Напоминание

"Исследовательская работа формирует зрелую личность"


Автор: Кушнарева Мира Каплановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Юридическая гимназия №9 им.М.М.Сперанского
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская работа формирует зрелую личность"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Исследовательская работа формирует зрелую личность»

Автор: Кушнарева М.К., учитель биологии, канд. биол.наук

Учебное

заведение:

МАОУ

«Юридическая

гимназия

№9

им.

М.М.Сперанского»

«Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если видеть в нем образец, а

не соперника» В.Г Белинский. Я не зря начала свою статью словами В.Г.

Белинского, русского литератора и критика. Ученик успешен тогда, когда он

перерос своего учителя. И я всегда радуюсь успехам своих учеников!

Являясь

учителем

биологии

в

«Юридической

гимназии

им.

М.М.Сперанского», имеющей гуманитарную, юридическую, направленность,

я как естественник, стараюсь привлечь к исследовательской работе всех

гимназистов, интересующихся наукой. Конечно, не все, кто занимается со

мной проектной деятельностью, выбирают биологию как основной предмет

и не связывают свою будущую жизнь с естественно-научной специальностью.

Тем не менее, всегда находятся дети, заинтересованные и желающие

провести

свои

исследования.

Интересы

и

научно-исследовательские

предпочтения гимназистов могут иметь разнонаправленный характер. Как

мы выбираем тему? Первый вариант: ребенок приходит ко мне со своей

проблемой, вопросами, в которой хотел бы разобраться. Это наилучший

вариант. На мой взгляд, самый идеальный. Когда будущий исследователь

лично заинтересован

в разрешении проблемы, то работа, скорее всего,

сложится в добротный исследовательский проект. Чаще, это работы,

относящиеся к проблемам сохранения здоровья. Второй вариант: приходит

гимназист с желанием участвовать в проектной деятельности. Он не знает,

какой проблемой заняться, но очень хочет работать. Тогда я предлагаю

несколько тем на выбор. Мы беседуем, обсуждаем, спорим и, наконец,

выходим на те вопросы, которые его больше всего волнуют. Вариант третий:

у меня в голове крутится и созревает идея, тема возможного исследования.

Я жду автора, обладающего определенными качествами для исполнителя

идеи, который сможет достойно воплотить ее в жизнь. Могут быть и другие

варианты соединения автора и темы исследования, кому как повезет! В

любом случае, я должна заинтересовать будущего исследователя, зажечь его

идеей, подобрать ту, что близка ребенку по духу, что бы дальнейший весь

процесс проходил с желанием и интересом. Будущий исследователь не

обязательно должен обладать глубокими познаниями в области биологии,

но он должен уметь пользоваться знаниями и уметь формулировать на

основе подобранного материала, свои взгляды, свою идею.

В гимназии с 2015 года функционирует научно-исследовательское

общество «Здоровье», которым я руковожу. Это неформальное движение,

целью которого является сформировать активную жизненную позицию в

вопросах своего здоровья и здоровья окружающих.

Задачами

нашего

общества являются : образовательная (повысить грамотность гимназистов в

вопросах здоровьясбережения; углубить знания по вопросам прикладной

медицины); воспитательная (пропагандировать здоровый образ жизни);

профилактическая

работа

(разъяснение

задач

вакцинации

и

мер

предосторожности в период эпидемий гриппа и пр.); исследовательская

(подготовка научных проектов).

Сюда приходят гимназисты, заинтересованные, прежде всего,

вопросами здоровья своего и своих близких. Им не безразлично, что

происходит

в

организме

человека.

Их

интересуют

проблемы

здоровьясбережения. Им не все равно, какие болезни одолевают сегодня

Человечество. И им, наконец, необходимо знать, как сформировать себя как

здоровую, успешную личность!

Исследовательская работа воспитывает, организует, дисциплинирует, а не

только способствует погружению в предмет. Опыт публичных выступлений

оказывается очень ценным в дальнейшей жизни. С малого возраста у

ребенка формируются навыки общения в научной среде.

Он учится

анализировать, выделять главное, отделяя второстепенные вещи.

Еще

одним, не мало важным, аспектом в работе над исследовательским

проектом, является преемственность поколений. У нас есть такие темы,

которые требуют продолжения. Например, тема о родинках, причинах их

перерождения в меланому, «кричит» о продолжении. Исследования на

аппаратно-диагностическом

комплексе

«АРМИС»

нуждаются

в

систематическом анализе, динамических

повторениях.

И еще, для

успешности работы кроме помощи учителя, важна поддержка родителей.

Именно

они

могут

создать

положительный

эмоциональный

настрой,

поддержать ребенка. И тогда, благодаря общим усилиям, он поверит в себя,

свои силы.

Но самое трудное, и, на мой взгляд, самое сложное в исследовательской

деятельности, это не выбор темы, а подбор методов исследования. Они

должны

быть

корректны,

справляться

с

поставленной

целью

и,

действительно, помочь в ее достижении. А еще, методы должны быть

доступны для использования исследователем.

Много лет я проработала на полевой кафедре, часто выезжала в среду

обитания своих подопечных. Благодаря этим экспедициям мы собирали

свой материал для исследований. Организовать такую практику в условиях

среднего образования, несколько затруднительно. Поэтому сегодня мы

выбираем темы, не связанные с длительными командировками и полевыми

наблюдениями.

Сегодняшняя

жизнь

внесла

свои

поправки:

темы

исследований

должны

быть

понятны

для

понимания,

доступны

для

исполнения и, конечно же, актуальны.

Таким

образом,

научно-исследовательская

деятельность

-

это

связующее звено между ребенком и взрослым. С одной стороны она делает

из ребенка взрослого, с другой, действительно сближает нас друг с другом.

Этот приобретенный опыт уже в студенческие годы поможет успешно

справляться с курсовыми и дипломной работами. А может быть, вы

воспитаете будущего гениального ученого, сумеющего в грядущем победить,

например, страшные болезни человечества.

И еще: «Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и

начинаются

новые

знания

ученика»

(К.А.Федин).

Мы,

учителя

не

библиотека, не справочник, мы, наверное, больше «стартер»!



В раздел образования