Автор: Лоншакова Людмила Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: КОУ"Красноярская адаптивная школа - интернат" Населённый пункт: с.Краснояка,Омская обл. Омский район Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Берегите Землю! Берегите! Раздел: начальное образование
!
«
Мы
хозяева
природы
,
и
они
для
нас
кладовая
солнца
с
великими
сокровищами
жизни
…»
М
.
Пришвин
Подготовила и провела
учитель начальных классов
КОУ «Красноярская школа-
интернат»
Омская область, Омский район:
Лоншакова Людмила Ивановна
Тема. Берегите Землю! Берегите!
Мероприятие по теме: Охрана окружающей среды!
Цель:
Формировать общечеловеческие ценности.
Задачи:
- Обогащать представление об окружающем мире, о роли природы в жизни
человека;
- расширить представление о местных лекарственных растениях и их
применениях;
- воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру;
- корректировать мышление, речь.
Ход мероприятия.
Сегодня мы поговорим с вами о природе.
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал:
«Мы хозяева
природы, и они для нас
кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина,
И охранять природу – значит охранять Родину.
Ведущий(1).
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыть для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов!)
Ведущий(2).
Монолог природы.
Я природа. Я великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за
соучастье надарить, в моей всё это власти!
- Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой,
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжий хлебный колос!
Как всему венец.
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань:
Я не раба.
Не забудь: ты сам - моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год твои – твои шаги…
Но не забывайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Ведущий(3)
Давайте вместе подумаем: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы
сломаем несколько веточек?
Или поймаем одну – единственную необыкновенную бабочку? Или просто
так, сорвём два – три красивых цветка? (Ответы)
Ведущий(1).
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый
сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана
нанесённая природе.
Ведущий(2).
- Куда ни глянь, всё радует глаз. С ранней весны и до поздней осени в лесах и
даже на пыльной дороге цветут, переливаются на солнце распустившиеся
цветы, много среди них и лекарственных.
Только их нужно знать и уметь ими пользоваться.
Ещё в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких
болезней. Мы с вами живём в Сибири, где очень много лекарственных трав,
но многие люди не знают об этом, они безжалостно топчут, рвут эти
растения.
- Давайте послушаем, для чего нужны, некоторые из них.
Выходит обучающийся, в костюме ландыша.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит
Мне, кажется, его задень!
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышал луг, и птицы и цветы вокруг.
- При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на
изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее
сильное сердцебиение.
Одуванчик:
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик
Подрастёт, нарядится,
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное…
Ветерку - послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Корень этого растения возбуждает аппетит, улучшает работу желудка. Его
охотно едят и животные.
Ромашка: Золотая серединка
И лучи идут кругом.
Это может быть картинка?
Солнце в небе голубом?
А если случится вам простудиться,
Привяжется кашель, подымится жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар
Знакомые с детства родные ромашки,
Вот лёгкий поповник у нашей реки,
Как белые звёзды средь розовой кашки
В букете сияющие лепестки.
Ромашкой полощут горло при простуде.
Цветы ромашки используют в народной медицине, при гастритах, язвенной
болезни желудка. Применяют для полоскания полости рта и глотки (при
ангине, стоматите, тонзиллите).
- А что можно сказать об этих растениях?
Обучающиеся.
Эти растения внесены в Зелёную книгу. Они есть, но их осталось мало.
- Но среди этих растений встречаются ядовитые растения.
Обучающиеся показывают сценку.
Ромашка (сидит с букетом лекарственных трав)
Много трав растёт полезных
На земле страны родной,
Может справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная Ведьма
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок (протягивает дурман).
Ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава,
Разболится голова от подарка твоего.
Забирай назад его!
Травяная ведьма (убегает)
Ромашка.
Ох уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
То траву несъедобную
(Возвращается травяная ведьма)
Травяная ведьма
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту
Нежных ландышей нарвём
Дома их поставим в воду.
Ромашка.
Поняла я братцы сразу
Хитрый замысел её
(загораживает ребят от ведьмы, она грозит кулаком и убегает)
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
Ведущий(3).
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаветно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали
В нас молчало безумное «СТОЙ!»
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног
Молчаливо, дыша еле – еле
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
( Евгений Карасёв)
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас
стали редкими (большой колокольчик, ветреница, башмачок пятнистый…).
А почему? Кто всему виной?
(Показывается коллекция лекарственных растений – слайд шоу).
Ведущий(1).
Они внесены в Красную книгу.
А кто знает, что такое «Красная книга природы?»(Ответы)
Эта «Книга» в которую заносят редкие виды растений и животных.
Их нужно охранять особенно бережно.
