Напоминание

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Автор: Григорова Надежда Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: филиал МБОУ "Важская основная школа" - Шидровская основная школа
Населённый пункт: п.Шидрово, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В ОУ реализуется основная образовательная программа НОО и основная

образовательная программа ООО.

Экспериментальная работа проводилась в 8 классе, в котором обучается 14

человек, из них 8 мальчиков и 6 девочек. Возраст детей 14-15 лет.

По

успеваемости

класс

находится

на

среднем

уровне,

учащихся

характеризует

отсутствие

заинтересованности

и

мотивации

к

учебной

деятельности, отвлечённость от учебных предметов. На уроках наблюдается

постоянное нарушение дисциплины.

Есть

учащиеся,

которые

требуют

постоянного

внимания:

нарушают

дисциплину, часто пропускают занятия - это дети конфликтные, постоянно

нуждаются в контроле классного руководителя, поведение таких учащихся

агрессивное, чаще всего демонстратиное, любят привлекать внимание к себе,

некоторые учащиеся наоборот-замкнутые, провоцируют на конфликт более

возбудимых учеников.

В классе все дела организует классный руководитель, учащиеся не

проявляют

большой

активности,

к

достижениям

своих

одноклассников

равнодушны или бывает даже враждебны.

Взаимоотношения между одноклассниками носят ситуативный характер,

сплочённость учащихся в коллективной деятельности не наблюдается, что

свидетельствует о несформированности классного коллектива. Тем не менее

взаимопомощь

присутствует.

Отношения

между

одноклассниками

устанавливаются при непосредственном контакте и не зависят от ценностной

групповой деятельности. Конфликты в классе возникают довольно часто, обычно

из-за неумения слушать друг друга и принимать иную точку зрения.

Диагностика особенностей межличностных конфликтов старших подростков

Теоретический анализ литературы позволил разработать программу эмпирического

исследования, который представлен в таблице.

Название этапа

Цель, задачи

Методы исследования

Констатирующий

Цель:

выявление

у

подростков склонности к

конфликтному поведению

и

характер

взаимоотношений друг с

другом.

Задачи:

-провести тестирование на

оценку

уровня

конфликтности личности;

-провести тестирование на

оценку

собственного

поведения

личности

в

конфликтной ситуации;

-тестирование на оценку

склонности к конфликту

(методика В.Алексеенко);

-провести

анкетирование

с

классным

руководителем;

-провести

беседу

с

социальным педагогом.

Тестирование

анкетирование

беседа

Преобразующий

Цель:

реализовать

цикл

мероприятий

по

профилактике

межличностных

конфликтов

среди

учащихся.

Задачи:

-провести тренинг «Наш

дружный класс»;

-провести ролевую игру

«Давай мириться»;

-провести занятия на тему

«Что такое конфликт»;

-провести

групповую

дискуссию

«Причины

конфликтов и способы их

разрешения»;

-

провести

занятие

«Навыки общения».

-провести занятие на тему

Тренинг

лекция

дискуссия

беседа

«Отношение

к

конфликтам».

Контрольный

Цель:

выявление

результатов проведённого

цикла мероприятий.

Задачи:

-провести

диагностику

предрасположенности

личности к конфликтному

поведению;

-выявить

умения

предупреждать

конфликтные ситуации.

Тестирование

В соответствии с целями и задачами исследования были подобраны такие

методы и методики по изучению конфликтного поведения личности подростков

как:

беседа,

анкетирование,

методики

диагностики

на

оценку

уровня

конфликтности

личности,

на

оценку

собственного

поведения

личности

в

конфликтной ситуации, а также на оценку склонности к конфликту (методика

В.Алексеенко) и проведены воспитательные мероприятия, направленные на

профилактику

(предупреждение)

конфликтных

ситуаций

в

образовательной

организации.

1 этап-констатирующий.

С

целью

выявления

у

подростков

конфликтного

поведения

во

взаимоотношениях друг с другом нами были использованы следующие методы

исследования: беседа, анкетирование, тестирование.

1)

С

целью

выявления

возрастных

особенностей

подростков,

определяющих проявление конфликтного поведения, была проведена беседа с

социальным педагогом.

Вопросы беседы были следующие: как часто между подростками возникают

конфликты, какие можно выделить основные причины конфликтов, в чём

проявляется конфликтная ситуация и как ведут себя учащиеся в конфликтной

ситуации, играют ли роль индивидуально-психологические особенности возраста и

как именно.

