Автор: Сильнова Наталия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: п.Рощинский Волжский район Самарская область
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: "Начальный этап разучивания русской народной песни "Ой, по-над Волгой"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5» посёлка Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
Разработка открытого урока:
«Начальный этап разучивания русской
народной песни «Ой, по-над Волгой»
Урок с обучающимися 4-7 классов (вокальный ансамбль «Созвучие»)
Выполнила: Сильнова Наталия
Викторовна
преподаватель ДШИ № 5
2021 г.
Тема урока: Начальный этап разучивания русской народной песни «Ой,
по-над Волгой» обработка Ю.Славнитского.
Цель:
Разучить I часть русской народной песни «Ой, по-над Волгой»
Задачи
: Обучающие:
-
закрепить с учащимися знания и умения о соблюдениях правил пения в
хоре, охране здоровья, охране голоса;
-овладеть
вокально-певческими
навыками:
чистого
интонирования,
певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Развивающие:
-развить интерес учащихся к хоровому пению
-развить гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к хоровому пению;
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
-Воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование
:
музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал,
партитуры хоровых произведений.
Тип урока
:
урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока
:
комплексная.
Виды деятельности
:
коллективный, работа в парах, индивидуальная
беседа.
Характеристика класса
:
Вокальный ансамбль «Созвучие» -это коллектив
учащихся 4-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту
(10-15
лет),
своим
физическим
и
психологическим
возможностям,
обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения,
разных национальностей, что создает определенные проблемы.
Так, например , четвероклассники в нашем ансамбле занимаются первый
год(до этого они занимались в средней группе хора). Они не имеют
навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая
проблема-дети часто болеют, много пропускают. Однако большинство
детей имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие
ощущают психологический комфорт именно при занятиях в вокальном
ко
ллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада
каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
-Итак, вы готовы к работе?
-Тогда начнем.
II. Разминка.
-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. В этом
нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа,
включающего в себя вращательные движения мышц в зоне гайморовых
пазух, расположенных над бровями и по бокам от
переносицы
).
-а теперь «подпитаем» мозг кислородом (Выполнение дыхательных
упражнений)
III. Распевание.
Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и
довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения, сидя и стоя:
-при пении поза должна быть неподвижной;
-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед;
-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева
направо и справа налево;
-нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было
напряжения.
(Ученики распеваются, педагог аккомпанирует)
-Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к
работе!
IV.
Повторение раннее изученного материала и проверка домашнего
задания. Сообщение новой темы урока.
- А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым
мы познакомились на прошлом уроке. Русская народная песня «Ой, по-над
Волгой»
в
обработке
М.Славнитского.
Мы
проанализировали
это
произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.
-Какой характер данного произведения? (торжественный, величественный,
яркий)
-Размер 2/4
-Тональность (ми минор)
-Динамика ( от р до f, в соответствии с фразировкой)
-Штрихи (legato)
-Фактура - гомофонно-гармоническая; в 1
части главная
мелодия
находится в партии 1 сопрано, остальные голоса ее гармонически
поддерживают, во 2 части - полифоническая.
V.-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Ой, по-над
Волгой» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)
-Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.
Готовы? (да)
VI.
Разучивание 1 части песни «Ой, по-над Волгой»
- Разбор этого произведения мы начинаем с 1 части. Задачи этого этапа
работы:
достижение
точной
интонации,
взятие
дыхания
только
в
отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувство
ритма, строя, ансамбля, сольфеджирование.
-Разучивание партии альтов (А1, А2)
-Разучивание партии сопрано (С1, С2)
-Соединение партий альтов и сопрано.
-Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?
(Анализ выполненной работы)
VII. Итог.
-Ну что, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока
мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили
первую
его часть. Цель нашего урока успешно достигнута, со всеми
задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На
следующем уроке мы продолжим работу над 1 частью песни «Ой, по - над
Волгой» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор 2
части.
VIII. Рефлексия.
-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока?
Как вы чувствуете себя физически? Что можете сказать об уроке?:
- мне было легко и интересно
- мне было трудно, поэтому неинтересно
- мне было трудно, но интересно.
- как вы оцениваете свою работу на уроке?
-5
-4
-3
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть свою партию в 1 части.
Список использованной литературы:
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:
1969 г.
2.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.