Напоминание

"Широкая Масленица"


Автор: Евсеенко Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 5 ст. Ясенской МО Ейский район
Населённый пункт: Краснодарский край Ейский район с. Ясенская
Наименование материала: Сценарий казачьего праздника подготовительной к школе группы
Тема: "Широкая Масленица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 станицы Ясенской муниципального

образования Ейский район

«Широкая Масленица»

Сценарий казачьего праздника подготовительной

к школе группы

Воспитатель:

Евсеенко Елена Викторовна

станица Ясенская

2021

Цель: повышение интереса к традициям казачьего народа .

Задачи:

-возрождение интереса к обрядовым праздникам на Кубани;

-воспитание патриотизма, основанного на кубанских традициях;

-провести занятие, через эмоциональное сопереживание и участие в игре

действии, приобщить всех участников к знаниям об обычаях и обрядах

проведения праздника Масленица на Кубани.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое

развитие»,

Предварительная работа:

-беседа с воспитанниками о начале «Масленичной» недели;

-изготовление куклы-чучела Масленицы;

-заучивание стихотворений к занятию «Обряды и обычаи Масленицы на

Кубани»;

-рассказ о народных календарных традициях празднования Масленицы на

Кубани. Разучивание песен, хороводов и закличек.

Оборудование: солнышка, петушка, 2шт. лошадки на палочках, 2шт. конуса.

По 2шт. на ребенка - атласные ленты на кольцах. Бутафорский блинчик,

платочек, карусель с лентами, чучело Масленицы.

Методы

и

приемы:

игровой,

наглядный,

словесный.

Практическая

деятельность

детей,

здоровьесберегающие,

информационно-

коммуникативные.

Ход праздника:

Звучит «Вы блины мои блины» выходят казачки – начинается праздник.

Казачка1: Приглашаем всех гостей

К нам на праздник поскорей!

У нас на Кубани в казачьей станице,

На масляной неделе принято блины печь да веселиться!

Казачок: Масленицу гулять начинаем!

Будем блинами встречать, да весну закликать!

Веселей, веселей собирайся народ

Нас широкая Масленица в гости ждёт!

К песне, к шутке, к радости, приглашаем мы!

Проводы русской зимы начинаем!

Казачка2: Масленицу широкую открываем,

И веселье начинаем!

Становись, честной народ,

В Весенний хоровод!

Песня- хоровод «Широкая масленица»

(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)

Казачка1: Кубань богата своими традициями, обычаями и праздниками.

Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце

зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться,

удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.

На Масленицу провожают зиму, встречают весеннее солнышко.

Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми.Празднуется

Масленица на Кубани в последнюю неделю перед Великим постом.

Великий пост – это время подготовки к Пасхе, Христианскому празднику в

честь воскрешения Иисуса Христа, Сына Божьего.

Великий пост – это:

воздержание от сытной пищи, от развлечений;

добрые поступки и мысли, чтение молитв и размышление о духовном.

Всю неделю на Масленицу кубанцы веселились, катались с горки, водили

хороводы, пекли блины. Румяный блин означал весеннее солнышко.

И в наше время на Кубани в Масленичную неделю пекут блины. Это

старинный русский обычай – встречать весну.

Просмотр двухминутного фильма в картинках о красочной «Масленице»

Казачка2: Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует

определённых ритуалов и обычаев.

Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча».

В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные

горы.

Ребенок: Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят!

Игра «Масленица».

Двое участников образуют ворота, остальные цепочкой проходят под ними,

произнося слова:

А мы масленицу устречали, устречали,

Мы сыр с маслицем починали, починали.

Мы блинами гору устилали, устилали,

Сверху маслицем поливали, поливали.

Как от сыра гора крута,

А от масла гора ясна.

На последних словах опускают руки, считают тех, кто оказался пойман и

произносят слова «Пять блинов (по количеству пойманных) – ели, ели, не

наелись!». Пойманные присоединяются к тем, кто образовывал ворота, и

игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы практически все.

Тогда говорят «Тридцать блинов – наелись!»

Казачка1: Вторник — «Заигрыш»

Ребенок:

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКа отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и

выпрашивали блины. Все ходили друг другу в гости, и песни в этот день

начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на

лошадях.

Конкурс «Всадники».

Участники из каждой команды садятся на лошадку-палочку. По сигналу

начинают скакать на них до флажков и обратно, побеждает та команда,

которая быстрее всех пройдет эту эстафету.

