Напоминание

КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторы: Матвеева Айслу Аликовна, Мухамедьянова Эльмира Мухлисовна
Должность: преподаватели пм 01 и пм 02
Учебное заведение: КГБПОУ "Норильский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Секция: Коммуникативный аспект профессиональной мобильности педагога

Матвеева Айслу Аликовна, Мухамедьянова Эльмира Мухлисовна.

Bagaeva I.V., Matveeva A.A., Muhamedyanova E.M.

преподаватели

КГБПОУ «Норильский медицинский техникум»

КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК

ОСНОВА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

The communicative mobility of a teacher as the basis of secondary vocational

education quality

Аннотация.

В

статье

рассматривается

значимость

формирования

профессиональной

мобильности

педагогических

кадров

среднего

профессионального образования, реализующих свою деятельность в условиях

ФГОС нового поколения. В статье подчеркивается важность коммуникативной

мобильности как основы качества среднего профессионального образования.

Ключевые

слова:

профессиональная

мобильность,

коммуникативная

мобильность, мотивация, профессиональная деятельность.

Annotation: The article deals with the importance of professional mobility

development of secondary vocational education teaching staff working with Federal

State Educational Standard of the third generation. In the article is emphasized the

importance of communicative mobility as the basis of secondary vocational education

quality.

Key words: professional mobility, communicative mobility, professional

experience.

Социализация как общественное явление определяется характером самого

общества, его свойствами и потребностями. Преобразования, происходящие под

влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в

экономике отражаются на механизме "включения" личности в общественную

систему.

Важнейшим качеством педагога на сегодняшний день должна быть

профессиональная

мобильность.

Отмечено,

что

в

особых

ситуациях

осуществления профессиональной деятельности профессиональная мобильность

проявляется в возможности обновлять, преобразовывать, а в отдельных случаях и

кардинально изменять содержание выполняемых функций.

Коммуникативная

мобильность

педагога

является

составной

частью

профессиональной

мобильности.

Установлена

связь

коммуникативной

мобильности с возможностью эффективной адаптации в различных условиях

производственной деятельности.

Преподаватели медицинского техникума в процессе обучения студентов

формируют у них общие и профессиональные компетенции, которые необходимы

выпускникам для востребованности на рынке труда. В подготовке медицинских

работников особая роль принадлежит профильным учебным дисциплинам.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития системы

среднего профессионального образования в современных условиях является

ориентация при подготовке специалистов на конкретных работодателей и

обеспечение связи процесса обучения студентов с медицинскими организациями,

на которых они будут работать.

Опыт работы в последние годы свидетельствует о том, что у студентов,

особенно

на

первых

курсах,

отмечаются

низкая

познавательная

и

профессиональная мотивация, неразвитость самоконтроля, профессионального

самосознания. В связи с этим перед педагогическим коллективом техникума

стоит задача формирования ценностного отношения студентов к процессу

познания.

Понимая, что освоенные компетенции студент проявляет только в

практической

деятельности,

образовательный

процесс

в

Норильском

медицинском техникуме строится таким образом, что доклиническая практика

проводится в учебных аудиториях, а учебная и производственная практика по

клиническим дисциплинам проходит в медицинских учреждениях.

На практических занятиях в малых группах преподаватель предлагает

студентам

проблемно-ситуационные

задачи,

студенты

разрабатывают

презентации и кроссворды по теме, для закрепления материала проводятся

деловые игры.

Профессиональная деятельность медицинской сестры связана с усвоением

не только определенного объема знаний, но и большого количества практических

умений и навыков (манипуляций), при этом каждое ее действие должно

выполняться четко и безошибочно, поскольку от этого зависит эффективность

лечения, здоровье, а иногда и жизнь пациента. Преподаватель демонстрирует

проведение манипуляций

различными способами.

Отработка манипуляций

проводится на фантомах и манекенах. На наш взгляд, алгоритмизация является

удачной

педагогической

технологией

профессиональной

подготовки.

На

практических занятиях используется алгоритмизация различных манипуляций;

например, внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции, измерение

артериального давления, подсчет пульса и частоты дыхательных движений,

термометрия и т.д. Разбираются алгоритмы оказания доврачебной помощи.

Рассматриваются цели, оснащение, этапы выполнения, мотивация каждого шага и

возможные ошибки.

Практика работы в техникуме подтверждает тот факт, что у студента

появляется уверенность в ценности приобретенных знаний, если он знает, где и

когда они будут применены. Хорошо осведомленные о целях предстоящей

образовательной деятельности студенты начинают действовать осознанно, имея

перед собой ясные ориентиры ее осуществления.

Однако,

конечная

результативность

профессиональной

деятельности

обучающегося

определяется

условиями,

в

которых

осуществляется

взаимодействие участников профессиональных отношений. Работа медицинской

сестры предполагает постоянное взаимодействие с участниками лечебного

процесса: врачи, старшая медицинская сестра, младший медицинский персонал,

пациенты, родственники пациентов. Виды деятельности также отличаются

разнообразием:

выполнение

манипуляций,

заполнение

документации,

консультирование

пациентов

и

родственников,

оказание

психологической

помощи. Любое изменение внешней среды влияет на поведение молодого

специалиста. Именно поэтому, важно преподавателям учитывать эти особенности

на занятиях. Для этого необходимо делать акцент на создании условий для

опытного обучения, подводить студентов к ролевым эвристическим диалогам,

моделировать проблемные ситуации и стимулировать мотивацию к познанию

через интересную дополнительную информацию. При этом важно проявлять

поведенческую гибкость, учитывать индивидуальные и психофизиологические

особенности обучающихся, а также использовать эффективные психологические

методы.

Все

эти

навыки

требуют

развития

коммуникативной

мобильности

преподавателей для умения ориентироваться в огромном океане информации,

обрабатывать ее в сжатые сроки, структурировать, осмысливать и применять в

деятельности,

самостоятельно достраивая информационные картины мира;

умения саморазвития, «дообучения и переобучения» самого себя; адаптация к

быстро меняющемуся миру. Наиболее подходящим способом для реализации

профессиональных задач преподавателя является система дополнительного

последипломного

образования,

возможность

самостоятельно

выстраивать

образовательную траекторию.

Таким

образом,

коммуникативная

мобильность

преподавателя

это

изменение интеллектуальных моделей, формирование нового видения ситуаций и

их решений за счет бесконечного самопознания и самосовершенствования. Она

является компетенцией современного педагога и непреложным законом для

любого образовательного учреждения.

Библиографический список:

1. Горюнова Л.В. 2006. Профессиональная мобильность специалиста как

проблема развивающегося образования России. - Ростов н/Д. С.123

2. Игошев Б.М. 2008. Системно-интегративная организация подготовки

профессионально мобильных педагогов: Автореф. Дис... д.п.н. Москва. С.131

3. Мильцова В.Ф. 2006. Формирование профессиональной компетентности

куратора в учреждениях среднего профессионального образования: дис. ... канд.

пед. наук [Текст] / В.Ф. Мильцова. Челябинск. С.179



В раздел образования