Автор: Семенова Анастасия Афанасьевна
Должность: преподаватель гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РСЯ "Верхневилюйский техникум"
Населённый пункт: с.Верхневилюйск Республики Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Использование коучингового подхода в образовательном пространстве СПО
Раздел: среднее профессиональное
«Использование коучингового подхода в образовательном пространстве СПО»
Автор: Семенова Анастасия Афанасьевна,
преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»
ВВЕДЕНИЕ
С
кардинальным
изменением
целей
образования
в
соответствии
модернизацией
образования, внедрением ФГОС главной ценностью образования является индивидуально-
личностное развитие студента.
Поэтому
сегодня
профессиональные
образовательные
учреждения
должны
быть
ориентированы, прежде всего, на создание условий для проявления и становления личности как
субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации,
самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.
ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на
интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на
основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного
обучения:
позиционно-ситуативного,
проблемно-исследовательского,
разноуровневого
и
разновариантного, модульного, проектного, информационно-коммуникационного и др. Очевидно,
что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования наряду с изменениями
профессиональных компетентностей неизбежно требует изменение педагогической позиции,
личностных качеств инженерно-педагогического состава профессионального учреждения.
Но, как свидетельствует практика, именно этот, самый важный ресурс обновления
образования не в полной мере соответствует сути происходящих изменений.
К
сожалению,
традиционная
позиция
преподавателя
до
сих
пор
доминирует
в
образовательном процессе. Даже тогда, когда он применяет инновационные, личностно-
ориентированные
технологии,
формально
соблюдая
технологическую
последовательность
педагогических процедур, во взаимодействии со студентами он занимает прежнюю позицию. Это
приводит в противоречие с необходимостью рефлексивного обращения человека к своей
внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей,
индивидуальных
особенностей
и
к
сознательному
соотнесению
их
с
возможностью
и
необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют
для него актуальную ценность. С учетом этого противоречия и был выбран коучинговый подход
в образовательном пространстве нашего техникума.
Объект
исследования:
изучение
использования
коучинга
в
профессиональном
образовании.
Предмет исследования: коучинговый подход в образовательном пространстве СПО.
Целью
данного
исследования
является
применение
коучингового
подхода
в
образовательном пространстве ПОУ.
Задачи исследования:
1. Внедрить идеи современного коучингового подхода в профессиональном образовательном
учреждении
2. Помочь студенту в понимании себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои
внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование
Экспериментальные методы: наблюдение, опыт, эксперимент
Актуальность
Подготовка будущих рабочих, служащих, специалистов представляет собой сложный
процесс. Чтобы реализовать эту социально-значимую цель, необходимо не только обновить
содержание и технологии образования, но, прежде всего, сориентировать систему подготовки
будущих специалистов на формирование социально и профессионально активной личности,
обладающей
высокой
компетентностью
и
мобильностью,
что
позволит
ей
творчески
реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности.
Отечественные и зарубежные исследования о психолого-педагогических механизмах
развития личности свидетельствуют, что оно не может осуществляться только за счет
интериоризации внешних действий во внутренний план, что источник и движущие силы развития
и личностного роста находятся в самом человеке. Необходимо рефлексивное обращение человека
к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных
целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и
необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют
для него актуальную ценность.
Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь студенту понять себя,
разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их
решения и саморазвития.
Проблема: проблема состоит в использовании возможностей коучингового подхода в
образовательном пространстве ПОУ.
Выдвинута следующая гипотеза: Использование коучингового подхода в образовательном
пространстве ПОУ принесет огромную пользу для студентов, так как они могут по-новому
выстроить процесс обучения, ориентируясь не на усвоение обязательных способов и систем
решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных.
Теоретическая значимость:
1. Изучение коучинга в образовании
2.
Изучение
коучингового
подхода
в
образовательной
деятельности
в
учреждении
профессионального образования.
Практическая значимость:
Использование коучингового подхода в образовательном ПОУ.
Ожидаемые результаты: обучение студентов самим раскрыть свой потенциал и добиться
высоких результатов без какого-либо принуждения через использование коучингового подхода в
образовательном пространстве ПОУ.
Новизна и оригинальность работы состоит в том, что:
Новый подход в образовательном пространстве профессионального образовательного
учреждения, где коучинговый подход проектирует и конструирует образовательное пространство
техникума, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных
качеств.
