Автор: Субхангулова Юлия Флюровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №49" городского округа
Населённый пункт: город Салават Республики Башкортостан
Наименование материала: Дидактические игры для сопровождения организованной образовательной деятельности
Тема: Игры-занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры для
сопровождения образовательной
деятельности
Дидактические игры для
сопровождения образовательной
деятельности
•
Игра
-
любимая
и
естественная
деятельность
младших
дошкольников
в
течение
всего
времени
пребывания
в
детском
саду.
Совместное
с
воспитателем
участие
дидактические
играх
с
готовым содержанием и правилами с предметами,
дидактическими игрушками, картинками развивает
умения выделять различные сенсорные признаки в
пределах и их изображениях (цвет, размер, форму),
несколько признаков: назначение предмета, части,
материал;
различать
«правильные»
и
«неправильные»
предметы.
Дошкольники
учатся
принимать игровую задачу, выполнять действия в
определённой последовательности, действовать по
сигналу,
по
образцу
и
в
соответствии
с
игровой
задачей.
•
Игра
-
любимая
и
естественная
деятельность
младших
дошкольников
в
течение
всего
времени
пребывания
в
детском
саду.
Совместное
с
воспитателем
участие
дидактические
играх
с
готовым содержанием и правилами с предметами,
дидактическими игрушками, картинками развивает
умения выделять различные сенсорные признаки в
пределах и их изображениях (цвет, размер, форму),
несколько признаков: назначение предмета, части,
материал;
различать
«правильные»
и
«неправильные»
предметы.
Дошкольники
учатся
принимать игровую задачу, выполнять действия в
определённой последовательности, действовать по
сигналу,
по
образцу
и
в
соответствии
с
игровой
задачей.
Игра «Собери костюм по орнаменту»
Игра «Собери костюм по орнаменту»
•
Цель (дидактическая задача): совершенствовать зрительное
внимание; расширять и активизировать словарь; развивать умения
отвечать на вопросы фразой, объяснять свой выбор.
•
Игровая задача: выбрать предметы с таким же узором, как на
предложенном образце.
•
Содержание игровой деятельности: в игре участвуют от 1 до 5
детей. Ведущий предлагает игрокам собрать костюм из предметов с
одинаковым узором. Образец узора взрослый кладёт перед игроком.
Игрок собирает вокруг образца предметы для костюма. Выигрывает
тот, кто быстрее и правильно найдёт все необходимые предметы. Игра
продолжается до тех пор, пока все костюмы не будут собраны.
•
Варианты усложнения:
Игрокам необходимо объяснить свой выбор.
•
Раздаточный материал: 6 квадратов (в одном нарисован узор, в
остальных – предметы с таким же узором).
•
Цель (дидактическая задача): совершенствовать зрительное
внимание; расширять и активизировать словарь; развивать умения
отвечать на вопросы фразой, объяснять свой выбор.
•
Игровая задача: выбрать предметы с таким же узором, как на
предложенном образце.
•
Содержание игровой деятельности: в игре участвуют от 1 до 5
детей. Ведущий предлагает игрокам собрать костюм из предметов с
одинаковым узором. Образец узора взрослый кладёт перед игроком.
Игрок собирает вокруг образца предметы для костюма. Выигрывает
тот, кто быстрее и правильно найдёт все необходимые предметы. Игра
продолжается до тех пор, пока все костюмы не будут собраны.
•
Варианты усложнения:
Игрокам необходимо объяснить свой выбор.
•
Раздаточный материал: 6 квадратов (в одном нарисован узор, в
остальных – предметы с таким же узором).
Игра «Одежда для всей семьи»
Игра «Одежда для всей семьи»
•
Цель (дидактическая задача): расширять и активизировать словарь; развивать умения
употреблять предлог «в», местоимения (он, она, они, оно), прилагательные (мамина, папина,
детская), отвечать полной фразой, согласовывая слова в роде, числе и падеже;
совершенствовать зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
•
Игровая задача: распределить картинки с изображением предметов одежды между мамой,
папой, дедушкой, бабушкой, детьми, отвечая полной фразой на поставленный вопрос.
•
Содержание игровой деятельности: перед играющими лежат 3 сюжетные картинки: папа
стоит рядом со шкафом, мама – рядом с комодом, дети (мальчик и девочка) – рядом с тумбочкой;
также 15 картинок с изображением предметов одежды. Каждый игрок по очереди берёт по
одной картинке, называет, что на ней изображено, и говорит, кто из членов семьи и куда должен
положить этот предмет одежды (в шкаф, комод, тумбочку). Например: «Галстук положу в шкаф:
он папин», «Платье положу в комод: оно мамино», «Футболку положу в тумбочку: она детская»
и т.д.
•
Варианты усложнения:
•
Упражнение «Один-много»: «Одна рубашка, а в шкафу много рубашек», «Одно платье, а в
шкафу много платьев», «Один сарафан, а в тумбочке много сарафанов».
•
Подобрать к каждому предмету определение. Например: шарф (какой?) тёплый, длинный,
красивый, синий и т.д.
•
Упражнение «Назови ласково». Например: «У мамы юбка, а у меня юбочка»
•
Раздаточный материал: 3 сюжетные картинки: папа стоит рядом со шкафом, мама – рядом с
комодом, дети (мальчик и девочка) – рядом с тумбочкой; к каждой сюжетной картинке по 5
картинок с изображением предметов одежды.
•
Цель (дидактическая задача): расширять и активизировать словарь; развивать умения
употреблять предлог «в», местоимения (он, она, они, оно), прилагательные (мамина, папина,
детская), отвечать полной фразой, согласовывая слова в роде, числе и падеже;
совершенствовать зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
•
Игровая задача: распределить картинки с изображением предметов одежды между мамой,
папой, дедушкой, бабушкой, детьми, отвечая полной фразой на поставленный вопрос.
