Автор: Кушнарева Мира Каплановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Юридическая гимназия №9 им.М.М.Сперанского
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская работа формирует зрелую личность"
Раздел: среднее образование
Тема: «Исследовательская работа формирует зрелую личность»
Автор: Кушнарева М.К., учитель биологии, канд. биол.наук
Учебное
заведение:
МАОУ
«Юридическая
гимназия
№9
им.
М.М.Сперанского»
«Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если видеть в нем образец, а
не соперника» В.Г Белинский. Я не зря начала свою статью словами В.Г.
Белинского, русского литератора и критика. Ученик успешен тогда, когда он
перерос своего учителя. И я всегда радуюсь успехам своих учеников!
Являясь
учителем
биологии
в
«Юридической
гимназии
им.
М.М.Сперанского», имеющей гуманитарную, юридическую, направленность,
я как естественник, стараюсь привлечь к исследовательской работе всех
гимназистов, интересующихся наукой. Конечно, не все, кто занимается со
мной проектной деятельностью, выбирают биологию как основной предмет
и не связывают свою будущую жизнь с естественно-научной специальностью.
Тем не менее, всегда находятся дети, заинтересованные и желающие
провести
свои
исследования.
Интересы
и
научно-исследовательские
предпочтения гимназистов могут иметь разнонаправленный характер. Как
мы выбираем тему? Первый вариант: ребенок приходит ко мне со своей
проблемой, вопросами, в которой хотел бы разобраться. Это наилучший
вариант. На мой взгляд, самый идеальный. Когда будущий исследователь
лично заинтересован
в разрешении проблемы, то работа, скорее всего,
сложится в добротный исследовательский проект. Чаще, это работы,
относящиеся к проблемам сохранения здоровья. Второй вариант: приходит
гимназист с желанием участвовать в проектной деятельности. Он не знает,
какой проблемой заняться, но очень хочет работать. Тогда я предлагаю
несколько тем на выбор. Мы беседуем, обсуждаем, спорим и, наконец,
выходим на те вопросы, которые его больше всего волнуют. Вариант третий:
у меня в голове крутится и созревает идея, тема возможного исследования.
Я жду автора, обладающего определенными качествами для исполнителя
идеи, который сможет достойно воплотить ее в жизнь. Могут быть и другие
варианты соединения автора и темы исследования, кому как повезет! В
любом случае, я должна заинтересовать будущего исследователя, зажечь его
идеей, подобрать ту, что близка ребенку по духу, что бы дальнейший весь
процесс проходил с желанием и интересом. Будущий исследователь не
обязательно должен обладать глубокими познаниями в области биологии,
но он должен уметь пользоваться знаниями и уметь формулировать на
основе подобранного материала, свои взгляды, свою идею.
В гимназии с 2015 года функционирует научно-исследовательское
общество «Здоровье», которым я руковожу. Это неформальное движение,
целью которого является сформировать активную жизненную позицию в
вопросах своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачами
нашего
общества являются : образовательная (повысить грамотность гимназистов в
вопросах здоровьясбережения; углубить знания по вопросам прикладной
медицины); воспитательная (пропагандировать здоровый образ жизни);
профилактическая
работа
(разъяснение
задач
вакцинации
и
мер
предосторожности в период эпидемий гриппа и пр.); исследовательская
(подготовка научных проектов).
Сюда приходят гимназисты, заинтересованные, прежде всего,
вопросами здоровья своего и своих близких. Им не безразлично, что
происходит
в
организме
человека.
Их
интересуют
проблемы
здоровьясбережения. Им не все равно, какие болезни одолевают сегодня
Человечество. И им, наконец, необходимо знать, как сформировать себя как
здоровую, успешную личность!
Исследовательская работа воспитывает, организует, дисциплинирует, а не
только способствует погружению в предмет. Опыт публичных выступлений
оказывается очень ценным в дальнейшей жизни. С малого возраста у
ребенка формируются навыки общения в научной среде.
Он учится
анализировать, выделять главное, отделяя второстепенные вещи.
Еще
одним, не мало важным, аспектом в работе над исследовательским
проектом, является преемственность поколений. У нас есть такие темы,
которые требуют продолжения. Например, тема о родинках, причинах их
перерождения в меланому, «кричит» о продолжении. Исследования на
аппаратно-диагностическом
комплексе
«АРМИС»
нуждаются
в
систематическом анализе, динамических
повторениях.
И еще, для
успешности работы кроме помощи учителя, важна поддержка родителей.
Именно
они
могут
создать
положительный
эмоциональный
настрой,
поддержать ребенка. И тогда, благодаря общим усилиям, он поверит в себя,
свои силы.
Но самое трудное, и, на мой взгляд, самое сложное в исследовательской
деятельности, это не выбор темы, а подбор методов исследования. Они
должны
быть
корректны,
справляться
с
поставленной
целью
и,
действительно, помочь в ее достижении. А еще, методы должны быть
доступны для использования исследователем.
Много лет я проработала на полевой кафедре, часто выезжала в среду
обитания своих подопечных. Благодаря этим экспедициям мы собирали
свой материал для исследований. Организовать такую практику в условиях
среднего образования, несколько затруднительно. Поэтому сегодня мы
выбираем темы, не связанные с длительными командировками и полевыми
наблюдениями.
Сегодняшняя
жизнь
внесла
свои
поправки:
темы
исследований
должны
быть
понятны
для
понимания,
доступны
для
исполнения и, конечно же, актуальны.
Таким
образом,
научно-исследовательская
деятельность
-
это
связующее звено между ребенком и взрослым. С одной стороны она делает
из ребенка взрослого, с другой, действительно сближает нас друг с другом.
Этот приобретенный опыт уже в студенческие годы поможет успешно
справляться с курсовыми и дипломной работами. А может быть, вы
воспитаете будущего гениального ученого, сумеющего в грядущем победить,
например, страшные болезни человечества.
И еще: «Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и
начинаются
новые
знания
ученика»
(К.А.Федин).
Мы,
учителя
–
не
библиотека, не справочник, мы, наверное, больше «стартер»!