Перспектива исследования:
Внедрение
коучингового
подхода
в
образовательной
среде
профессионального
образовательного учреждения.
Современное общество на сегодняшний день обозначает главный приоритет своего
существования – это получение качественного образования. Место образования в жизни нашего
общества определяется именно той ролью, которую играют знания людей, их опыт, умения и
навыки. Качество современного профессионального образования обусловлено характером
протекания инновационных процессов и определяется особенностями вводимого новшества,
инновационным потенциалом среды и педагогического коллектива. Оценка результатов обучения
современных обучающихся требуют выявления своих причин и изменений в образовании,
связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения
студента зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности
мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности. Следует отметить, что
отношение обучающихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в
лучшую сторону.
В
концепции
модернизации
российского
образования,
которая
ориентирована
на
профессиональную подготовку кадров на международные стандарты такое понятие, как
«подготовленность» заменено на «компетентность», то есть на систему базовых, ключевых
специальных компетентностей. Если рассматривать понятийное поле, то такие сочетания, как
«знаю, что» следует заменить на «знаю, как». Трендом становится «Обучение всю жизнь». В
системе коучинга существует специальная лестница компетенций, которая наглядно помогает нам
понять, как человек овладевает определенной компетенцией. Итак,
первая ступень – это
неосознанная некомпетентность: человек в принципе ничего не знает о какой-то категории. Вторая
ступень: осознанная некомпетентность: знание - я знаю, что я что-то не умею делать или в чем-то
не разбираюсь. Третья ступень: осознанная компетентность: умения - человек не просто знает как
это делать, но и умеет это делать достаточно хорошо.
Четвертая ступень: неосознанная
компетентность: устойчивый навык, доведенный практически до автоматизма.
Анализ личных дел и аттестатов студентов нашего техникума показывает, что 2% из числа
первокурсников в разные годы состояли на учете КДНиЗП, ПДН ОМВД, 23% студентов
техникума являются из так называемых «неблагополучных семей», 35% студентов психологом
назначены индивидуальные занятия, 39,8% студентов из неполных семей, % педагогической
запущенности составляет 52%, 41,9% студентов- из многодетных семей, у 29,3% студентов
родители безработные.Для большинства обучающихся характерно существенное снижение
учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для студентов в скучную,
тягостную обязанность. Как показал тест многие имеют синдром дефицита внимания.
Для того чтобы студент относился к учебе более осознанно, знания, которые он получает в
техникуме, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба
для многих студентов является не лично значимойцелью, а нудной обязанностью, от которой
хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности
формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
С целью помочь студентам перестать быть пассивными участниками образовательного
процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично
значимой,мы решили более детально изучить возможности коучинга и обучить инженерно-
педагогический состав техникума методикой овладения некоторыми разновидностями коучинга.
Несомненно,
коучинг
является
хорошим
средством
развития
профессионализма
преподавательского состава, но надо помнить о том, что он действенен только для тех, кто готов
развиваться, самосовершенствоваться, идти вперед, находя наилучшие пути.
Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они
могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение обучающихся к
усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных
подходов, в том числе нестандартных. В результате преподаватель помогает формированию
личности
с
широким
кругозором,
ориентированной
на
саморазвитие,
ответственной
и
самостоятельной.
Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном
педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения,
заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:
— наполненность содержания обучения жизненными проблемами обучающихся, создание
ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично
проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс
подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к
ученику;
— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;
— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.
Аналогичные взгляды на роль учителя в образовательном процессе доминируют сегодня и
в
российской
педагогике
(И.В.Абакумова,
А.Г.Асмолов,
М.М.Бахтин,
В.С.Библер,
Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они
помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов
без какого-либо принуждения.
Коучинг формирует готовность студента к саморазвитию, проектирует и конструирует
образовательную среду техникума, помогает строить образовательный процесс с учетом
индивидуальных личностных качеств студента.
Учитывая существующий потенциал нашего техникума, его сильные и слабые стороны,
складывающиеся новые реалии республиканского, регионального и муниципального уровня,
социальный статус наших студентов, коучинговый подход применяется:
1. Лайф-коучинг. Лайф-коучингиспользуется психологической, социально-педагогической
службой техникума, профориентационной работе с абитуриентами, чтобы помочь им определить и
достичь личных целей.
