Автор: Стрельникова Анна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 "Рябинка" комбинированного вида города Белово.
Населённый пункт: Кемеровская область город Белово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Навстречу будущей профессии"
Раздел: дошкольное образование
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё
зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,
возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие
сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных
на
выявление
личностных
особенностей,
интересов
и
способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе профессии,
наиболее
соответствующих
его
индивидуальным
возможностям
Согласно Постановления Министерства труда РФ «Об утверждении
Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 -
профессиональная ориентация
входит
в
компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства детей с
профессиями, что не только расширяет их общую осведомленность об
окружающем мире и кругозор, но и формирует определенный элементарный
опыт, способствует развитию ранней профессиональной ориентации.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых
–
неотъемлемое
условие
их
всестороннего,
полноценного
развития.
В
соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования ребенок
на этапе завершения дошкольного детства должен обладать установкой
положительного отношения к разным видам труда.
Мир
профессий
в
обществе
-
сложная,
динамичная,
постоянно
развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно
познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то
на современном этапе этого недостаточно. Благодаря развитию техники и
внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей
жизни эти специальности всерьёз изменились.
Даже взрослым порой
непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий.
Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации?
Наблюдая
за
детьми
старшей
группы,
мы
убедились,
что
дети
недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их
социальную значимость, ценность профессий. У детей недостаточно развит
словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий.
высокий уровень представлений воспитанников о труде взрослых,
результатах их труда и значимости профессий имеют 40% воспитанников;
о личных и профессиональных качествах человека труженика имеют
представления 30% детей, положительные эмоции к труду проявляют – 43%
детей;
- заинтересованность тематикой игр в профессии проявляется у - 50%
воспитанников.
Опрос родителей показал, что, 80% взрослых не беседуют с ребенком о
своей профессии, приводя личный пример и объясняя сущность своей работы,
70% родителей не знают, какую профессию хотят выбрать их дети, когда
вырастут.
И только по 10% родителей приводят своих детей на экскурсию на свою
работу,
читают
литературные
произведения,
показывают
ребенку
мультфильмы, информационные видео о тех профессиях, которые интересны
их детям.
Анализ
результатов
анкетирования
родителей
выявил
следующее
противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей
дошкольного возраста и отсутствием понимания у родителей важности такой
работы с дошкольниками.
Знакомство детей дошкольного возраста с миром профессий будет
успешным, если будет вестись планомерная, последовательная работа, будет
обеспечен демонстрационный дидактический материал и будут вовлечены
родители в данную деятельность.
Исходя из этого, мы решили разработать проект «Навстречу будущей
профессии!». Цель нашей работы заключается в том, чтобы дать ребёнку-
дошкольнику начальные представления о профессиях и предоставить
возможность использовать полученные знания в разнообразных видах
детской деятельности.
Для достижения цели были определены следующие задачи.
- провести мониторинг с детьми по вопросам ранней профориентации;
₋
разработать и реализовать план мероприятий с детьми старшей группы;
₋
организовать работу с родителями (законными представителями) по
формированию ранней профориентации;
- создать библиотеку материалов проектной деятельности.
Реализация задач проекта шла поэтапно.
На первом этапе своей деятельности мы занимались изучением вопроса
ранней профориентации, методической литературы, составили план работы,
подготовили для родителей информационные буклеты с рекомендациями по
знакомству дошкольников с профессиями.
Немаловажным
условием
в
формировании
ранней
профориентации
является предметно-развивающая среда.
В группе оборудовали центр
профориентации,
который
оснастили
необходимыми
методическими
пособиями, дидактическими материалами и играми.
В центре представлены макеты рабочих мест бухгалтера, строителя,
шахтера, экскурсовода, оборудование для сюжетно-ролевых игр, куклы,
одетые в костюмы разных профессий, дидактические игры и лепбуки.
На подготовительном этапе шла работа с детьми. Мы проводили беседы,
создавали и рассматривали альбомы «Профессии», «Профессии Кузбасса»,
«Профессии прошлого и настоящего», проводили спортивные игры и
развлечения, экскурсии по рабочим местам работников детского сада.