Казачка2: Любо, казачата! Любо!

Казачка2: Среда — «Лакомка»

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке

с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с

детьми и, лакомились блинами и другими масляными явствами .

Ребенок: Тут среда подходит-лакомкой зовётся.

Каждая Хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники все им удаётся

Пироги и блинчики все на стол мечи

Главное угощение праздника блины.

Казачка1: На что похожи блины?

На Кубани на масленицу издавна пекли блины. Вот мы сейчас эту традицию

продолжим!

Игра «Печем блины

В руках у ребенка детская сковорода, на ней блинчики,

(блинчики можно вырезать из тонкого поролона, добегают до стола.

Выкладывают блин на блюдо, у каждого участника свое, возвращаются.

передают сковороду следующему члену команды, чья команда "напечет"

больше блинов.

Казачка1: Любо, казачата! Любо!

Блины имели особое значение круглые румяные горячие они были символом

солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни, в народе говорили:

«Как на масленичной неделе в потолок блины летели..

«На горках кататься, в блинах поваляться».

«Не житьё, а Масленица».

«Хоть с себя всё заложить, а масленицу проводить».

Казачка2: Как вы понимаете эти поговорки? О чём они рассказывают нам?

Конечно, в эту неделю пели весёлые, разудалые песни о масленице, о

ярмарках, о блинах.

Ребята, а какую вы песню знаете про блины

Песня «Блины»

Казачка: Любо, казачата! Любо!

Казачка1: Четверг — «Разгуляй»

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, наши земляки устраивали катание на

лошадях, катание на санях по улицам, кулачные бои, в этот день было

больше всего развлечений.

Ребенок: А в четверг раздольный Разгуляй приходит.

Ледяные крепости, снежные бои

Тройки с бубенцами на полях выходят.

Парни ищут девушек суженных в своих.

На Кубани устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили

снежный городок и брали его боем, катались на конях по деревне, съезжали с

гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами.

Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Выходите, добры молодцы, силушкой померяться, народ позабавить!

Игра «Бой петухов».

Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной

ноге, руки за спиной, толкая друг друга либо правым, либо левым плечом.

Побеждает тот, кто дольше продержится на одной ноге.

Казачка2: Любо, казачата! Любо!

Казачка2: Вы знаете масленичные игры? Катания с гор, бой мешками,

ледяной столб, снежный тигр, перетягивание каната, Жмурки, горелки,

строили снежные городки и брали его боем, плясали, водили хороводы.

В хоровод всех приглашаем, дружно песни запеваем!

Казачка1:

Давайте сейчас возьмем солнечный лучики и будем водить

хоровод под веселую масленичную песню.

А теперь будем играть – красно солнышко встречать!

На качели дружно сели, завертелись карусели!

Игра «Карусель»

Дети берут солнечные лучики и под песню «Хоровод от ворот» водят

хоровод.

Казачка2: Любо, казачата! Любо!

Казачка2: Казачата играли в Горелки, перепрыгивая, через костёр. Давайте

попробуем перепрыгнуть через наш костёр.

Игра «Перепрыгни через костёр»

Казачка1: Любо, казачата! Любо!

Казачка1:

Повсеместно во всех станицах и хуторах Кубани кулачки

устраивают на масленицу. Бились: «Край на край» ,«Станица на станицу»,

«Казаки на мужиков» в кулачках принимают, участие все казаки начиная с 7

лет и кончая седобородыми стариками.

Просмотр

фрагмента фильма "Кубанские казаки»

Казачка2: Любо, казачата! Любо!

Казачка2: Пятница — «Тёщины вечёрки»

Теперь уж зять тёщу к себе приглашает, блинами угощает.

Пятница -тёщины вечерки. На тещены вечерки зятья угощали своих тёщ

блинами. А казачки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к

горке. Тот казак, которому казачка понравилась, торопился и отведать

блинка, чтобы узнать добрая ли Хозяюшка из неё выйдет.

Ребенок: Пятница настала вечера у тёщи.

Теща приглашает зятя на блины

Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Хороводная игра «Блинчик»

Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:

Ты, катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого горячий блинчик,

Тот сейчас станцует нам.

Игра«Ляпка»

Выбирается водящий, который ловит участников игры и у пойманного

спрашивает:

«У кого был?»

У бабки.

«Что ел?»