2. Коучинговый подход для студентов с синдромом дефицита внимания. Такой подход
также необходим и тому, кто находится в «кризисной (трудной) ситуации». Психолог, социальный
педагог помогают студенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и
достигать их, завершать начатые проекты. Кроме того, они могут помочь с тем, чтобы справиться
с характерными для СДВ проблемами и выявить личные сильные стороны студента. Их внимание
направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах
синдрома.
3. Бизнес-коучинговый подход для активистов, лидеров студенческого самоуправления,
преподавателейдля развития лидерских качеств. Бизнес-коучинг является разновидностью
техники
развития кадрового
потенциала.
Бизнес-коучинг по-английски также
именуется
Коучинговый
подход
«коучингом руководителей» (executivecoaching), корпоративным и лидерским коучингом. В
техникуме директор и заместители директора, опытные преподаватели периодически становятся
коучами (наставниками) для коллег по тем или иным проблемам, помогаяим увеличить
удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост. Педагог-организатор
обучает студентов достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице,
улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда,
усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения
конфликтов, а также создания продуктивной команды. Бизнес-коучинговый подход эффективен в
улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем,
улучшении отношения к труду и достижении целей.
4. Коучинговый подход в занятиях спортом и пропаганде здорового образа жизни
студентов.
5. Коучинговый подход в дуальном образовании, так же и во взаимодействии с бизнес-
партнерами.
6. Коучинговый подход - как образовательная технология в техникуме. Преподаватель с
помощью коучингового подхода помогает студенту открыть собственные возможности и цели,
превращая проблемы в задачи.
Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают студентам открыться, думать о
себе
–
одна
из
важнейших
компетентностей
преподавателя.
Используя
сильные вопросы, преподаватель в совместной интенсивной работе подводит студента к тому,
чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет
внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.
Итак, рассмотрим коучинговый подход в обучении на примере интегрированного урока.
Занятие проведено на Неделе ПЦК технических дисциплин.
Конструкция, техническое обслуживание и ремонт
транспортного электрооборудования и автоматики
Безопасность жизнедеятельности
Цель урока:
формирование образовательных компетенций в изучении электрооборудования
автомобиля,
усвоение
знаний
о
назначении
и
устройстве
электрооборудования; самостоятельное
приобретение
недостающих
знаний
из
разных
источников;
Задачи: сформировать навыки самостоятельной работы; развивать умение эффективной
работы в команде при решении проблемных ситуаций; развивать исследовательские умения
(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения).
Практика показывает, что обучающимся необходимо уметь пользоваться научными терминами,
употреблять специальные и профессиональные термины. Следует подчеркнуть, что работа над
этой темой формирует у обучающихся положительную мотивацию к будущей профессиональной
деятельности.
Эти
частные
методические
задачи
совпадают
с
общедидактическими
требованиями, предъявляемыми к современному уроку, служат реализации нового содержания
профессионального
образования,
соответствующего
требованиям
ФГОС
профессий
и
специальностей.
В работе используется элементы нетрадиционного урока и внеаудиторного занятия. Так,
анализируемое занятие представляет собой урок в рамках темы «Электрооборудование
автомобиля». Предлагаемый урок нацелен на формирование образовательных компетенций в
изучении электрооборудования автомобиля. Разработка содержит положение о проведении двух
этапов конкурса: олимпиада (I-ый этап) и ораторское выступление о своей профессии (II-ой
этап)) с элементами практической демонстрации работы над электрооборудованием автомобиля;
тестовые задания и ответы к ним, а также общие требования к публичному выступлению.
ТИП ЗАНЯТИЯ
Контрольно-проверочный
ВИД ЗАНЯТИЯ
Урок-конкурс: самостоятельная работа с проблемными ситуациями
и демонстрацией; олимпиада, публичное выступление
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийное оборудование для демонстрации электронных
презентаций
НАГЛЯДНЫЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материалы с тестовыми заданиями для олимпиады, слайды для
мини-викторины, памятка «Начинающему оратору»,
технологические карты для обучающихся.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1
Образовательные: формирование
образовательных
компетенций
в
изучении
электрооборудования
автомобиля,
усвоение
знаний
о
назначении
и
устройстве
электрооборудования; самостоятельное
приобретение
недостающих
знаний
из
разных
источников;
2.