По результатам беседы с социальным педагогом можно сказать о том, что

конфликты среди

учащихся старшего подросткового

возраста

встречаются

довольно

часто.

Дети

данного

возраста

агрессивны

с

неустойчивым

эмоциональным состоянием, частой сменой настроения, не хотят уступать друг

другу.

Вышеперечисленное

относится

к

индивидуально-психологическим

особенностям старшего подросткового возраста. Эти психологические особенности

сопутствуют тому, что при малейших расхождениях в интересах, подростки

начинают конфликтовать, но это ещё и объясняется недостаточностью опыта и

знаний как поступить в данной ситуации. Также возрастными особенностями

старших подростков, влияющих на конфликтное поведение, являются конкуренция

и борьба за лидерство.

2)

С

целью

определения

наиболее

эффективных

способов

предупреждения конфликтной ситуации среди подростков в конкретном классе

было проведено анкетирование классного руководителя.

Интерпретировав результаты анкетирования, можно сделать выводы, что по

мнению классного руководителя, уровень конфликтности учащихся 8 класса

высокий. Сплочённым класс назвать нельзя, т.к., кто объединился по двое, кто

вообще сам по себе. Мероприятия, направленные на формирование сплочённости,

не проводятся. Основной причиной конфликтного поведения, по мнению классного

руководителя, является неумение и нежелание общаться друг с другом. При

возникновении конфликта среди учащихся классный руководитель действует по-

разному в зависимости от конкретной ситуации: обращается за помощью к

социальному педагогу, пытается самостоятельно разрешить данный конфликт.

3)

С целью определения уровня конфликтности личности нами была

использована следующая диагностическая методика:

Методика

1.

Тест

на

оценку

уровня

конфликтности

личности

(по

В.Ряховскому).

Тест содержит 14 вопросов с тремя вариантами ответов, испытуемому

предлагается выбрать один вариант ответа и записать его. Обработка результатов

проводится по ключу, где каждый вариант имеет балловое выражение (1,2,3 балла),

максимальное количество - 42 балла, минимальное – 14, методика предлагает

выделение 9 уровней конфликтности, в нашем исследовании выделено 3 уровня

(низкий, средний, высокий).

Нами

было

проведено

исследование

по

тесту

на

оценку

уровня

конфликтности личности.

Полученные в ходе тестирования результаты представлены в таблице и на

рисунке.

Уровень конфликтности учащихся среди опрошенных подростков

Наименование

показателей

Уровень конфликтности

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек в

абсолютном

соотношении

4

9

1

Количество человек в

процентном

соотношении

29

64

7

Рисунок 1 - Уровень конфликтности детей среди опрошенных подростков,%

При анализе полученных данных было выявлено, что 29% или четыре

человека среди подростков имеют высокий уровень конфликтности.

Для данной группы подростков свойственны такие черты характера как

мелочность, придирчивость, недовольство, излишняя настойчивость и большое

количество поводов для споров с окружающими. Подростки с высоким уровнем

конфликтности пытаются окружающим навязать свое мнение.

64 % подростков или 9 человек из опрошенных, имеют средний уровень

конфликтности. Для данной группы детей характерны такие черты как

настойчивость, способность создавать конфликтные ситуации и отстаивать свою

правоту, даже если они знают, что не правы.

Из-за выше указанных качеств у них складываются сложные отношения с

окружающими.

7% подростков или один человек не имеют склонности к конфликтам.

Данная группа подростков умеют избежать конфликтных ситуаций, а если все таки

она наступила, то сгладить ее. Так как для них важно чтобы у окружающих

складывалось хорошее мнение о них.

4)

С целью определения оценки собственного поведения личности в

конфликтной ситуации была использована следующая диагностическая методика.

Методика

2.

Тест

на

оценку

собственного

поведения

личности

в

конфликтной ситуации.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в

конфликтной ситуации?» Если подобным образом вы ведете себя часто - поставьте

3 балла; от случая к случаю- 2 балла; редко – 1 балл. Кроме того учащимся

предложены 15 вариантов ответов.

Подсчитав количество баллов под определенными номерами были выяснены

типы поведения подростков в конфликтной ситуации и определен стиль их

поведения.

Нами был проведен тест на оценку собственного поведения личности в

конфликтной ситуации.

