Автор: Гафурова Регина Альфредовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми в старшей группе в рамках реализации проекта по ранней профориентации "В мире интересных профессий"
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с детьми в старшей группе
в рамках реализации проекта по ранней профориентации
«В мире интересных профессий» в МАДОУ Детский сад №69
Гафурова Регина Альфредовна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад№69
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую
обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не
находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира».
Е. И.Тихеева
Актуальность:
Обновление
системы
дошкольного
образования
ставит
перед
современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей
себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,
изобретателей,
предпринимателей,
новаторов.
Вхождение
ребенка
в
социальный
мир
невозможно
вне
освоения
им
первоначальных
представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с
профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная
направленность в том числе.
Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире
профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе
дошкольного возраста, в нашем ДОУ был разработан педагогический проект
«В мире интересных профессий».
Для того, чтобы реализовать этот проект нужно было творчески
организовать развивающую предметно – пространственную среду.
Интерес педагогического коллектива к организации и проведению
сюжетно-ролевых игр послужил созданию совместной с ФГБОУ ВПО
«Башкирский государственный университет» образовательной деятельности
по профориентационной работе с дошкольниками в условиях ДОУ. Была
создана творческая группа педагогов и утвержден проект «В мире
интересных профессий».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется
как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития».
1
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей
труд дети наблюдают изо дня в день.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще
трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно
представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни,
историй, впечатлений работника. Поэтому в нашем детском саду была
создана
определенная
наглядная
основа,
и
развивающая
предметно-
пространственная среда, на которых в последующем и должно базироваться
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего
дошкольного
образовательного учреждения
организуется так, чтобы
каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Предметно-пространственная среда в нашем ДОУ не только развивающая, но
и
развивающаяся.
При
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий ребенка, пополняется и обновляется, адаптируясь к возрастным
новообразованиям.
Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется
созданию
пространства
для
сюжетно-ролевых
игр.
Воспитателями
продумываются интересные сюжеты для развертывания ролевых игр в
соответствии с возрастом, сезонностью и мероприятиями, проводимыми в
дошкольном учреждении.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего
дошкольного
образовательного учреждения
организуется так, чтобы
каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Предметно-пространственная
среда
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Работа по ранней профориентации дошкольников
может быть
осуществлена
через
совместную
деятельность
педагога
с
детьми
и
самостоятельную
деятельность
детей,
которая
проходит
через
познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход
способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
У нас имеются куклы по профессиям, с помощью которых мы
знакомим и расширяем кругозор детей в мире профессий. Каждая кукла
рассказывает о профессии, которую она представляет.
Мы
живем
в
век
стремительного
развития
информационных
технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные
сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в
развивающую предметно–пространственную среду.
Мы совместили в
развивающей
предметно–пространственной
среде
традиционные
игры,
игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Т.е. мы
создали интерактивную образовательную среду.
2
В нашем ДОУ имеется интерактивный Электрифицированный стенд
«Веселые
профессии».
Стенд-планшет
электрифицированный
светодинамический предназначен для изучения базовых профессий, роли
труда в обществе и жизни каждого человека в рамках программы
образовательной области "Труд".
У нас есть Мультстанок – это оборудование для съёмки покадровой
анимации. Мультики можно снимать и без станка, но чтобы достичь
высокого качества изображения, чтобы камера не тряслась между кадрами,
чтобы не появилось смазанных снимков – мультстанок необходим. Дети
знакомятся с интересной профессией мультипликатора.
В 2018 году наша группа «Василек» заняла Гран – при в
Республиканском конкурсе «Лучшая организация развивающей предметно-
пространственной среды».
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле
деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное
направление дошкольной педагогики.
Педагоги нашего дошкольного учреждения с большим интересом
работают по данной теме.
Надеемся, что результаты совместной педагогической деятельности
принесут большое удовлетворение как педагогам, наставникам, так и
дошкольникам нашего дошкольного учреждения.
3