Напоминание

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.


Автор: Махмудова Гюльмира Азетулаховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа 2044
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Публикация
Тема: Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Школа 2044 Махмудова Г.А.

1

Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие

в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное

пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными

возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли

человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека

независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание

права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание

государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость

создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно

сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л.

Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М.

Назарова [7, 8] и др.

Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в

социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.

Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых

специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты

инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми

образовательными потребностями.

Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в

специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ

социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ

развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит

чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития

является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно

привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта

изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии

решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы,

понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.

Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной

жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее

разнородных частей и элементов.

Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены

рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными

возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных

образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание

родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией

реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно

учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной

недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих

способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в

рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в

развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной

программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических,

экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с

ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно

разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной,

оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми

нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью)

получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и

малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным

дефектом развития, аутистическими расстройствами).

Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь

самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные

цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация

учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической

работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она

определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных

учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение,

воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность;

коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных

условиях имеет и самостоятельный выход на среду.

Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут

динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества,

дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка,

обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли

специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-

педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен

некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение

способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного

опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации

(незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются

закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.

Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество

образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования,

обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества,

государства в соответствии с назначением [3].

Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими

направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных

проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество;

разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи,

общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы,

предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в

общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются:

разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной

педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических

комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление

психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с

ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с

ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного

образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального

образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и

оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих

укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-

методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными

возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе

планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации

этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных

программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с

обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.

Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное

социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических

технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях

общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений

необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его

характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные

возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и

своевременные меры коррекции.



В раздел образования