Результаты исследования ведущих стратегии поведения в конфликте у

подростков

Тип

решения

конфликтной

ситуации

Жесткий

Демократичный

Компромиссный

Мягкий

Количество

человек

в

абсолютном

соотношении

8

4

1

1

Количество

человек

в

процентном

соотношении

60

26

7

7

Рисунок 2 - Результаты исследования ведущих стратегии поведения в

конфликте у подростков

Из данных представленных в таблице 5 и на рисунке 2,можно прийти к

выводу, что решение конфликтных ситуаций 60 % ребят или 8 человек относятся к

жесткому типу. Данные ребята отстаивают свою точку зрения до последнего, даже

если они знают, что они не правы. Их главная цель выйти из конфликтной

ситуации с победой. Ребята данного типа относятся к типу людей, которые «правы

всегда».

26 % учащихся решают конфликты с помощью демократичного типа. Для

таких ребят присуща точка зрения, что всегда можно договориться с оппонентом.

Данная группа ребят всегда ищет решения, которые не будут противоречить

интересам обоих сторон.

7% или один человек склонен к компромиссному типу решения конфликтов.

Этот тип под собой подразумевает, что с самого начала конфликта они согласны на

компромисс на любом его этапе развития.

7% или один человек склонны к «мягкому» типу решения конфликтных

ситуаций. Они на любом этапе конфликта легко принимают точку зрения

оппонента и отказываются с легкостью от своей.

5)

С целью определения оценки склонности к конфликту нами была

использована следующая диагностическая методика:

Методика 3. Тест на оценку склонности к конфликту (по В.Алексеенко).

Учащимся предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений, и

шкалу самооценки. Работа сводится к следующему. Учащимися оценивается

каждое утверждение левой и правой колонки.

При этом отмечают кружочком, на сколько баллов в них проявляется

свойство, представленное в левой колонке.

Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое

свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не

проявляется вовсе.

Результаты исследования по методике В.Алексеенко представлены ниже.

Наименование

показателя

Высокая

склонность к

конфликту

Выраженная

склонность к

конфликту

Ничтожная

склонность к

конфликту

Количество человек в

абсолютном

соотношении

3

9

2

Количество человек в

процентном

соотношении

21

64

15

Рисунок 3-Результаты исследования по методике В.Алексеенко

Из таблицы 6 и рисунка 3 видно, что у 21 % подростка высокая склонность к

конфликту, у 64% и 15% выраженная и ничтожная склонность к конфликту

соответственно.

Для того, чтобы выяснить, кто из участников опроса является инициатором

конфликта был задан вопрос: «Кто является виновником конфликтной ситуации»?

Рисунок 4 – Ответ на вопрос: «Кто является виновником конфликтной

ситуации»?

Анализ результатов показал, что 23% (3 человека) признают свою вину в

наступлении конфликтной ситуации, а 77% (11 человек) считают, что в

возникновении конфликтных ситуаций виноваты окружающие.

Такие результаты говорят о том, что подростки не понимают серьезности

возникновения конфликтных ситуаций и ее последствия.

По методике Алексеенко в таблице и на рисунке 5 представлены самые

частые причины возникновения конфликтных ситуаций, по мнению опрашиваемых

ребят.

Исследование причин возникновения конфликтных ситуаций

Причина/

количество человек

Оскорбления

обман

Стремление

быть лидером

Нетактичное

общение

Количество человек

в абсолютном

соотношении

4

5

2

3

Количество человек

в процентном

соотношении

28

35

15

22

Рисунок 5- Исследование причин возникновения конфликтных

ситуаций

Как видно из таблицы 7 и рисунка 5 видно, что 28%(4 человека), считают,

что причиной их конфликтов со сверстниками являются оскорбления в их сторону.

35%(5 человек) считают, что главной причиной конфликтных ситуаций

является обман со стороны сверстников, что затрагивает их личные интересы

задевает чувство собственного достоинства.

15% или 2 человека причину конфликтов видят в том что рассогласование

ролевых позиций и стремление одних занять лидирующую позицию по отношению

к другим и несогласие последних с данным обстоятельством.

22% или 3 человека считают, что нетактичное общение их сверстников

приводит к конфликту и обостряет его.

Под нетактичным общением они понимают употребление нецензурных слов,

применение ненормативной лексики, а так же обидные слова, которыми их

называют.

