Автор: Кондратьева Тамара Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им.А.Вяльцевой" Населённый пункт: г.Трубчевск, Брянская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие технических возможностей аккордеониста Раздел: дополнительное образование
«Развитие технических возможностей аккордеониста»
Многие
теоретики
музыкально-исполнительского
искусства
в
большинстве случаев единодушны в том отношении, что нельзя бесконечно
разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься
техникой рук в отрыве от конкретных художественно-исполнительских задач.
Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего
лишь
о
быстроте
пальцев,
тогда
как
всё,
чем
занимается
музыкант-
исполнитель, есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха,
мелкая техника, крупная и т.д.
Для совершенствования техники в большей степени помогает ясное
представление
звукового
результата.
«Добейтесь
того,
чтобы
мысленная
звуковая
картина
стала
отчётливой
–
пальцы
должны
и
будут
ей
повиноваться», - писал известный пианист И. Гофман.
Вместе с тем само осознание цели ещё далеко не всегда гарантирует её
успешное
достижение.
И
в
этом
случае
необходима
каждодневная
кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются
привычные
элементы
техники,
то
они,
как
правило,
не
требуют
особых
временных
затрат.
Но
очень
часто
встречаются
и
непривычные,
нестандартные
комбинации,
требующие
специальных
дополнительных
усилий для их освоения.
Здесь важно найти свой метод - кратчайший путь для достижения
нужного
результата.
К
сожалению,
далеко
не
всегда
педагоги
помогают
ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами
работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а
качества нет. Ведь важнейшим средством, помогающим исполнителю найти
нужные
технические
приёмы.
Является
целенаправленность
и
целеустремлённость действия. В технически трудных местах всегда важно
точно осознать: что именно не получается? Этот фактор является важнейшей
психологической предпосылкой для последующего разрешения технических
проблем.
При работе над технически сложными местами особая роль должна
отводиться
проигрывании
в
медленных
темпах.
Такие
занятия
весьма
полезны
для
выработки
автоматизированных
движений
пальцев.
Однако
механическое, бесстрастное отстукивание каждой ноты пассажа в медленном
темпе вряд ли принесёт ощутимую пользу. Необходимо сконцентрировать всё
своё
внимание
на
представлении
конечного
художественного
результата.
Ритмическая
сторона,
фразировка,
оттенки
должны
соответствовать
исполняемому произведению, как в быстром, так и в медленном темпе. Пи
этом даже в замедленном темпе нельзя мыслить отдельными нотами: каждый
тон должен соотноситься с предыдущим и последующим звуками.
Аналогично
этому
и
движения
пальцев
всей
руки
должны
быть
взаимосвязаны между собой. У некоторых учащихся при игре виртуозных
пассажей в медленном темпе вместо пальцевых ударов появляется желание
извлекать каждую ноту движением кисти при пассивных пальцах. Таких
пассивных движений нет в быстром темпе. Главную функцию выполняют
активные
пальцы,
а
не
кисть.
В
медленных
темпах
должны
автоматизироваться
именно
те
движения,
которые
будут
необходимы
в
быстром темпе. В принципе необходимо чередовать медленные темпы с
быстрыми и умеренными.
Для более прочного закрепления трудного пассажа можно поиграть его
различным ритмом, в том числе пунктирным. При такой игре каждый палец
поочерёдно как бы фиксируется на нужной клавише.
Существует такое понятие – техническая фразировка. Аккордеонисты, к
сожалению, редко к ней прибегают. Суть её заключается в том, что некоторая
группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем
сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват
целого. Причём техническая фразировка часто не совпадает с фразировкой
художественной. В случае их несовпадения следует осторожно использовать
техническую фразировку.
Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приёмом, иногда
бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Разумеется, главным
условием достижения успеха в подобных случаях является свобода психики и
игрового аппарата. Но, как известно, полной свободы аппарата быть не может
(полная раскованность возможна у свободно опущенной руки), тем более
приходится
использовать
какие-либо
одни
движения
руки.
