Напоминание

"Начальный этап разучивания русской народной песни "Ой, по-над Волгой"


Автор: Сильнова Наталия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: п.Рощинский Волжский район Самарская область
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: "Начальный этап разучивания русской народной песни "Ой, по-над Волгой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5» посёлка Рощинский

муниципального района Волжский Самарской области

Разработка открытого урока:

«Начальный этап разучивания русской

народной песни «Ой, по-над Волгой»

Урок с обучающимися 4-7 классов (вокальный ансамбль «Созвучие»)

Выполнила: Сильнова Наталия

Викторовна

преподаватель ДШИ № 5

2021 г.

Тема урока: Начальный этап разучивания русской народной песни «Ой,

по-над Волгой» обработка Ю.Славнитского.

Цель:

Разучить I часть русской народной песни «Ой, по-над Волгой»

Задачи

: Обучающие:

-

закрепить с учащимися знания и умения о соблюдениях правил пения в

хоре, охране здоровья, охране голоса;

-овладеть

вокально-певческими

навыками:

чистого

интонирования,

певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

-развить интерес учащихся к хоровому пению

-развить гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к хоровому пению;

-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

-Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование

:

музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал,

партитуры хоровых произведений.

Тип урока

:

урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока

:

комплексная.

Виды деятельности

:

коллективный, работа в парах, индивидуальная

беседа.

Характеристика класса

:

Вокальный ансамбль «Созвучие» -это коллектив

учащихся 4-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту

(10-15

лет),

своим

физическим

и

психологическим

возможностям,

обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения,

разных национальностей, что создает определенные проблемы.

Так, например , четвероклассники в нашем ансамбле занимаются первый

год(до этого они занимались в средней группе хора). Они не имеют

навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая

проблема-дети часто болеют, много пропускают. Однако большинство

детей имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие

ощущают психологический комфорт именно при занятиях в вокальном

ко

ллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада

каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.

-Итак, вы готовы к работе?

-Тогда начнем.

II. Разминка.

-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. В этом

нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа,

включающего в себя вращательные движения мышц в зоне гайморовых

пазух, расположенных над бровями и по бокам от

переносицы

).

-а теперь «подпитаем» мозг кислородом (Выполнение дыхательных

упражнений)

III. Распевание.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и

довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения, сидя и стоя:

-при пении поза должна быть неподвижной;

-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед;

-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева

направо и справа налево;

-нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было

напряжения.

(Ученики распеваются, педагог аккомпанирует)

-Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к

работе!

IV.

Повторение раннее изученного материала и проверка домашнего

задания. Сообщение новой темы урока.

- А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым

мы познакомились на прошлом уроке. Русская народная песня «Ой, по-над

Волгой»

в

обработке

М.Славнитского.

Мы

проанализировали

это

произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

-Какой характер данного произведения? (торжественный, величественный,

яркий)

-Размер 2/4

-Тональность (ми минор)

-Динамика ( от р до f, в соответствии с фразировкой)

-Штрихи (legato)

-Фактура - гомофонно-гармоническая; в 1

части главная

мелодия

находится в партии 1 сопрано, остальные голоса ее гармонически

поддерживают, во 2 части - полифоническая.

V.-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Ой, по-над

Волгой» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

-Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.

Готовы? (да)

VI.

Разучивание 1 части песни «Ой, по-над Волгой»

- Разбор этого произведения мы начинаем с 1 части. Задачи этого этапа

работы:

достижение

точной

интонации,

взятие

дыхания

только

в

отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувство

ритма, строя, ансамбля, сольфеджирование.

-Разучивание партии альтов (А1, А2)

-Разучивание партии сопрано (С1, С2)

-Соединение партий альтов и сопрано.

-Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VII. Итог.

-Ну что, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока

мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили

первую

его часть. Цель нашего урока успешно достигнута, со всеми

задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На

следующем уроке мы продолжим работу над 1 частью песни «Ой, по - над

Волгой» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор 2

части.

VIII. Рефлексия.

-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока?

Как вы чувствуете себя физически? Что можете сказать об уроке?:

- мне было легко и интересно

- мне было трудно, поэтому неинтересно

- мне было трудно, но интересно.

- как вы оцениваете свою работу на уроке?

-5

-4

-3

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть свою партию в 1 части.

Список использованной литературы:

1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:

1969 г.

2.

Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.



В раздел образования