Автор: Зиновьев Алексей Михайлович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ООШ №16 г.Гусь-Хрустальный
Населённый пункт: г. Гусь-Хрустальный
Наименование материала: Статья
Тема: "Психология развития собственной безопасности учащихся"
Раздел: среднее образование
«Психология развития собственной безопасности учащихся»
По мере роста дети развиваются, и это их развитие мы прослеживаем до окончания ими
школы. Мы сориентированы на то, чтобы успешно подготовить детей к дальнейшей
жизни. Обучение, воспитание и, следовательно, развитие в детстве предопределяют в
общей форме поведение человека, как субъекта мира, реализующего уникальную
возможность не только взаимодействовать с ним, но и изменять его. А само активное
избирательное, свободное поведение человека в этом взаимодействии становится
нравственным и оптимальным лишь на основе социального наследования, социального
воспитания и обучения, творческой самодеятельности.
Бесспорным остаётся в нашем сознании тот факт, что человек – существо общественное
и его развитие в таком понимании при любых обстоятельствах корректируется
социальным устройством.
Вместе с тем нередко забывается тот факт, что и сам человек заботится о своём
развитии, сам конструирует и прокладывает собственный путь развития. Высокая
моральная ответственность за своё социальное поведение должна помочь ему выжить в
напряжённой обстановке. Для педагогов возникает определённая трудность, ведь
система образования, в которой люди проводят детство, работает на развитие человека в
целом. Педагогу вменяется забота о формировании личности, хотя личность – это только
«системное социальное качество» индивида. В школах немало озабочены развитием
организма ребёнка, состоянием его здоровья, состоянием экологически чистых условий,
нормального психологического климата и его безопасности.
Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически не
возможно. Задача педагога научить школьника предвидеть опасность, по возможности
избегать её, а при необходимости – действовать.
Однако в школе, где учитель вынужден работать в жёстких рамках официальной
программы, дети получают много лишней информации, редко обогащая свои головы
нужными знаниями. Рассказать правила безопасности и повторить их вслух, в конечном
итоге написать контрольную и получить оценку — мало. Дети никогда правильно не
запомнят информацию, если она не станет для них интересной.
Школьный урок должен
включать в себя интерактивное взаимодействие между учителем и детьми и между
самими одноклассниками. Обучение должно быть практико-ориентированным, только в
этом случае дети смогут применять свои знания в жизни в случае, если это будет им
необходимо. На своих уроках я использую личный опыт и информацию, накопленную за
предыдущие годы.
Я учитываю, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные
особенности детей. Стараюсь вызвать у школьников желание соблюдать правила
безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Для меня имеет
большое значение и удовлетворение активность каждого школьника при освоении
знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде. Стараюсь внушить, что
опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не спровоцировав у него
чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций
и обучение практическим действиям.
Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут
существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека
зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Моей целью является
формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в
неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.