Анализируя данные, мы видим, что учащиеся склонны к конфликтным

ситуациям. Отношения в классе сложные. Большинству из ребят присущи такие

черты,

как

придирчивость,

недовольство,

излишняя

настойчивость.

Часто

пытаются навязать своё мнение, не умеют слушать друг друга и прислушиваться к

советам окружающих. Многие из ребят отстаивают свою правоту, даже если знают,

что не правы. Поэтому и сложились в данном классе сложные отношения между

обучающимися.

Таким образом, в данном разделе была проведена первичная диагностика

исследования уровня межличностных конфликтов школьников. Межличностные

конфликты

среди

подростков

возникают

довольно

часто,

но

отличаются

небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою

причастность

к

их

возникновению,

отмечают

основными

их

причинами

несправедливые поступки и оскорбления.

При обследовании по первой методике было выяснено, что 64 % подростков

или 9 человек из опрошенных, имеют средний уровень конфликтности.

Для данной группы детей характерны такие черты как настойчивость,

способность создавать конфликтные ситуации и отстаивать свою правоту, даже

если они знают, что не правы.

При анализе результатов исследования по второй методике было выявлено,

что ситуаций 60 % ребят или 8 человек относятся к жесткому типу. Данные ребята

отстаивают свою точку зрения до последнего, даже если они знают, что они не

правы. Их главная цель выйти из конфликтной ситуации с победой. Ребята данного

типа относятся к типу людей, которые «правы всегда».

Результаты исследования по методике В.Алексеенко было выяснено, что у

21 % подростка высокая склонность к конфликту, у 64% и 15% выраженная и

ничтожная склонность к конфликту соответственно.

35%(5 человек) считают, что главной причиной конфликтных ситуаций

является обман со стороны сверстников, что затрагивает их личные интересы

задевает чувство собственного достоинства.

На выявленных учащихся будем обращать особое внимание во время

преобразующего эксперимента.

Анализ хода и результатов работы по профилактике межличностных

конфликтов в образовательной организации

Теоретический и экспериментальный анализ данных констатирующего

эксперимента

позволил

разработать

цикл

мероприятий

по

профилактике

межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации.

Цель-обучение

учащихся

предупреждать

конфликтные

ситуации

в

образовательной организации.

Задачи:

-научить детей жить в мире и согласии с учителями, одноклассниками, своей

семьёй, друзьями и другими окружающими людьми, находиться в доверительных

отношениях в классе друг с другом;

-убедить учащихся в том, что в конфликтных ситуациях необходимы

компромиссы, не нужно навязывать свою точку зрения.

-развить умения самоконтроля, корректно выражать свои мысли, чувства;

-формировать стремление и желание понять другого человека;

-развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные

ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Участники: учащиеся 8 класса

Сроки реализации:

Ожидаемые результаты:

-умение анализировать конфликтные ситуации;

-умение

решать

и

находить

оптимальный

выход

из

сложившейся

конфликтной ситуации;

-умение контролировать свои чувтва и эмоции;

-понимание окружающих людей;

-развитие умения предупреждать конфликты.

Задачей

первого

вводного

занятия

является

создание

в

классе

эмоционального положительного климата. На втором и третьем - учащиеся

знакомятся

с

сущностью

межличностного

конфликта.

Четвёртое

занятие

посвящено анализу конфликтных ситуаций.

Пятое занятие направлено на

формирование

представлений

о

возможных

способах

поведения

при

возникновении

конфликтных

ситуаций.

И

шестое

занятие-на

развитие

способности адекватного реагирования на конфликтные ситуации, а также на

предупреждение их.

Тематическое содержание цикла мероприятий

Мероприятие

Цель

Материалы

Формы, методы

Тренинг

«Наш

дружный

класс»

Создание

в

группе

эмоционального

положительного

климата

Листы А4

Мяч

Лекция

Индивидуальное

задание

Обратная связь

Лекция

на

тему

«Что

такое

конфликт».

Сформировать

представление о

природе

конфликтов.

Лист

бумаги,

фломастеры

Лекция

Групповое

задание

Обратная связь

Ролевая игра

«Давай

мириться».

Развитие

представлений

о конфликте в

целом.

Карточки

с

заданиями

Лекция

Групповое

задание

Ролевая игра

Обратная связь

Групповая

дискуссия

«Причины

конфликтов

и способы их

разрешения»;

Анализ

конфликтных

ситуаций,

причин

их

возникновения

и

способов

поведения.

