Автор: Махмудова Гюльмира Азетулаховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа 2044
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Публикация
Тема: Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.
Раздел: дошкольное образование
Публикация
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Школа 2044 Махмудова Г.А.
1
Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие
в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное
пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли
человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека
независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание
права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание
государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость
создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно
сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л.
Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М.
Назарова [7, 8] и др.
Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в
социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.
Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых
специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты
инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми
образовательными потребностями.
Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в
специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ
социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ
развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит
чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития
является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно
привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта
изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии
решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы,
понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.
Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной
жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее
разнородных частей и элементов.
Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены
рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных
образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание
родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией
реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно
учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной
недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих
способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в
рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в
развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной
программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических,
экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с
ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно
разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной,
оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми
нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью)
получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и
малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным
дефектом развития, аутистическими расстройствами).
Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь
самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные
цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация
учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической
работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она
определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных
учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение,
воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность;
коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных
условиях имеет и самостоятельный выход на среду.
Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут
динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества,
дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка,
обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли
специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-
педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен
некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение
способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного
опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации
(незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются
закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.
Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество
образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования,
обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества,
государства в соответствии с назначением [3].
Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими
направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных
проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество;
разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи,
общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы,
предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются:
разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной
педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических
комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление
психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с
ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с
ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного
образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального
образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и
оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих
укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-
методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными
возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе
планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации
этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных
программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с
обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.
Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное
социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических
технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях
общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений
необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его
характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные
возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и
своевременные меры коррекции.