•
Содержание игровой деятельности: перед играющими лежат 3 сюжетные картинки: папа
стоит рядом со шкафом, мама – рядом с комодом, дети (мальчик и девочка) – рядом с тумбочкой;
также 15 картинок с изображением предметов одежды. Каждый игрок по очереди берёт по
одной картинке, называет, что на ней изображено, и говорит, кто из членов семьи и куда должен
положить этот предмет одежды (в шкаф, комод, тумбочку). Например: «Галстук положу в шкаф:
он папин», «Платье положу в комод: оно мамино», «Футболку положу в тумбочку: она детская»
и т.д.
•
Варианты усложнения:
•
Упражнение «Один-много»: «Одна рубашка, а в шкафу много рубашек», «Одно платье, а в
шкафу много платьев», «Один сарафан, а в тумбочке много сарафанов».
•
Подобрать к каждому предмету определение. Например: шарф (какой?) тёплый, длинный,
красивый, синий и т.д.
•
Упражнение «Назови ласково». Например: «У мамы юбка, а у меня юбочка»
•
Раздаточный материал: 3 сюжетные картинки: папа стоит рядом со шкафом, мама – рядом с
комодом, дети (мальчик и девочка) – рядом с тумбочкой; к каждой сюжетной картинке по 5
картинок с изображением предметов одежды.
Игра «Разноцветный домик»
Игра «Разноцветный домик»
•
Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять представление о
геометрических фигурах.
•
Игровая задача: выбрать геометрические фигуры и совместить с соответствующей
прорезью в домике.
•
Содержание игровой деятельности: каждый игрок получает плоскостной
разноцветный домик с прорезями в форме геометрических фигурок. Ведущий
предлагает рассмотреть домики и спрашивает у игроков, одинаковые они или разные.
Затем просит каждого ребёнка подобрать геометрическую фигуру в соответствии с
прорезью и закрыть окошки в домике. Выигрывает тот, кто правильно и быстро
справится с заданием.
•
Варианты усложнения:
•
Правильно назвать цвета окошек в домике.
•
Назвать геометрические фигуры
•
Поочерёдно доставать из бумажного сундучка по одной геометрической фигуре.
•
Проводить по контуру фигурки пальцем
•
Собирать домик из разрезных материалов.
•
Раздаточный материал: плоскостной разноцветный домик с прорезями,
геометрические фигурки на каждого игрока.
•
Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять представление о
геометрических фигурах.
•
Игровая задача: выбрать геометрические фигуры и совместить с соответствующей
прорезью в домике.
•
Содержание игровой деятельности: каждый игрок получает плоскостной
разноцветный домик с прорезями в форме геометрических фигурок. Ведущий
предлагает рассмотреть домики и спрашивает у игроков, одинаковые они или разные.
Затем просит каждого ребёнка подобрать геометрическую фигуру в соответствии с
прорезью и закрыть окошки в домике. Выигрывает тот, кто правильно и быстро
справится с заданием.
•
Варианты усложнения:
•
Правильно назвать цвета окошек в домике.
•
Назвать геометрические фигуры
•
Поочерёдно доставать из бумажного сундучка по одной геометрической фигуре.
•
Проводить по контуру фигурки пальцем
•
Собирать домик из разрезных материалов.
•
Раздаточный материал: плоскостной разноцветный домик с прорезями,
геометрические фигурки на каждого игрока.
Игра «Вспомни и закрой»
Игра «Вспомни и закрой»
•
Цель: развивать зрительную память и внимание; расширять и активизировать
словарь; совершенствовать связную речь.
•
Игровая задача: запомнить картинку, закрыть фишкой только те предметы,
которые изображены на картинке.
•
Содержание игровой деятельности: игроку показывают картинку с
изображением комнаты: на стуле сидит большой плюшевый медведь, на столе
стоят светильник и пирамидка, на кровати лежит книжка, возле тумбы стоит
большая грузовая машина, на тумбе расстелена салфетка и т.д. Ребёнок
должен внимательно рассмотреть картинку и постараться запомнить все
предметы. Затем ведущий убирает картинку и показывает карточку с
изображением различных предметов, среди которых есть предметы с
сюжетной картинки. Играющий должен закрыть фишкой только те предметы,
которые были изображены на картинке.
•
Варианты усложнения:
•
Игроку предлагается:
•
Рассмотреть картинку с изображением большего количества предметов.
•
За меньший промежуток времени рассмотреть и запомнить картинку.
•
Раздаточный материал: сюжетные картинки, карточки с изображением
отдельных предметов, фишки.
•
Цель: развивать зрительную память и внимание; расширять и активизировать
словарь; совершенствовать связную речь.
•
Игровая задача: запомнить картинку, закрыть фишкой только те предметы,
которые изображены на картинке.
•
Содержание игровой деятельности: игроку показывают картинку с
изображением комнаты: на стуле сидит большой плюшевый медведь, на столе
стоят светильник и пирамидка, на кровати лежит книжка, возле тумбы стоит
большая грузовая машина, на тумбе расстелена салфетка и т.д. Ребёнок
должен внимательно рассмотреть картинку и постараться запомнить все
предметы. Затем ведущий убирает картинку и показывает карточку с
изображением различных предметов, среди которых есть предметы с
сюжетной картинки. Играющий должен закрыть фишкой только те предметы,
которые были изображены на картинке.
•
Варианты усложнения:
•
Игроку предлагается:
•
Рассмотреть картинку с изображением большего количества предметов.
•
За меньший промежуток времени рассмотреть и запомнить картинку.
•
Раздаточный материал: сюжетные картинки, карточки с изображением
отдельных предметов, фишки.