Автор: Седова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№24
Населённый пункт: город Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Седова Анна Александровна,
воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»
Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных
умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития.
Привычка
к
здоровому
образу
жизни
–
это
главная
привычка,
аккумулирующая результат использования имеющихся средств физического
воспитания
ребенка-дошкольника
для
решения
оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение
призвано с раннего детства формировать основы здорового образа жизни,
используя различные формы работы.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет
осуществляю по следующим направлениям:
1.
Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего
возраста является одной из самых актуальных. Насколько она изначально
спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать
укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а
также
воспитанию культуры поведения.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических
навыков
использую разные формы организации: дидактические игры,
игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения,
рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые
игры.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов ненужных, что обо
всех частях тела надо постоянно заботиться и содержать в чистоте.
Необходимо приучить ребенка пользоваться только индивидуальной своей
расческой, своим носовым платком, своим полотенцем и т.д.
3.
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
здоровья. Особое внимание обращаю и на значимость для организма сна,
прогулки, принятия пищи и других режимных моментов.
4.
Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная
активность,
т.е.
отношение
человека
к
движениям,
к
физическим
упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой
задачи разработан двигательный режим и организована двигательная среда в
группе.
5.
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом
образе жизнедеятельности и значение личного примера в укреплении и
сохранении здоровья.
С первых дней знакомства с родителями показываем и рассказываем
все, что ждет их малышей в нашем детском саду, обращая особое внимание
на
вопросы,
связанные
со
здоровьем
детей.
Все
медицинские
и
закаливающие процедуры проводим с согласия родителей (законных
представителей). Но, главное, на что направлена наша работа в этом
направлении – это понимание того, что без участия самых близких ребенку
людей, невозможно добиться хороших результатов, что только они являются
ярким примером для своих детей.
Совместно с родителями реализовали проект «Здоровая и дружная
семья»
-
формирование
и
сохранение
здорового
образа
жизни
с
использованием здоровьесберегающих технологий; провели фотовыставки
«В здоровом теле – здоровый дух» (сезонные периоды); пополнили
физкультурный
уголок
нестандартным
спортивного
оборудованием
«Дорожки здоровья», тактильные мешочки, тоннели и др.
Родители активно посещают Дни открытых дверей, Декады здоровья,
спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый
ребенок – счастливы родители» и участвуют в акции «Спорт – альтернатива
пагубным привычкам».
В результате работы по перечисленным направлениям получены следующие
результаты:
- наблюдается положительная динамика состояния здоровья дошкольников,
снижение заболеваемости;
- дети проявляют повышенный интерес к спортивным мероприятиям,
наблюдается мотивация к двигательной активности;
- чаще проявляется самостоятельность и активность детей;
- укрепляются партнерские отношения с родителями.
В заключении хочу сказать, что я уверена в необходимости именно с
раннего
возраста
приобщать
ребенка
к
здоровому
образу
жизни,
формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к
здоровью окружающих.