Авторы: Корякова Ольга Валерьевна, Савченко Екатерина Александровна
Должность: учителя английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Английский язык в ситуациях общения"
Раздел: среднее образование
Программа внеурочной деятельности
"Английский язык в ситуациях общения"
Данная программа представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 8 классе и
соответствует
требованиям
Федерального
государственного
образовательного
стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012г.
N273-ФЗ"Об образовании в
Российской Федерации";
-приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N
1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644
«Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
-федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, примерной образовательной программы основного (среднего)
общего образования (Примерные программы основного общего образования.
Иностранный язык. 5-9 классы: проект. – 4-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2011. –
144с. – (Серии «Стандарты второго поколения»),
-
методического
пособия
«Внеурочная
деятельность
школьников».
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.:
Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
- авторской программы к УМК Ю. Е. Ваулиной и др. «Spotlight», 5
9
‐
классы. Автор В. Апальков – М., Просвещение, 2014 г.
Реализация программы рассчитана на весь курс 1 год, объёмом в 70 часов.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня. Место проведения
занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы,
13-14 лет.
Планируемые результаты
Личностные результаты
формирование мотивации изучения иностранных языков
o
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
o
формирование коммуникативной компетенции;
o
развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
o
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей
страны и мира;
Метапредметные результаты
умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
формирование коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать
с окружающими, выполняя разные социальные роли;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
o
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
o
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
o
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
o
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
o
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
Содержание курса
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в
содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять
практические занятия новыми приемами и т.д.).
Основными разделами программы являются следующие темы, посвященные
изучению природы, традиций, праздников, истории англо-говорящих стран.
Предметное содержание речи
Изучение английского языка.
Эффективные приемы, стратегии в изучении,
необходимое оборудование, работа со словарем.
Люди (внешность, характер, события в семье). Внешность, черты характера,
отношения в семье, семейные события.
Мир вокруг нас. Вселенная, природа, климат, природные ресурсы.
Ежедневная
рутина.
Что
нас
окружает
каждый
день:
деньги,
правила
безопасности, еда, мода.
Дела, которые приходится делать.
Визит к врачу, домашние обязанности и
работа.
Описываем объекты окружающего мира. Формы окружающего мира, обычные
ощущения, действия.
Социальные и политические события.
Правоохранительная система, охрана
здоровья, политические события.
Средства массовой информации и развлечения. Газеты, телевидение, музыка,
фестивали, спортивные события.
Работа и учеба. Экзамены, университетская жизнь, работа, карьера.
Бизнес.
Финансовые компании, успешный бизнес, маркетинг.
Английский язык в повседневной жизни.
Универсальные фразы, клише,
назначение встречи, выражение мнения.
Повышение уровня английского языка.
Важные грамматические аспекты
изучаемого языка, языковое разнообразие.
Стили
английского
языка.
Официальное
и
неофициальное
общение,
аббревиатуры и сокращенные формы.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного
содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос,
диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога до 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием
основных
коммуникативных
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение
(характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и
без опоры на зрительную наглядность,
прочитанный/прослушанный текст и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем
монологического
высказывания
до
10-12
фраз.
Продолжительность
монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной
задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание
текстов
должно
соответствовать
возрастным
особенностям
и
интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение
определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте.
Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или
нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для
аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным
пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на
несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое
количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в
их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры
текстов:
научно-популярные,
публицистические,
художественные,
прагматические.
Типы
текстов:
статья,
интервью,
рассказ,
отрывок
из
художественного
произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание
текстов
должно
соответствовать
возрастным
особенностям
и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать
на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на аутентичных
текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут
содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для
чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец
(расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120
слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в
соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное
написание
изученных слов.
