всего организма. Крупная

моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег,

прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных

возможностей,

связанными

с

бытовыми

навыками

и

предметными

действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть

вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с

отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной

моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы,

встречается

двуручная

деятельность.

Нарушение

мелкой

моторики

отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и

др.

Соответственно при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо

уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные

упражнения, игры на развитие способности чувствовать положение тела,

положение мышц.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,

направленная на познание окружающей действительности с помощью

психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к

восприятию и переработке информации, это проявляется в необходимости

более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое,

рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием

интеллектуальной активности детей: несовершенством навыков и умений

самоконтроля,

недостаточным

развитием

чувства

ответственности;

память ограничена

в

объеме,

преобладает

кратковременная

над

долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной;

мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,

чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Часто встречаются

недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы

пространственные представления.

Одним

из

эффективных

средств

развития

познавательной

деятельности является использование дидактических игр и занимательного

материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя,

вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает

общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же

материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию

мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей

вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться,

проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них

обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой

действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение материала.

Развитие коммуникации и речи. Очень важно для дальнейшей работы

выяснить, являются ли отклонения в речевой сфере результатом нарушения

познавательной сферы, или нет. Иными словами, «определения первичности

или вторичности речевого дизонтогенеза».

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются:

ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с

одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны. Так же

наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет»,

словарный

запас

беден,

поскольку

основывается

на

предметной

деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы,

встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и

многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в

совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь,

привлекая и контролируя внимание ребенка.

Игровая деятельность. Игра для ребенка – это способ познания мира.

В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика,

фонематический

слух,

правильное

звукопроизношение,

обогащается

словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается

мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают

манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в

процессе

обучения.

Развивающие

игры

предшествуют

освоению

деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и

отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения

игрушки предметом. В старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто

присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед

собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка

сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

Вся

работа

по

развитию

индивидуальных

способностей

ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в

парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в

коллективные игры.

Развитие навыков.

Нарушения двигательного, эмоционального,

познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению

трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых

навыков. У таких детей часто неразвиты общегигиенические навыки, дети с

ОВЗ не могут самостоятельно принимать пищу и одеваться, не владеют

культурой поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать

их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно

помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает

самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится

к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание

на формирование мотивации к овладению навыков.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет

некоторые особенности,

которые отсутствуют в общеобразовательной

программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или

частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

мотивирование к учебному процессу;

психологическая безопасность;

единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к

окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая

быстрая деятельность, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной,

постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

любое

образовательное

учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые

образовательные

потребности

детей данной категории.

Это

создание

психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок

перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с

ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое

право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную

жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения

детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе

социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ

включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную

мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель

адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и

взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций

отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы,

консультации,

обучение

родителей

совместным

с

детьми

играм

и

упражнениям,

составление

индивидуальных

программ

для

домашних

занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках.

Подобные

формы

работы

позволяют

привлечь

особенно

плохо

мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более

близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить

внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском

коллективе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого

потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все

или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя.



В раздел образования