Листы А4

Лекция

Ролевая игра

Анализ

ситуаций

Обратная связь

Занятие

«Навыки

общения»

Изучить

процесс

принятия

группового

решения в ходе

общения

и

групповой

Лист

бумаги,

фломастеры

Групповое

задание

Обратная связь

дискуссии.

Занятие

«Отношение

к

конфликтам»

Развивать

способность

адекватного

реагирования на

конфликтные

ситуации,

а

также

предупреждать

их.

Бумага,фломастеры Индивидуальное

задание

Групповое

задание

Обратная связь

После проведения контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что

отношение подростков друг к другу изменилось в лучшую сторону. Они научились

сглаживать конфликты, если они всё-таки возникали, научились находить решение

выхода из конфликтной ситуации, которое не будет противоречить интересам

обеих сторон. Конечно, остались ещё ребята, которые продолжали отстаивать свои

точки зрения, но их число значительно уменьшилось.

Такие результаты говорят о том, что подростки стали более серьезно

относится к конфликтным ситуациям и начали их анализировать.

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно прийти к

выводу,

что

уровень

конфликтов

среди

подростков

исследуемого

класса

значительно снизился, что позволяет судить об эффективности проведенных

мероприятий по снижению конфликтных ситуаций.

Заключение

В данной работе представлен цикл мероприятий по проблеме профилактики

межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации.

Для достижения цели нами было раскрыто понятие межличностного

конфликта, профилактики, дана характеристика класса старшего подросткового

возраста, выявлены причины межличностных конфликтов в старшем подростковом

возрасте,

проведена

экспериментальная

работа

по

проблеме профилактики

межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации.

Далее

представим

достигнутые

результаты.

Изучив

сущность

межличностных конфликтов, можем сделать вывод, что межличностный конфликт-

взаимодействие двух и более субъектов, выражающееся в противоборстве сторон

ради достижения своих целей и интересов.

На основе анализа работ Е.А. Сорокумовой, Т.Д. Марцинковской были

выявлены

следующие

особенности

старшего

подросткового

возраста:

неустойчивое

эмоциональное

состояние,

личностная

нестабильность,

агрессивность, чувствительность к оценке посторонних людей своих особенностей

и внешности, крайняя самонадеянность. Главным новообразованием является

чувство взрослости.

Анализ литературы, посвящённой причинам межличностных конфликтов в

старшем подростковом возрасте, показывает, что причинами конфликтов в данном

возрасте могут быть борьба за лидерство, конкуренция, расхождение целей и

интересов, социально-психологические причины, индивидуально-психологические

особенности подросткового возраста. Также очень часто конфликты случаются

между подростками с разной успеваемостью.

Проведя цикл мероприятий по профилактике межличностных конфликтов,

мы пришли к выводу, что количество конфликтных ситуаций среди подростков

значительно уменьшилось. Необходимо было провести мероприятия на сплочение

классного коллектива, мероприятия на создания благоприятной микросреды между

обучающимися. Также проведение профилактических мероприятий, направленных

на выработку конструктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации,

формирование у учащихся умения анализировать конфликтные ситуации и

причины их возникновения.

В практической части работы мы с помощью эмпирических методов

исследовали

проблему

профилактики

межличностных

конфликтов

среди

подростков в образовательной организации.

Для проверки гипотезы нами были проведены беседа с социальным

педагогом,

анкетирование

классного

руководителя,

использованы

три

диагностические методики: на оценку уровня конфликтности личности, на оценку

собственного поведения личности в конфликтной ситуации и на оценку склонности

к конфликту (методика В.Алексеенко).

Для профилактики межличностных конфликтов среди подростков нами был

проведён цикл мероприятий, который включал в себя пять последовательных

занятий: тренинг «Наш дружный класс», занятие на тему «Что такое конфликт»,

групповая дискуссия «Причины конфликтов и способы их разрешения», игровое

занятие «Навыки общения», занятие на тему «Отношение к конфликтам».

С целью проверки результатов реализованного цикла мероприятий был

проведён контрольный эксперимент, который показал, что уровень конфликтов

среди подростков исследуемого класса значительно снизился, что позволяет судить

об

эффективности

проведенных

мероприятий

по

снижению

конфликтных

ситуаций.

На основе анализа результатов всех методов и методик можно сделать

вывод, что гипотеза была проверена на теоретическом и эмпирическом уровнях.



В раздел образования