Напоминание

"Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"


Автор: Антонец Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в

процессе экспериментирования»

Автор: Антонец Лариса Васильевна.

Развитие поисково-исследовательских умений дошкольников считается

одной из самых важнейших задач при воспитании и обучении детей в период

дошкольного детства. В этот период у ребенка зарождается первичный образ

мира благодаря познавательной активности ребенка, ему открывается

познание окружающего мира с разных сторон через опыт

его личных

ощущений, действий, переживаний. Поэтому самый легкий и доступный

метод рассказать детям о том или ином действии - это показать на наглядно-

образной форме в процессе деятельности с познаваемыми предметами и

объектами. Следовательно эксперементальная деятельность в детском саду

очень важна для всеобщего развития ребенка.

В процессе поисково-исследовательской деятельности ребенок учится

наблюдать, рассуждать, сопоставлять, отвечать на вопросы, делать выводы,

определять

причинно-следственную

взаимосвязь,

соблюдать

правила

безопасности.

Развитие интелектуальнах способностей дошкольников реализуется

при целенаправленном руководстве взрослых, которые устанавливают перед

ребенком конкретную проблему, дают средства ее решения и контролируют

процесс превращения знаний в механизм творческого освоения мира. Это

освоение строится как самостоятельный творческий поиск.

Экспериментальная

деятельность

проводится

наряду

с

игровой

деятельностью

дошкольника.

В

ходе

экспериментирования

ребенок

приобретает возможность удовлетворить присущую ему любознательность

(почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым,

исследователем, первооткрывателем.

Технология экспериментирования и проектная деятельность в детском

саду дает возможность воспитывать «интеллектуального деятеля», а не

«пассивного

исполнителя»,

что

позволяет

дошкольнику

успешно

адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Мною был реализован проект с детьми старшего дошкольного возраста

"Маленькие исследователи"

Цель

проекта:

формирование

у

детей

интерес

к

поисково-

исследовательской деятельности посредством выполнений экспериментов

над различными предметами.

Задачи проекта: учить видеть и выделять проблему эксперимента,

ставить

перед

собой

цель эксперимента.

Развитие

мыслительных

способностей

(умение

формулировать

вопросы,

сравнивать

объекты,

обобщать и систематизировать, делать выводы). Развивать познавательную

активность, любознательность при проведении опытов, умение делать

выводы.

Расширять

представление

детей

о

физических

свойствах

окружающего мира. Развитие умственных способностей: мыслительных

способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование

способов познания путём сенсорного анализа. Расширение кругозора.

В ходе реализации проектной деятельности мы учитывали главные

аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности,

использование различных приемов и разных видов экспериментальной

деятельности в работе воспитателя.

В ходе проектной деятельности был составлен план использования

процессов

эксперимента

на

развитие

опытно-исследовательской

деятельности детей, использованы разнообразные формы взаимодействия с

родителями воспитанников:

проведено анкетирование родителей по теме

проекта;

даны

консультации

для

родителей:

«Организация

детского

экспериментирования

в

домашних

условиях»,

«Значение

поисково-

исследовательской деятельности в развитии ребенка»;

совместно создан

«Центр экспериментирования», оборудованный полочками и природными

материалами в группе.

Мною

сделана

и

оформлена

папка-передвижка

с

пошаговым

выполнением экспериментов; проведена беседа «Техника безопасности во

время

экспериментов»,

проведены

эксперименты

«Все

о

воде»,

«Окрашивание

воды»,

«Волшебный

диск»,

«Танцующая

фольга»,

«Удивительный воздух», «Волшебные магниты», «С водой и без воды», «На

свету и в темноте», «Реактивный шарик», «Солнечные зайчики», «Чудо-

стакан», «Как разделить смеси», «Воздух невидимка», «Чудеса с землей и

глиной». Оформлена фотовыставка «Наши маленькие исследователи». Игры

- эксперименты «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Проведены беседы и занятия об исследовательских приборах: про лупу

«Заколдованное стеклышко», про весы «Чудные весы». Проведена викторина

«Что, зачем и почему», беседа «Что вы знаете об экспериментах?», проведена

дидактическая игра «Аукцион идей». Проведено ООД «Рисуем мыльными

пузырями»,

просмотр

мультфильма

«Путешествие

капельки»,

рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы «Сказка о

радуге», «Почему льдинка исчезла?», «Три поросенка».

Итоговым мероприятием стал мастер-класс от детей на тему «Мы вам

все расскажем и покажем!».

Из

всего

выше

изложенного

следует

вывод,

что

поисково-

исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на развитие

интеллектуальных способностей детей. Выполняя различные эксперименты,

ребенок делает выводы о различных свойствах предметов и объектов, учится

мыслить самостоятельно, принимать неординарные и творческие решения.

Развивается логическое мышление, ребенок объединяет знания, полученные

в ходе

учебно-воспитательного

процесса,

и приобщает

к конкретным

жизненно важным проблемам.

Также развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно

отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить

причины

неудачи

опытно

- экспериментальной

деятельности делать

элементарные выводы.

Литература:

1.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для

дошкольников.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2002. - 92с.

2.

Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска программа по организации

поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Творческий

Центр «Сфера», 2005. - 45с.

3.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:

тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-

сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.

4.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников:

Методические рекомендации/Под общ. ред.Л.Н.Прохоровой.-3-е изд.,

испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008.

5.

Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -32 с.



В раздел образования