Автор: Вахрушина Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 47
Населённый пункт: город Заволжье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация "Развитие творческих способностей через приемы нетрадиционного рисования".
Раздел: дошкольное образование
«Творчество
не приходит по какому-то наитию…Творчеству надо
учить».
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном
возрасте процесс познания у ребёнка происходит
эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для
дошкольника
виды
деятельности
–
игра,
общение
с
взрослыми
и
сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих
видах
деятельности
происходит
интенсивное
интеллектуальное,
эмоционально-личностное
развитие
и
способность
к
логическому
мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества
заключен в
изобразительной деятельности дошкольников.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся
рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых
можно разрешить трудности в рисовании. Еще Аристотель подчеркивал, что
занятия
по
рисованию
способствуют
разностороннему
развитию
личности ребенка.
Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника,
включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для
того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных
задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.
Использование нетрадиционных техник рисования
делает процесс
обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного
материала.
Использование
нетрадиционных
способов
изображения
позволяет
разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к
исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие,
повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Рисование
пальчиками,
печать
от
руки,
рисование
«тычками»,
рисование печатками, палочками, губками- каждая из этих техник – это
маленькая игра.Их использование позволяет детям: чувствовать себя
раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки,
зрительно-моторную
координацию,
творческие
способности.Совершенствует умение использовать графические средства
выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
Воспитывает
интерес
к
нетрадиционному
рисованию.
Стимулирует
активность, инициативность в придумывании содержания изображения.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в
этом
возрасте
каждый
ребенок
представляет
собой
маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний
и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их
свойствах,
способов
действий
с
ними.
Детей
очень
привлекают
нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с
ними работать…
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё
больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности,
инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок
получает
возможность
отразить
свои
впечатления
от
окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью
разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в
общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не
конечный продукт – рисунок, а
развитие личности: формирование
уверенности
в
себе,
в
своих
способностях,
самоидентификация
в
творческой работе, целенаправленность деятельности.
Занятие нетрадиционным рисованием - самое большое удовольствие для
ребёнка. "Игры" с красками приносят ребёнку много радости. Рисуя, ребёнок
отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию.
Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу
психического здоровья и благополучия детей. В такой деятельности идёт
интенсивное познавательное, творческое развитие. Изображая простейшие
предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые
представления об окружающем его мире".
Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но
далеко не все дети любят рисовать, а вот техника нетрадиционного
рисования, нравится всем без исключения детям и даже взрослым. А какие
нетрадиционные техники рисования применяете вы в работе с детьми?
А сейчас предлагаю вам, познакомится и отправимся в страну чудес и
превращений, загадайте ребенку загадку, что бы он понял , что он будет
рисовать.
Хмурая, мохнатая
И водой богатая.
Нам не нужно ее бить
Все равно ей слезы лить (туча)
Правильно будем рисовать её «Объемными красками из пены для бритья»
Для этого нам понадобится:
- баллончик пены для бритья;
- пищевые красители,
- пакет полиэтиленовый,
- бумага альбомная;
- ложка, ножницы, фломастер
- линейка или плотный картон.
Смешиваем краску с пеной ложкой, перекладываем смесь в пакет (что бы
было удобно накладывать смесь, надо вложить пакетик в пустой стакан,
формируем «кулёк» отрезаем уголок и рисуем на бумаге контур тучи,
заполняем его пеной внутри (на манер кондитерского мешка). Фломастером
можно дорисовать прямыми или пунктирными линиями дождь.
Следующий вариант рисования пеной, "Мраморный рисунок".
Для этого нам понадобится:
- баллончик пены для бритья;
- жидкая краска (пищевые красители);
- доска для лепки;
- деревянная палочка;
- бумага альбомная;
- линейка, пипетка либо ложка.
Равномерным толстым слоем наносим пену для бритья на доску.
Пипеткой накапайте краску разных цветов на поверхность пены в
произвольном порядке. Теперь палочкой красиво размазываем краску в
произвольном порядке, что бы образовались причудливые узоры.
За тем лист плотной бумаги аккуратно прикладываем к поверхности
получившегося узора на пене.
Положите лист на стол и линейкой снимите всю пену с листа бумаги на
салфетку. Просто удивительно! Под слоем пены вы обнаружите
потрясающие узоры.
«Рисование манкой» зимнего пейзажа.
Для этого нам понадобится:
- клей ПВА;
- манка, (можно использовать и другие крупы);
- кисть;
- цветной картон;
- одноразовая тарелка.
Клеем нарисовать рисунок (лучше рисовать детально, посыпать его
манкой, аккуратно стряхнуть излишки в тарелку.
«Рисование на манке»- напоминает игру в «Мозаику».
Для этого нам понадобится:
- манка;
- лоток;
- разведённые пищевые краски;
- пипетка.
В лоток насыпаем манку, разглаживаем ладошкой, пальцем рисуем
солнышко, травку, дерево. За тем набираем в пипетку краску, и капаем по
нарисованному контуру.
«Рисование восковыми мелками с тонировкой по «мокрому».
Для этого нам понадобится:
- восковые мелки;
- краски акварельные;
- кисть;
- стаканчик с водой;
- бумага для акварели.
На белом листе бумаги рисуем восковыми мелками (стволы деревьев,
крону раскрашиваем разными цветами). Смочить водой при помощи
широкой кисти рисунок.
Круговыми, прямыми, зигзагообразными движениями наносим
акварельные краски на весь лист бумаги. Наклоните рисунок так, чтобы
краска растеклась.
В результате получается тонированный лист бумаги с проявившимся
осенним пейзажем.