Авторы: Козлов Иван Александрович, Сиренький Евгений Иванович
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ВИПСфилиал Академии ФСО России
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Применение многоуровневых заданий при проведении текущего контроля на уроках в системе СПО
Тема: Применение многоуровневых заданий при проведении текущего контроля на уроках в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Применение многоуровневых заданий при проведении текущего контроля на
уроках в системе СПО
Применение многоуровневых заданий при обучении весьма актуально. У всех
обучающихся разный учебный потенциал, способности и мотивация. Предлагаемый
подход помогает обучающимся создать для себя на уроке «ситуацию осознанного
выбора» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только
конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать
результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь
побудительным
мотивом
к
дальнейшему
росту
и
самосовершенствованию.
Многоуровневые задания как средства текущего контроля, позволяют объективно и полно
оценить степень освоения обучающимися соответствующей темы предыдущего занятия,
каждого учебного вопроса и темы проведенного занятия.
Многоуровневые задания с успехом могут быть использованы
При изучении нового материала.
При контроле за усвоением знаний.
При проверке знаний.
Многоуровневые
задания
подразумевают,
личностный
подход
который
проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но и в
праве выбора обучающегося заданий.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровни
сложности
Описание заданий
Примеры
формулировок
вопросов
Низкий уровень
сложности
Задания
репродуктивного
характера,
на
уровне
воспроизведения:
дать
определение,
пояснить
назначение, перечислить типы.
1.
Что такое…?
2.
Назначение
станции
связи….
3.
Варианты
исполнения
станции связи….
4. Назовите типы портов
оборудования….
Базовый уровень
сложности
Задания продуктивного уровня
требующие
осмысленного
применения
знаний:
решить
задачи
с
уже
усвоенным
алгоритмом их выполнения или
такие,
которые
требуют
преобразования в 2-3 действия.
1.
Какие модули
устанавливаются в
станцию…?
2.
Какие
типы
кластеров
различают
в
оборудовании…?
Как
они
пронумерованы в системе?
3.
Изобразите структурную
схему станции в двойной
конфигурации.
Высокий
уровень
сложности
Задания,
требующие
применения знаний
в новых
(нестандартных)
условиях,
имеющие
закономерности
нескольких разделов курса или
использования знаний других
предметных
дисциплин
(комбинирования),
Задания решаемая несколькими
способами.
1.
Что произойдет в случае
выхода из строя одного из
блоков станции…?
2.
Каким образом цифровые
пульты
подключаются
к
станции…?
3.
Какая
максимальная
емкость
коммутационной
системы при использовании
внутрифирменного
протокола?
Алгоритм применения многоуровневых заданий
Преподаватель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения
знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
При составлении заданий преподаватель может четко определить, до какого
уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом
учитываются интеллектуальные способности обучающегося.
Предложение выбора задания способствует созданию для обучающегося
ситуации осознанного выбора с учетом самооценки своих знаний и способностей.
В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого
обучающегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения
знаний.
Анализ работ позволяет преподавателю сделать вывод не только об уровне,
но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных обучающихся.
Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество
знаний.
Создание ситуаций осознанного выбора на уроке
Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда
обучающиеся поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из
вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности,
самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить обучающегося в
позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При
проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства,
как:
1.
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке
ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими
возможностями.
2.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная
ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного
из элементов обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам педагог
определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование
ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
3.
Стимулирование учащихся к выбору. Преподаватель четко поясняет каждое
из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения,
раскрывает критерии его оценки.
4.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы обучающиеся могли
обосновать свой выбор, педагог должен научить обучающихся аргументировано
объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
5.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной
или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
6.
Успешность деятельности. Преподаватель должен быть уверен в том, что
учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их
решения.
7.
Защищенность
обучающихся
от
собственных
ошибок.
Обучающиеся
должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Преподавателю необходимо найти
этап в процессе деятельности обучающегося, где была допущена ошибка, объяснить
причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
8.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто
оценить
конечный
результат,
а
проанализировать
всю
совокупность
действий
обучающегося.
Ситуация выбора на уроке моделируется и строится преподавателем. Хотя каждая
учебная дисциплина предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить
общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и
построению ситуации выбора уроке может включать следующие этапы и действия:
1.
Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
2.
Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию
выбора.
3.
Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении
которого планируется применить ситуацию выбора.
4.
Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления
выбора.
5.
Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных
заданий возможностям обучающихся.
6.
продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций
выбора на уроке:
подбор приемов и методов стимулирования обучающихся к совершению
выбора;
определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени
протекания ситуации выбора;
определение степени свободы действий обучающихся в ситуации выбора;
разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения
учебных задач.
7.
Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации
выбора, включение в план урока.
8.
Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.
Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной
технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор,
принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать
памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка
может выглядеть так:
1.
Внимательно прочти все варианты заданий.
2.
Осмысли каждое задание.
3.
Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения
вариантов учебной задачи.
4.
Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим
возможностям.
5.
Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для
тебя.
6.
Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
7.
Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного
тобой выбора.
Ценность применения многоуровневых заданий заключается в том, что:
1.
Овладение многоуровневым подходом дает возможность преподавателю
осуществлять
диагностику
и
следить
за
динамикой
интеллектуального
развития
обучающихся.
2.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся позволяет педагогу
составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей
каждого в рамках обучения.
3.
Применение многоуровневых заданий наиболее эффективно только вместе с
другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков
обучающихся.
4.
Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь
в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.
Литература:
1.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
2.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной
школе. М.,1996.