Автор: Антонец Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в
процессе экспериментирования»
Автор: Антонец Лариса Васильевна.
Развитие поисково-исследовательских умений дошкольников считается
одной из самых важнейших задач при воспитании и обучении детей в период
дошкольного детства. В этот период у ребенка зарождается первичный образ
мира благодаря познавательной активности ребенка, ему открывается
познание окружающего мира с разных сторон через опыт
его личных
ощущений, действий, переживаний. Поэтому самый легкий и доступный
метод рассказать детям о том или ином действии - это показать на наглядно-
образной форме в процессе деятельности с познаваемыми предметами и
объектами. Следовательно эксперементальная деятельность в детском саду
очень важна для всеобщего развития ребенка.
В процессе поисково-исследовательской деятельности ребенок учится
наблюдать, рассуждать, сопоставлять, отвечать на вопросы, делать выводы,
определять
причинно-следственную
взаимосвязь,
соблюдать
правила
безопасности.
Развитие интелектуальнах способностей дошкольников реализуется
при целенаправленном руководстве взрослых, которые устанавливают перед
ребенком конкретную проблему, дают средства ее решения и контролируют
процесс превращения знаний в механизм творческого освоения мира. Это
освоение строится как самостоятельный творческий поиск.
Экспериментальная
деятельность
проводится
наряду
с
игровой
деятельностью
дошкольника.
В
ходе
экспериментирования
ребенок
приобретает возможность удовлетворить присущую ему любознательность
(почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым,
исследователем, первооткрывателем.
Технология экспериментирования и проектная деятельность в детском
саду дает возможность воспитывать «интеллектуального деятеля», а не
«пассивного
исполнителя»,
что
позволяет
дошкольнику
успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Мною был реализован проект с детьми старшего дошкольного возраста
"Маленькие исследователи"
Цель
проекта:
формирование
у
детей
интерес
к
поисково-
исследовательской деятельности посредством выполнений экспериментов
над различными предметами.
Задачи проекта: учить видеть и выделять проблему эксперимента,
ставить
перед
собой
цель эксперимента.
Развитие
мыслительных
способностей
(умение
формулировать
вопросы,
сравнивать
объекты,
обобщать и систематизировать, делать выводы). Развивать познавательную
активность, любознательность при проведении опытов, умение делать
выводы.
Расширять
представление
детей
о
физических
свойствах
окружающего мира. Развитие умственных способностей: мыслительных
способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование
способов познания путём сенсорного анализа. Расширение кругозора.
В ходе реализации проектной деятельности мы учитывали главные
аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности,
использование различных приемов и разных видов экспериментальной
деятельности в работе воспитателя.
В ходе проектной деятельности был составлен план использования
процессов
эксперимента
на
развитие
опытно-исследовательской
деятельности детей, использованы разнообразные формы взаимодействия с
родителями воспитанников:
проведено анкетирование родителей по теме
проекта;
даны
консультации
для
родителей:
«Организация
детского
экспериментирования
в
домашних
условиях»,
«Значение
поисково-
исследовательской деятельности в развитии ребенка»;
совместно создан
«Центр экспериментирования», оборудованный полочками и природными
материалами в группе.
Мною
сделана
и
оформлена
папка-передвижка
с
пошаговым
выполнением экспериментов; проведена беседа «Техника безопасности во
время
экспериментов»,
проведены
эксперименты
«Все
о
воде»,
«Окрашивание
воды»,
«Волшебный
диск»,
«Танцующая
фольга»,
«Удивительный воздух», «Волшебные магниты», «С водой и без воды», «На
свету и в темноте», «Реактивный шарик», «Солнечные зайчики», «Чудо-
стакан», «Как разделить смеси», «Воздух невидимка», «Чудеса с землей и
глиной». Оформлена фотовыставка «Наши маленькие исследователи». Игры
- эксперименты «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Проведены беседы и занятия об исследовательских приборах: про лупу
«Заколдованное стеклышко», про весы «Чудные весы». Проведена викторина
«Что, зачем и почему», беседа «Что вы знаете об экспериментах?», проведена
дидактическая игра «Аукцион идей». Проведено ООД «Рисуем мыльными
пузырями»,
просмотр
мультфильма
«Путешествие
капельки»,
рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы «Сказка о
радуге», «Почему льдинка исчезла?», «Три поросенка».
Итоговым мероприятием стал мастер-класс от детей на тему «Мы вам
все расскажем и покажем!».
Из
всего
выше
изложенного
следует
вывод,
что
поисково-
исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на развитие
интеллектуальных способностей детей. Выполняя различные эксперименты,
ребенок делает выводы о различных свойствах предметов и объектов, учится
мыслить самостоятельно, принимать неординарные и творческие решения.
Развивается логическое мышление, ребенок объединяет знания, полученные
в ходе
учебно-воспитательного
процесса,
и приобщает
к конкретным
жизненно важным проблемам.
Также развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно
отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить
причины
неудачи
опытно
- экспериментальной
деятельности делать
элементарные выводы.
Литература:
1.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2002. - 92с.
2.
Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Творческий
Центр «Сфера», 2005. - 45с.
3.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-
сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
4.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников:
Методические рекомендации/Под общ. ред.Л.Н.Прохоровой.-3-е изд.,
испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008.
5.
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском
саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -32 с.