Нами проведена образовательная деятельность, в рамках которой ребята
познакомились с такими профессиями, как археолог, дизайнер, строитель,
архитектор, бетонщик, кондитер.
В ходе работы над проектом мы руководствовались правилом: ребенку
мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь именно в ходе игры
дошкольники пробуют отразить содержание деятельности представителей
самых разных профессий.
С этой целью проводили сюжетно-ролевые игры. В играх воспитанники
знакомились не только с профессиями, но и усваивали понятия финансовой
грамотности, что товарами могут быть не только продукты, одежда, обувь, но
и услуги. Например, услуги парикмахера, модельера, стилиста.
На протяжении всего периода реализации проекта занимались с детьми
продуктивными видами деятельности. Рисовали рабочие профессии своего
региона, создавали коллективные коллажи «Моя будущая профессия»,
плакаты
«Я
горжусь
тобой
папа»,
которые
были
посвящены
профессиональной деятельности пап воспитанников.
В совместной деятельности педагогов и родителей были созданы лепбуки
по разнообразным профессиям, которые не смотря на свою простоту вызвали
большой интерес у дошкольников.
Разработана рабочая тетрадь, в которой можно заниматься как в детском
саду, так и дома.
Родители приняли активное
участие в методической неделе, где они
знакомили детей со своими профессиями: медицинской сестры скорой
помощи,
дежурной пожарной охраны, флориста, строителя. Дети имели
возможность не только услышать о работе своих родителей, но и рассмотреть
принесенные родителями орудия труда, спецодежду.
При непосредственной помощи родителей организовали онлайн экскурсии
на рабочие места наших мама и пап. Так ребята побывали в пекарне, на
предприятиях угольного разреза, в кабине звукорежиссера и художника –
оформителя. Кроме того наши воспитанники и их родители приняли участие
в областном конкурсе профориентации «Профессия, которую я выбираю» в
номинациях «Инстаконкурс «Селфи с профессионалом» и «Видеоинтервью
«Профессии моей семьи».
В результате проведенной работы:
Педагоги стали победителями Всероссийских и областных конкурсов:
Всероссийского
заочного
конкурса
методических
материалов
по
организации и содержанию воспитательной деятельности в образовательной
организации «Классики»;
Всероссийского конкурса «Из педагогического опыта» информационно-
методического центра «Олимп»;
Областного
заочного
конкурса
методических
материалов
по
организации и содержанию деятельности, направленной на воспитание, о
бучение, развитие и социализацию обучающихся «Ступени».
А
также
опубликовали
материал
по
теме
проекта
в
электронном
международном образовательном журнале «Педагог».
Дети стали участниками областного конкурса детского рисунка «Буду
трудиться в Кузбассе» и на протяжении трех лет принимают участие в
областном профориентационном конкурсе «Профессия, которую я выбираю».
Проведённая работа над проектом позволила нам получить следующие
результаты:
- созданы условия для развития познавательного интереса и кругозора
воспитанников.
- разработан и реализован план работы по ранней профориентации,
- у детей, повысится интерес к окружающему миру, они понимают значение
слова «профессия», знают личные и профессиональные качества человека
труженика, имеют понятия о значимости профессий в жизни человека,
-
умеют
самостоятельно
организовывать
сюжетно-ролевые
игры
и
применять
полученные
знания
в
игровой
деятельности,
проявляют
творчество, самостоятельность, трудолюбие.
- у родителей сформировалось устойчивое понимание важности такой
работы с детьми с дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшей работы видим в продолжении разработки и
накоплении методического материала, создания банка онлайн экскурсий,
налаживание тесных взаимосвязей с социальными институтами поселка и
города.
А также накопленный банк методических разработок подготовить к
публикации с целью обмена опыта с педагогами дошкольных учреждений.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде
взрослых
–
это
необходимое
направление
деятельности
дошкольной
образовательной организации.
Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для
педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней
профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в
выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания
о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду
взрослых,
проявлять
самостоятельность,
активность.
Это
поможет
их
дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет
приносить удовлетворение и радость.
Спасибо за внимание!
Центр профориентации
Экскурсии по детскому саду
Знакомство с профессией археолога
Игры с лепбуками
Инстаконкурс.
Профессия кондитер.