Правильное использование знаков
препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их
адекватного
произношения
(без
фонематических
ошибок,
ведущих
к
сбою
в
коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение
предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения
различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на
служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки
распознавания
и
употребления
в
речи
лексических
единиц,
обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее
распространенных
устойчивых
словосочетаний,
оценочной
лексики,
реплик-клише
речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно
2500 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки
распознавания
и
употребления
в
речи
нераспространенных
и
распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
Навыки
распознавания
и
употребления
в
речи
коммуникативных
типов
предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное,
побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и
множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в
разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных,
возвратных,
указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных);
количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных
видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов
и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания
о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании,
проведении
выходных
дней,
основных
национальных
праздников
и
т.
д.),
распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру)
страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы
на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного
общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение,
сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по
аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их
интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным
проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим
справочниками,
двуязычным
и
толковым
словарями,
мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
Тематическое планирование
1.
Изучение английского языка.-3 часа.
2.
Люди (внешность, характер, события в семье).-5 часов.
3.
Мир вокруг нас-4 часа.
4.
Ежедневная рутина.-7 часов.
5.
Дела, которые приходится делать.-4 часов.
6.
Описываем объекты окружающего мира.-5 часов.
7.
Социальные и политические события.-5 часов.
8.
Средства массовой информации и развлечения.- 7 часов
9.
Работа и учеба.- 5 часов
10.
Бизнес.- 3 часа
11.
Английский язык в повседневной жизни.- 9 часов
12.
Повышение уровня английского языка.- 9 часов
13.
Стили английского языка.- 4 часа
Календарно-тематическое планирование к программе внеурочной
деятельности "Английский язык в ситуациях общения" 8 класс, 70 часов
№п/п
Дата
Тема урока
1
Эффективные способы увеличения словарного
запаса
2
Мои цели в изучении английского языка.
3
Ищем информацию в словаре правильно.
4
Внешность людей.
5
Характер людей.
6
Описываем наши чувства.
7
Говорим об отношениях между людьми.
8
Семья и важные семейные события.
9
Описываем вселенную.
10
Говорим о реках и озерах.
11
Описываем климат и природные катастрофы.
12
Описываем животных и насекомых.
13
Виды еды, диеты.
14
Разговор о деньгах.
15
Сон в нашей жизни.
16
Травмы в быту.
17
Машины и вождение.
18
Проблемы во время путешествия.
19
Одежда и мода.
20
Визит к стоматологу.
21
Процедуры в больнице.
22
Домашние дела и обязанности.
23
Работа по дому, визит к парикмахеру.
24
Описываем городскую жизнь.
25
Описываем части зданий.
26
Описываем предметы.
27
Описываем чувства, картины.
28
Описываем наши действия.
29
Преступления и правоохранительная система.
30
Проблемы со здоровьем.
31
Разговор о политике.
32
Война и мир на Земле.
33
Важные исторические события.
34
Я читаю газеты и смотрю фильмы.
35
Разговор об искусстве и фотографии.
36
Разговор о музыке.
37
Люди и места в спорте.
38
Спортивные события.
39
Разговор о книгах.
40
Описываем фестиваль.
41
Сдача экзаменов.
42
Университетская жизнь.
43
Заявление на работу.
44
Виды работы, карьера.
45
Описываем условия работы.
46
Разговор о деньгах.
47
Успешный бизнес.
48
Обсуждаем маркетинг.
49
Обсуждаем вероятность событий.
50
Обсуждаем разницу у вещей. Сравниваем.
51
Договариваемся о встрече.
52
Рассказываем о своих предпочтениях.
53
Выражаем свое мнение.
54
Говорим о правилах.
55
Обсуждаем надежды и планы.
56
Выражаем неудовлетворенность.
57
Учимся понимать предупреждения.
58
Учимся понимать ссылки.
59
Отличаем прилагательные с похожим значением.
60
Называем правильно время и место.
61
Употребляем предлоги в фразах.
62
Используем префиксы.
63
Используем суффиксы.
64
Употребляем сочетания глаголов.
65
Употребляем фразовые глаголы.
66
Отличаем наречия с похожим значением.
67
Учимся узнавать неформальный английский.
68
Пишем деловое письмо.
69
Понимаем аббревиатуры и сокращения.
70
Американский английский и британский
английский.