Напоминание

"Обеспечение безопасности и здоровья обучающихся при использовании цифровых технологий в обучении на уроках английского языка"


Автор: Цыганкова Тамара Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского
Населённый пункт: Георгиевский район Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Обеспечение безопасности и здоровья обучающихся при использовании цифровых технологий в обучении на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Обеспечение безопасности и здоровья обучающихся при использовании

цифровых технологий в обучении на уроках английского языка

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие

приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения

учащихся

в

образовании

красная

нить

национального

проекта

«Образование»,

президентской

инициативы

«Наша

новая

школа»,

Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование

здорового

образа

жизни

должно

происходить

непрерывно

и

целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема стоит в настоящее

время, когда страна борется с пандемией коронавируса. Образовательные

учреждения были вынуждены в большей степени использовать онлайн-

обучение, тем самым обучающиеся стали больше времени проводить перед

экранами гаджетов. Таким образом, тема здоровьесбережения является очень

актуальной.

Статья 13 Закона "Об образовании в РФ" закрепляет обязанность

образовательных организаций обеспечивать безопасность обучающихся во

время

пребывания

в

организации,

осуществляющей

образовательную

деятельность, а также устанавливает, что образовательные организации при

реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья

обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных

санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Федеральный

закон

от

30.03.1999

52-ФЗ

санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения" в статье 28 определяет

санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

отдыха

и

оздоровления

детей,

их

воспитания

и

обучения,

в

частности,

устанавливается, что программы, методики и режимы воспитания и обучения

детей

допускаются

к

применению

при

наличии

санитарно-

эпидемиологических

заключений,

а

использование

технических,

аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели,

учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при

условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Использование цифровых технологий в обучении и воспитании

обучающихся общеобразовательных организаций с учетом следующих

санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН):

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным

электронно-вычислительным машинам и организации работы".

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в

кабинетах

с

использованием

компьютерной

техники

устанавливает

следующие требования:

Площадь

кабинетов,

режим

обучения

и

организации

работы

кабинетов,

где

используются

персональные

компьютеры,

должна

соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-

вычислительным машинам и организации работы;

При использовании компьютерной техники необходимо сочетать

восприятие информации с экрана и иные формы организации учебной

деятельности;

После использования технических средств обучения, связанных со

зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для

профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для

профилактики общего утомления;

С

целью

профилактики

утомления

обучающихся

не

допускается

использование на одном уроке более двух видов электронных средств

обучения.

Настоящими

санитарно-эпидемиологическими

правилами

и

нормативами

(СанПиН)

установлена

продолжительность

непрерывного

использования (постоянного контакта без отрыва) обучающимся компьютера

с жидкокристаллическим монитором и интерактивной доски, в частности:

Компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для

обучающихся 1 - 2 классов - не более 20 минут, для обучающихся 3 - 4

классов - не более 25 минут, для обучающихся 5 - 6 классов - не более 30

минут, для обучающихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Интерактивной доски на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5

минут, в 5 - 11 классах - 10 минут.

Таким образом, в ходе учебного занятия педагогические работники

обязаны осуществлять смену видов деятельности и проводить активные

динамические паузы.

Необходимо отметить, что образовательные организации, в том числе

при

применении

исключительно

дистанционных

образовательных

технологий и (или) электронного обучения, обязаны соблюдать и иные

требования установленные настоящими санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормативами (СанПиН), в частности при формировании режима

работы организации, формировании учебного плана, планировании затрат

времени обучающихся на подготовку к занятиям дома.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и

иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки

(нетбуки),

планшеты,

моноблоки,

электронные

средства

обучения

используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или)

техническим паспортом, которые должны соответствовать техническим

регламентам, а также иметь документы, подтверждающие безопасность для

потребителя.

Во время учебных занятий в общеобразовательной организации

должны быть введены ограничения на использование личных устройств

мобильной связи обучающимися, за исключением лиц, нуждающихся в

использовании

таких

устройств

по

состоянию

здоровья,

а

также

педагогических

работников.