Воспитательные: формирование
навыков
самостоятельной
работы;
развитие
умений
эффективной работы в команде при решении проблемных ситуаций
3. Развивающие:
развитие общеучебных компетенций;
развитие общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения учебных и профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения учебных и профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной и
профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
1. Работа с информацией: поиск информации по определенной тематике.
2. Регулятивные: выполнение действия пошагово, согласно разработанному плану или
задачам,
которые
стоят
перед
обучающимися.
Развитие
самоконтроля
и
коррекции,
инициативности и самостоятельности.
3. Презентационные: организация (обобщение) информации, корректное и эстетичное
оформление обработанного материала.
4. Коммуникативные: развитие умения осуществлять сотрудничество с преподавателем
и сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Используемые технологии:
1.
Технология сотрудничества (работа в группах и командах).
2.
Риторика
3.
Проектная деятельность.
Техническое оснащение и принадлежности:
1. Персональные компьютеры.
2. Интернет.
3. Интернет-словари.
4. Ватманы, карандаши, маркеры и фломастеры.
Конкурсные задания составлены в соответствии с ФГОС по специальности среднего
профессионального образования, на основе программ учебных дисциплин «Конструкция,
техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики»,
«Безопасность
жизнедеятельности»
для
специальности
СПО
23.02.05
«Эксплуатация
транспортного электрооборудования и автоматики», и профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобильного транспорта».
I тур включает в себя следующие конкурсные испытания:
выполнение олимпиадных заданий по дисциплинам
Критерии оценки I тура:
каждое выполненное задание оценивается по двухбалльной шкале в соответствии со
степенью сложности.
II
тур
представляет
собой
публичное
выступление
участников
на
тему
«Электрооборудование автоматики».
Критериями оценки II тура являются:
определение у студентов уровня знаний,
умений,
навыков, позволяющих вести
профессиональную деятельность в сфере;
Выполнение работы по специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс
Россия;
интеллектуальная зрелость участника, широта знаний, эрудированность;
грамотность речи;
ораторское искусство, красноречие автора;
целостность и оригинальность выступления.
- Практическая часть «Электродвигатель». Для работы на занятии обучающиеся получают
технологические карты, в которых содержатся задания для соответствующего этапа урока и
инструкции по их выполнению.
Рекомендации по подготовке к уроку-конкурсу (повторение пройденного материала; общие
требования к структуре и содержанию публичного выступления, примерные темы сообщений)
представлены в технологических картах для самостоятельной работы обучающихся на
подготовительном этапе. Оценивание I и II этапов конкурса осуществляется по определенным
критериям.
В современных условиях подготовки специалистов перед преподавателем стоит множество задач:
это и обучение навыкам самостоятельной работы, и развитие креативных способностей и
коммуникативных умений обучающихся. Все это возможно, прежде всего, при постоянной
активной деятельности самого преподавателя. На нетрадиционных уроках – урок-конкурс, урок-
путешествие, урок-семинар и т.д. – используется внепрограммный материал, взятая тема
рассматривается углубленно.
Так, на проведенном уроке-конкурсе было уделено большое внимание организации групповой
деятельности (работа в группах в практической части) в сочетании с индивидуальным
творчеством (публичные выступления, слайд-шоу для их иллюстрации). Создавались ситуации
эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого обучающегося с учетом его личностных
способностей, интересов.
На II этапе конкурса обучающиеся продемонстрировали не только умение искать информацию,
работать с ее источниками, эффективно использовать в своей практической деятельности, но и
умение выступать публично, представлять результаты своего труда. Следует отметить, что эти
умения и связанные с ними компетенции являются одними из самых важных для современного
специалиста.
Таким образом, коучинговый подход в обучении и воспитании в образовательном
пространстве нашего техникума вызывает все больший интерес как у преподавателей, так и у
студентов и бизнес-партнеров, так как позволяет развивать у студентов осознанность,
самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. Обучение принципам
коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить
процесс обучения, ориентируясь не на принуждение обучающихся к усвоению обязательных
способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе
нестандартных. В результате преподаватель помогает формированию личности с широким
кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.
С помощью коучингового подхода мы можем способствовать формированию позитивного
мышления, направленного на успех, поддерживать у обучающихся уверенность в своих силах и
в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию
ответственности за свою учебу.