Оладки.

«Кому отдал?»

Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот

становится водящим.

Казачка: Любо, казачата! Любо!

Песня «Бабушка, испеки оладушки»

Казачка1: Суббота — «Золовки посиделки»

В этот день молодожёны приглашали к себе в гости родных и потчевали, их

угощением велись разговоры о житие бытие, мирились, если до этого в ссоре

находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили они хорошие

добрые слова.

Ребенок: Близится суббота - золовки угощение.

Вся родня встречается, водит хоровод

Праздник продолжается, общее веселье.

Словно продолжает зимушку народ!

Песня «Над Кубанью, над рекой».

Казачка2: Любо, казачата! Любо!

Казачка2: Воскресенье -прощеный день. Это были проводы Масленицы. В

поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел

разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В

прощёное воскресенье ходили друг другу мириться и просили прощения,

если обидели раньше. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста».

На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды

навсегда. Вот такой это веселый праздник – Масленица!

Ребенок: Приходите в воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Ребенок: Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Ребенок: Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу всё в «Прощеный день»

Чучело соломенное- Зимушку -сжигают

Нарядив тулупчик, валенки, ремень.

Ребенок: Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свидания Масленица, приходи опять!

Через год красавицу снова повстречаем

Снова будем праздновать, блинами угощать.

Казачка: Да какая же Масленица без блинов горячих да румяных!

Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся,

Да блинами угостимся!

Звучит весёлая музыка, угощение детей блинами с горячим чаем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 станицы Ясенской муниципального

образования Ейский район

ПАСПОРТ

Подготовительной к школе группы №6

«Юные казачата»

станица Ясенская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников МБДОУ.

Центром

всей

методической

работы

группы

является

предметно

пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в

укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего

развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах

воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций,

поэтому

задача

воспитателя

-

сделать

накопленный

опыт

живым,

доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так

организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем,

как у себя дома.

Условиями полноценности функционирования группы является его

методическое

и

организационное

обеспечение,

соответствующее

современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и

оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.

Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующим ДОУ.

ФИО педагога

Образование

Квалификация

Курсовая подготовка

Евсеенко Елена

Викторовна

Средне

специальное

Первая

категория

«Теория и практика

организации воспитательно-

образовательной работы в

группах казачьей

направленности в условиях

реализации ФГОС.»

Довгаль Елена

Васильевна

Средне

специальное

Первая

категория

«Современные подходы к

организации и содержанию

воспитательно-

образовательного процесса в

группах казачьей

направленности в условиях

реализации ФГОС ДО»,

Общая информация.

Подготовительная к школе группа №6

«Юные казачата»

Общие сведения

Группу посещает 24 ребенка:

9- мальчиков,

15-девочек.

Девиз группы

Мы - отличные ребята.

Мы - ребята казачата.

Мы любим знанья получать,

Мы любим, петь и танцевать,

Нас можно смело казачатами назвать.

Эмблема

Гимн

Ты, Кубань родная,

С детства дорогая

На твоих просторах

Дружно мы живём.

Под кубанским небом

С урожаем хлеба

С песней голосистой

По степи идём.

На Кубани нашей

Нет станицы краше

Здесь живут потомки

Славных казаков .

А мы казачата

Хлопцы и девчата

будем мы достойны

Дедов и отцов.

Организация развивающей предметно-

пространственной среды

В «Центре ряжения» предметы одежды

казаков: кубанки, шали, платки, юбки, кофты,

штаны, рубахи, украшения - бусы, веночки.

Композиция

в Кубанском стиле «Крестьянское

подворье»,

патриотический уголок : гимн, флаг России,

портрет президента и герб России. Кроме

основных

государственных

символов

в

наш патриотический уголок мы поместили еще

и символы нашего края, а именно – герб, флаг,

гимн Краснодарского края.

«Казачья-горница»,

из

предметов

казачьей

утвари и семейных реликвий, где нашли свое

применение прялка, русская печь, деревянный

стол и стулья, «красный угол», колыбелька,

предметы декоративно-прикладного искусства,

тканные

и

вышитые

изделия:

скатерти,

полотенца,

традиционная

казачья

посуда,

мебель, старинные фотографии.

На каждого

ребенка костюмы, эмблемы «Юные казачата».

Баннер «Казачьи заповеди».

Информационный стенд для родителей «Юные

казачата»



В раздел образования