А почему она Красная?
Эта называется так потому, что красный цвет – СИГНАЛ ОПАСНОСТИ.
Ведущий(2).
Природе очень трудно залечить даже самые маленькие ранки.
«Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Каждую весну тысячи берёз гибнет от топоров и ножей. И ведь не только
погибает то дерево, которое надрубили, совсем нет: засохшие деревья – это
рассадник всяких вредителей леса. Кроме того, это источник лесных
пожаров.
В природе всё взаимосвязано. И бесхозяйственное отношение человека
приводит к гибели растительного и животного мира.
Обучающиеся исполняют частушки:
Воздух весь пропитан ядом,
Предприятия дымят.
Всё живое дышит смрадом-
Противогаз надеть велят!
Городская теплотрасса
Речку грязный сток даёт.
Каждый день и каждый час
Гибнет реченька у нас!
Наш речной Иртышский порт
От других не отстаёт.
И как выпустит мазут –
Местной рыбе всей капут!
Раньше ели овощи, были очень рады.
А теперь нельзя их есть:
Говорят нитраты.
Была речка чистая,
Чистая, лучистая, но построили завод,
И не стало чистых вод.
Набросали банки, склянки
Даже бросили бревно
И от этого завода
Стало всё грязным - грязно.
Ведущий(3).
Затуманились «глаза Земли» - озёра, океаны, моря. А реки! Голубые
Артерии, питающие моря и океаны! Сегодня многие реки превратились в
настоящие кладбища рыб.
Плач Иртыша и его детей, Ишима и Тобола.
Выступают трое обучающихся, на голове которых короны с надписями рек.
Ещё вчера я радовался жизни, гордился знаменитыми сибирскими
просторами, своими детьми – малыми притоками, своей чистой водицей,
которая давала богатырскую силу всем русским, татарам, дарила людям
вдохновение для песен и стихов, да вкусную рыбину – осетра и нельму.
Испокон веков я был носителем жизни. А сегодня болит моё тело, ломит
кости! Люди, очнитесь, меня Иртыша, может не стать вовсе!
Тобол:
Копают наши берега до уреза, делают стоянки судов с помывкой трюмов
после нефти, сыпучих грузов, несёт по нашей водице брёвна, пенопласт. Худо
нам, худо!
Ишим:
А мою водицу разбирают хозяйства – ведомства, заводы сибирские. Раньше
моя водица была чистая, как слеза. А сейчас она сама может стать для
любого химического комбината находкой!
Вода – это драгоценный дар природы.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды не смогут птицы, зверь и человек
И поэтому всегда Вам везде нужна вода!
А чтоб её всегда было в достаточном количестве, чтобы она была чистой,
давайте беречь родники, реки и даже ту воду, что течёт из крана.
- Давайте посмотрим, что же станет с нашей планетой через 100 лет?
Разворачиваем плакат с рисунком. На рисунке изображена планета -
Земля.
Кругом груды мусора, железные банки, пни от сгоревшего леса, скелеты
умерших животных и рыб, чёрные пятна нефти на поверхности воды.
Звучит космическая музыка.
Ведущий.
С далёкой планеты на Землю прилетели инопланетяне. (Входят несколько
обучающихся. Они одетые в прозрачные блестящие костюмы. Сшитые из
плёнки, а под ними костюм - цвета металлик. На головах антенны,
изготовленные из алюминиевой проволоки, в руках у каждого мешочки с
семенами.
Они говорят холодными, металлическими голосами медленно произнося
слова по слогам.
1 - Инопланетянин:
Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к Вам с далёкой планеты
Альфа – Центавра и привезли Вам семена цветов и деревьев.
1- Землянин:
Спасибо большое! Но как вы узнали, что на Земле ничего не осталось?
Все растения исчезли, на месте лесов пустыня, а в реках давно нет рыбы и
пресной воды?
2-Инопланетянин:
Нам передали о вашей беде жители созвездия рыб. Они прислали в подарок
Вам вот этот букет цветов.
2- Землянин:
(благодарит, нюхает цветы) А мы уже и не помним, как прекрасно пахнут
цветы! А Ваша планета какая?
3-Инопланетянин:
Наша планета чистая, если смотреть из космоса – голубая. Так какой была
Ваша Земля ещё сто лет назад.
3- Землянин:
Мы обязательно посадим лес и вырастим цветы из этих семян. Уберём нашу
Землю и станем беречь её. Ведь это наш дом!
1- Инопланетянин:
Земляне! Мы улетаем к себе, но даём Вам последний наказ.
2-Инопланетянин:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите…
(М. Дудин)
Итог: Награждение детей за участие в мероприятие.