Автор: Семина Елена Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359 им. авиаконструктора М.Л. Миля
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в образовательных учреждениях на разных
этапах взросления ребенка в современной системе образования способствует
повышению
качества
воспитательно-образовательного
процесса
и
построению непрерывной системы сопровождения личностного развития
обучающегося.
На сегодняшний день психологическая служба является органическим
компонентом школьных отделений и дошкольных групп, что позволяет
обеспечивать
своевременное
выявление
и
максимально
полное
использование в развитии и воспитании детей их интеллектуального и
личностного потенциала, имеющихся у детей задатков, способностей,
интересов и склонностей.
Работа педагога-психолога необходима буквально с первых дней
пребывания ребенка в дошкольной группе, так как нельзя исключить
появление
адаптационного
стресса
у
ребенка
при
поступлении
в
образовательную организацию. Адаптивные возможности ребенка раннего и
младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход
малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в
стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или
замедлению
темпа
психофизиологического
развития,
что
доказывают
многочисленные исследования. На этом этапе совместная работа педагога-
психолога и воспитателей направлена на профилактику и преодоление
адаптационного синдрома.
Решение задач предупредительного характера, психопрофилактика,
позволяет предотвращать наступление нежелательных психологических
последствий в развитии ребенка, например, отставания и задержек в
развитии,
обучении
или
воспитании,
появление
нежелательных
черт
характера, дурных привычек, склонностей. Таким образом, психологическая
служба дошкольного образовательного учреждения имеет возможность
своевременно выявлять особенности психологического развития детей, будь
то задержку в развитии или одаренность.
Наличие психологической службы позволяет поддерживать тесный контакт
с родителямиобучающихся, у которых часто возникают вопросы в процессе
домашнего воспитания. Особенно родители озадачены, как правило, в период
проживания детьми кризиса 3 лет и перед поступлением детей в школу.
Психологическое консультирование приводит к формулированию психолого-
педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенных
психодиагностических обследований. Такого рода консультации повышают в
целом воспитательный потенциал семей и решают отдельно возникающие
вопросы.
Работа педагога-психолога в системе образования, в том числе и в
дошкольных группах, способствует также поддержанию благоприятного
климата педагогического коллектива. Не секрет, что работа педагога в
образовательных
учреждениях
требует
срессоустойчивости
и
коммуникабельности
от
сотрудников.
Наличие
педагога-психолога
в
коллективе позволяет проводить личные и профессиональные консультации,
а также предупреждать и разрешать возникающие сложности.
Одна из задач современной системы образования – это формирование
самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной
к
успешной
социализации
в
обществе.
Зарождение
этой
личности
происходит в первичных социальных институтах. Таким образом, наличие
психологической службы в дошкольных группах, это начало психолого-
педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе,
призванное обеспечить создание условий для сохранения и укрепления
психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей, а так же
обеспечить
максимальное
содействие
полноценному
психическому
и
личностному развитию ребенка.