Автор: Цыганкова Тамара Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского
Населённый пункт: Георгиевский район Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Обеспечение безопасности и здоровья обучающихся при использовании цифровых технологий в обучении на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Обеспечение безопасности и здоровья обучающихся при использовании
цифровых технологий в обучении на уроках английского языка
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие
приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения
учащихся
в
образовании
красная
нить
национального
проекта
«Образование»,
президентской
инициативы
«Наша
новая
школа»,
Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование
здорового
образа
жизни
должно
происходить
непрерывно
и
целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема стоит в настоящее
время, когда страна борется с пандемией коронавируса. Образовательные
учреждения были вынуждены в большей степени использовать онлайн-
обучение, тем самым обучающиеся стали больше времени проводить перед
экранами гаджетов. Таким образом, тема здоровьесбережения является очень
актуальной.
Статья 13 Закона "Об образовании в РФ" закрепляет обязанность
образовательных организаций обеспечивать безопасность обучающихся во
время
пребывания
в
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность, а также устанавливает, что образовательные организации при
реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья
обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Федеральный
закон
от
30.03.1999
№
52-ФЗ
"О
санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" в статье 28 определяет
санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
отдыха
и
оздоровления
детей,
их
воспитания
и
обучения,
в
частности,
устанавливается, что программы, методики и режимы воспитания и обучения
детей
допускаются
к
применению
при
наличии
санитарно-
эпидемиологических
заключений,
а
использование
технических,
аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели,
учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при
условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Использование цифровых технологий в обучении и воспитании
обучающихся общеобразовательных организаций с учетом следующих
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН):
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы".
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в
кабинетах
с
использованием
компьютерной
техники
устанавливает
следующие требования:
Площадь
кабинетов,
режим
обучения
и
организации
работы
кабинетов,
где
используются
персональные
компьютеры,
должна
соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-
вычислительным машинам и организации работы;
При использовании компьютерной техники необходимо сочетать
восприятие информации с экрана и иные формы организации учебной
деятельности;
После использования технических средств обучения, связанных со
зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для
профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для
профилактики общего утомления;
С
целью
профилактики
утомления
обучающихся
не
допускается
использование на одном уроке более двух видов электронных средств
обучения.
Настоящими
санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
(СанПиН)
установлена
продолжительность
непрерывного
использования (постоянного контакта без отрыва) обучающимся компьютера
с жидкокристаллическим монитором и интерактивной доски, в частности:
Компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для
обучающихся 1 - 2 классов - не более 20 минут, для обучающихся 3 - 4
классов - не более 25 минут, для обучающихся 5 - 6 классов - не более 30
минут, для обучающихся 7 - 11 классов - 35 минут.
Интерактивной доски на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5
минут, в 5 - 11 классах - 10 минут.
Таким образом, в ходе учебного занятия педагогические работники
обязаны осуществлять смену видов деятельности и проводить активные
динамические паузы.
Необходимо отметить, что образовательные организации, в том числе
при
применении
исключительно
дистанционных
образовательных
технологий и (или) электронного обучения, обязаны соблюдать и иные
требования установленные настоящими санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами (СанПиН), в частности при формировании режима
работы организации, формировании учебного плана, планировании затрат
времени обучающихся на подготовку к занятиям дома.
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и
иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки
(нетбуки),
планшеты,
моноблоки,
электронные
средства
обучения
используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или)
техническим паспортом, которые должны соответствовать техническим
регламентам, а также иметь документы, подтверждающие безопасность для
потребителя.
Во время учебных занятий в общеобразовательной организации
должны быть введены ограничения на использование личных устройств
мобильной связи обучающимися, за исключением лиц, нуждающихся в
использовании
таких
устройств
по
состоянию
здоровья,
а
также
педагогических
работников.
В
тоже
время,
использование
устройств
мобильной связи для образовательных целей (чтение, поиск информации) не
допускается.Одновременное
использование
на
занятиях
более
двух
различных
электронных
средств
обучения
(интерактивная
доска
и
персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Во время демонстрации обучающих фильмов, программ или иной
информации,
не
предусматривающих
ее
фиксацию
в
тетрадях,
обеспечиваются
мероприятия,
предотвращающие
неравномерность
освещения и появление бликов на экране (затемнение окон или иные
мероприятия).
С учетом вышеуказанного, общеобразовательной организации необходимо:
Регламентировать на уровне образовательной организации непрерывную
длительность работы с экраном монитора в течение учебного времени в
рамках дня и недели;
Проводить учебные занятия в различных формах, в том числе как в форме
онлайн, так и оффлайн занятий, в частности использовать другие формы
дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности;
Регламентировать
режим
занятий
с
использованием
электронных
устройств, как по длительности, так и по их количеству в соответствии с
возрастными возможностями детей;
Минимизировать
или
полностью
исключить
работу,
при
которой
обучающийся при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в
тетрадь;
Поддерживать соблюдение обучающимися рациональной рабочей позы и
нагрузки на организм.
Важным аспектом обеспечения безопасности и здоровья обучающихся при
использовании цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся
общеобразовательных организаций является обеспечение информационной
безопасности, которая включает вопросы обеспечения защиты детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и обеспечения
безопасности персональных данных.
Вопросы обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 №
436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию", приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 "Об
утверждении требований к административным и организационным мерам,
техническим
и
программно-аппаратным
средствам
защиты
детей
от
информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" и
методическими рекомендациями по ограничению в общеобразовательных
организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой
посредством
сети
"Интернет",
направленных
письмом
члена
Совета
Федерации Л.Н. Боковой №66-02.41/ЛБ от 26.02.2019.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и
методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по
вопросам
обработки
персональных
данных,
направленными
письмом
Минкомсвязи России от 28.08.2020 № ЛБ-С-074-24059.
При организации использования цифровых технологий в обучении и
воспитании обучающихся общеобразовательных организаций необходимо
также учитывать требования государственных стандартов (ГОСТ), которые
представляют собой нормативно-правовые документы, в соответствии
требованиями которых производится стандартизация производственных
процессов и оказания услуг. В настоящее время действуют следующие
государственные стандарты (ГОСТ):
ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. "Электронные издания. Основные виды и
выходные сведения";
ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 "Эргономические требования при выполнении
офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть
3. Требования к визуальному отображению информации";
ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Термины и определения";
ГОСТ Р 52657-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня.
Рубрикация информационных ресурсов";
ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 "Эргономические требования при выполнении
офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть
8. Требования к отображаемым цветам";
ГОСТ
Р
53625-2009
(ИСО/МЭК
19796-1:2005)
"Информационная
технология
(ИТ).
Обучение,
образование
и
подготовка.
Менеджмент
качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход";
ГОСТ Р 53620-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения";
ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36-2011 "Информационные технологии (ИТ).
Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка";
ГОСТ Р 55751-2013 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и
характеристики";
ГОСТ Р 55750-2013 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие
положения";
ГОСТ Р 57724-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Учебник электронный. Общие положения";
ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) "Информационные технологии
(ИТ).
Обучение,
образование
и
подготовка.
Метаданные
для
образовательных ресурсов. Часть 1. Структура";
ГОСТ
Р
52872-2019
"Интернет-ресурсы
и
другая
информация,
представленная
в
электронно-цифровой
форме.
Приложения
для
стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы.
Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с
ограничениями жизнедеятельности".
Необходимо также отметить, что общеобразовательная организация согласно
статье 28 Закона "Об образовании в РФ" несет ответственность в
установленном
законодательством
Российской
Федерации
порядке
за
невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее
компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся при освоении
образовательной программы.