В

тоже

время,

использование

устройств

мобильной связи для образовательных целей (чтение, поиск информации) не

допускается.Одновременное

использование

на

занятиях

более

двух

различных

электронных

средств

обучения

(интерактивная

доска

и

персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Во время демонстрации обучающих фильмов, программ или иной

информации,

не

предусматривающих

ее

фиксацию

в

тетрадях,

обеспечиваются

мероприятия,

предотвращающие

неравномерность

освещения и появление бликов на экране (затемнение окон или иные

мероприятия).

С учетом вышеуказанного, общеобразовательной организации необходимо:

Регламентировать на уровне образовательной организации непрерывную

длительность работы с экраном монитора в течение учебного времени в

рамках дня и недели;

Проводить учебные занятия в различных формах, в том числе как в форме

онлайн, так и оффлайн занятий, в частности использовать другие формы

дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности;

Регламентировать

режим

занятий

с

использованием

электронных

устройств, как по длительности, так и по их количеству в соответствии с

возрастными возможностями детей;

Минимизировать

или

полностью

исключить

работу,

при

которой

обучающийся при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в

тетрадь;

Поддерживать соблюдение обучающимися рациональной рабочей позы и

нагрузки на организм.

Важным аспектом обеспечения безопасности и здоровья обучающихся при

использовании цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся

общеобразовательных организаций является обеспечение информационной

безопасности, которая включает вопросы обеспечения защиты детей от

информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и обеспечения

безопасности персональных данных.

Вопросы обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 №

436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

развитию", приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 "Об

утверждении требований к административным и организационным мерам,

техническим

и

программно-аппаратным

средствам

защиты

детей

от

информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" и

методическими рекомендациями по ограничению в общеобразовательных

организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой

посредством

сети

"Интернет",

направленных

письмом

члена

Совета

Федерации Л.Н. Боковой №66-02.41/ЛБ от 26.02.2019.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и

методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по

вопросам

обработки

персональных

данных,

направленными

письмом

Минкомсвязи России от 28.08.2020 № ЛБ-С-074-24059.

При организации использования цифровых технологий в обучении и

воспитании обучающихся общеобразовательных организаций необходимо

также учитывать требования государственных стандартов (ГОСТ), которые

представляют собой нормативно-правовые документы, в соответствии

требованиями которых производится стандартизация производственных

процессов и оказания услуг. В настоящее время действуют следующие

государственные стандарты (ГОСТ):

ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. "Электронные издания. Основные виды и

выходные сведения";

ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 "Эргономические требования при выполнении

офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть

3. Требования к визуальному отображению информации";

ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Термины и определения";

ГОСТ Р 52657-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня.

Рубрикация информационных ресурсов";

ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 "Эргономические требования при выполнении

офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть

8. Требования к отображаемым цветам";

ГОСТ

Р

53625-2009

(ИСО/МЭК

19796-1:2005)

"Информационная

технология

(ИТ).

Обучение,

образование

и

подготовка.

Менеджмент

качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход";

ГОСТ Р 53620-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения";

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36-2011 "Информационные технологии (ИТ).

Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка";

ГОСТ Р 55751-2013 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и

характеристики";

ГОСТ Р 55750-2013 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие

положения";

ГОСТ Р 57724-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в

образовании. Учебник электронный. Общие положения";

ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) "Информационные технологии

(ИТ).

Обучение,

образование

и

подготовка.

Метаданные

для

образовательных ресурсов. Часть 1. Структура";

ГОСТ

Р

52872-2019

"Интернет-ресурсы

и

другая

информация,

представленная

в

электронно-цифровой

форме.

Приложения

для

стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы.

Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с

ограничениями жизнедеятельности".

Необходимо также отметить, что общеобразовательная организация согласно

статье 28 Закона "Об образовании в РФ" несет ответственность в

установленном

законодательством

Российской

Федерации

порядке

за

невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее

компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся при освоении

образовательной программы.



В раздел образования