Авторы: Еремина Вера Николаевна, Малевская Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "За молодильными яблоками"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
в
подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «За молодильными яблоками»
Цели:
создать условия для развития всех компонентов устной речи,
когнитивных процессов на материале русских народных сказок.
Задачи:
1.
Активизация и обогащение словаря устойчивыми выражениями;
словами
-
сравнениями,
синонимами,
эпитетами;
расширение
семантики лексемы «яблоко»;
2.
Формирование
грамматических
обобщений
в
построении
сложноподчиненного
предложения,
развитие
навыков
языкового
оформления развернутого высказывания;
3.
Закрепление аналитико - синтетических умений в овладении звуковым
составом слов;
4.
Совершенствование общей и мелкой моторики, координации речи и
движений.
5.
Развитие творческой активности, навыков танцевальных движений в
музыкальной и театрализованной деятельности.
6.
Закрепление умения изготовления предмета (яблока) с помощью
шаблона.
Оборудование: кассы букв, пеналы, сюжетная картина, шапочки ежа,
медведя, зайца, вороны, избушка на курьих ножках, дерево, яблоко,
предметные картинки, панно «Лес», карточки с вопросами, ножницы, клей,
цветная бумага, шаблоны.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.
Мотивационно - побудительный этап
Логопед:
Дети, вы все любите сказки. Они учат нас быть добрыми,
честными, смелыми. В сказках побеждает добро.
Игра « Назовите сказку правильно». Красная косыночка («Красная
шапочка»), пять поросят («Три поросенка»), бременские инструменты
(«Бременские музыканты»), царевна – жаба («Царевна – лягушка»), гладкий
утенок («Гадкий утенок»), клубок («Колобок»), замарашка («Золушка»),
лисичка с половничком («Лисичка со скалочкой»), Даша и медведь («Маша и
медведь»), сестрица Аленушка и братец Данилушка («Сестрица Аленушка и
братец
Иванушка»),
мальчик
и
Карлсон
(«Малыш
и
Карлсон»),
сантиметровочка («Дюймовочка»), волк и семеро ягнят («Волк и семеро
козлят»), принцесса на бобах («Принцесса на горошине»), кот в ботинках
(«Кот в сапогах»), сказка о молодых яблоках («Сказка о молодильных
яблоках и живой воде»).
2. Операционно - исполнительный этап
В этой сказке Иван – Царевич отправится за молодильными яблоками для
отца. Много испытаний ждет его на этом трудном и долгом пути. Поможем,
дети, Ивану – Царевичу их преодолеть.
А сейчас первое задание – наше испытание. Дети встают в круг и передают
яблоко из рук в руки под песню:
Яблочко золотое,
Яблочко наливное.
По рукам катилось
И остановилось.
Ребенок с яблоком называет слово – признак к слову
Яблоко какое? (Спелое, красное, антоновское, ароматное, душистое,
румяное, сладкое, маленькое, огромное, глазное, адамово, червивое, грязное,
вкусное, наливное, раздора, моченое, садовое. Уточнение значения слова
«наливное». Дима занимался спортом и его мышцы наливались силой. Ира
заплакала и ее глаза налились слезами. Я налила воды в стакан. Яблоко
наливается соком.
На гербе нашей страны изображен двуглавый орел, в одной лапе у него
державное яблоко, золотой шар с короной или крестом, а в другой скипетр,
символы власти. В левой руке царя, сидящего на троне, державное яблоко, а
в правой скипетр. Покажите, как царь держит эти символы власти. Слова –
друзья к слову держава (Страна, государства).
Отправимся за молодильными яблоками на поезде. Игра «Логический
поезд». В первом вагоне поедет яблоко, в следующем, например, клубок,
потому что он круглый, как и яблоко. Дети, устанавливая связь между
предметами, собирают вагоны.
Первая остановка «Лес». Что увидел Иван- Царевич в лесу, мы узнаем,
сложив это слово из букв. Первая буква спряталась в середине слова мир,
следующая вторая в слове азбука. Третья- первая в слове брат. Следующая
спряталась в середине слова дуб. Первая буква в слове школа. Последняя
буква в слове лук. Первая буква в названии нашего детского сада
«Аистенок». Получилась слово избушка. В избушке сказочные вопросы.
Дети поочередно на них отвечают.
Название следующей остановки мы сложим из букв кассы. Палочку ты
начерти, к ней вплотную цифру 3.(В). Мы услыхали от совы, что нет слов на
эту букву. (ы). Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (С). Молоток
стучит тук- тук, этой букве я старый друг. (Т). Вот два столба наискосок, а
между ними поясок, ты эту букву знаешь, а ? Перед тобою эта буква (А).
Первая буква во времени года, которое следует за зимой. (В). На прямую
палочку справа села галочка (К). Первая буква алфавита, тем она и
знаменита.
Выставка. Посмотрите на картину и найдите слова, которые начинаются на
букву я.
«Аистенок». Получилась слово избушка. В избушке сказочные вопросы.
Дети поочередно на них отвечают.
Дальше мы поедем на машине. Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем
Смотрим пристально мы в даль.
Следующая остановка «Театр». На сцене идет репетиция сказки «Репка».
Попробуем ее рассказать, добавив слова – признаки. Посадил дед репку. Она
выросла большая, а по цвету желтая. А по- другому …(золотая, соломенная,
лимонная, янтарная). Желтая как что? (Солнце, банан…). Ботва у репки была
зеленая, а по-другому изумрудная, малахитовая. Зеленая, как что? (Огурец,
крокодил, трава…). Дед тянул репку и побледнел от натуги. Лицо стало
белым как…(снег, мел, заяц…). Рубашка у деда была синего цвета, а, по-
другому, васильковая. Сапоги серые. А по- другому? (Мышиного цвета,
дымчатого, стального). Прибежала бабка красная как …(помидор, рак…).
Красный, по-другому, какой (алый, пурпурный, румяный, багровый…). А
косынка на бабке была лиловой, а по - другому сиреневой. А что же
происходит на другой сцене?
Здесь премьера сказки «Яблоко» Сутеева.
Остановка «Филармония». Танец
Остановка «Школа». Первый урок- русский язык. Припомните выражения,
связанные с яблоком. Яблоко от яблони недалеко падает. Конь в яблоках.
Яблоку негде упасть. Яблоко раздора (То, что порождает ссору), Глазное
яблоко, адамово яблоко.
Пальчиковая гимнастика
Та-та-та - яблоко – моя мечта
Ато-ато-ато- витаминами богато
Ти-ти-ти- где же яблоки найти
Ать-ать-ать- надо яблоки искать.
Мы же должны раздобыть яблоки, а на уроке труда мы их изготовим.
Давайте наши помпоны превратим в яблоки.
Урок труда. Вспомним технику безопасности с работой ножницами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край,
Другу их передавай
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Для царя мы сделаем молодильные яблоки с помощью шаблона и повесим
их на яблоню. Иван - Царевич сможет их сорвать для своего отца. Мы
изготовили разного цвета яблоки, а какое из них молодильное.
Показ, демонстрация готового яблока. Объяснение последовательности
выполнения работы.
3. Оценочно – рефлексивный этап Дети, вы помогли Иван Царевичу.
Молодильные яблоки сделали царя здоровым, молодым, сильным. Яблоко
отдадим Иван – Царевичу, а другие возьмите домой. Кто - то оставит яблочко
себе, а кто-то подарит его кому- то. Кому бы ты отдал молодильное яблоко?
Ответы детей. (Я подарю яблоко Никите, чтоб он больше не болел и ходил в
детский сад).