Здесь,
кроме
выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения.
Этому умению надо учиться.
У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие
точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми
могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики,
рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях
можно
слегка
встряхнуть
кистью
или
предплечьем.
Помогает
также
небольшая смена положения руки, корпуса и т. п.
Одним
из
самых
распространённых
видов
техники
аккордеониста
является мелкая техника. Лёгкость и ажурность исполнения одноголосых
пассажей
вряд
ли
кого-то
оставит
равнодушным.
В
большинстве
своём
аккордеонисты пользуются при этом штрихом legato. Но этот штрих не всегда
достаточно
полно
отражает
образную
сферу
произведения.
Иной
раз
интереснее сыграть данный пассаж или вариации non legato
или staccato.
Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен.
Штрих staccato очень эффективен в мелкой технике. Он исполняется
молниеносным пальцевым ударом без лишних движений. Если требуется
острый,
чёткий,
упругий
штрих,
то
пальцы
следует
слегка
подогнуть,
округлить; работать они будут в этом случае как «молоточки».
В
практике
часто
применяется
другой
способ
исполнения staccato:
более
прямыми
пальцами.
Это
способ
придает
штриху
лёгкость.
Автор
известной книги «Техника фортепианной игры», венгерский пианист Й. Гат
убедительно
доказывает,
что
именно
при
такой
позиции
«небольшое
движение мышц влечёт за собой большие сдвиги кончика пальца. В этом
случае мышцы меньше утомляются, что очень важно для быстроты».
Любой вид техники привлекателен именно тогда, когда он использован
виртуозно. Каждый сможет вспомнить множество примеров, когда играли
аккордеонисты, одарённые в двигательном отношении. Однако, их игра не
производила
впечатление
виртуозной,
поскольку
это
была
попросту
бесцельная беготня по клавиатуре. «Играть быстро» и «играть виртуозно» -
далеко не одно и то же. Главное их отличие в том, что виртуозная игра –
целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического
фрагмента произведения к своей логической вершине. Исполнитель должен
проявлять
свой
характер.
Свою
волю
в
соответствии
с
музыкально-
смысловым содержанием произведения. Тогда каждый пассаж будет звучать
как бы «бесповоротно», «неотвратимо». А публика всегда будет увлечена
именно такой волевой, целенаправленной игрой артиста.
В принципе каждый аккордеонист находит для себя удобные движения
пальцев, кисти, рук, то есть свою индивидуальную технику. Но то, что удобно
одному, совершенно необязательно удобно для всех. Особенно это важно
осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.
Но каждому аккордеонисту важно осознать и другое, что
техника
является еще и художественным компонентом исполнения. Не зависимо от
того, сколько найдено удобных технических вариантов, на первом месте
всегда останется художественная необходимость. Использование того или
иного штриха зависит от стиля и характера конкретного произведения.
При
исполнении
пьес
разных
авторов
необходимо
использовать
различный
характер
одной
и
той
же
техники,
поскольку
это
зависит
от
содержания и стиля произведения. Художественная техника – это не просто
«чистая и быстрая» игра; это техника, которая наиболее полно помогает
раскрытию содержания той или иной пьесы.
Исходя
из
замысла
композитора,
исполнитель
будет
пользоваться
различными
техническими
ресурсами.
Здесь
разнообразие
и
штриховой
палитры, и динамической. И тембровой. Оттачивать свою технику в целом
аккордеонист должен не в отрыве от музыкального содержания, а имея перед
собой это содержание как конечную цель. «Для меня существует только одна-
единственная действительная техника: та, которая полностью поставлена на
службу
музыке»,
-
говорил
один
из
прогрессивных
музыкантов
современности П. Казальс.
Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чем состоит трудность,
выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми
следует
работать.
При
каждом
повторении
надо
ставить
перед
собой
определенную
задач у,
каждый
раз
изменя я
ее
и
у с л о ж н я я .
Чтобы вызвать интерес учащегося к упражнениям, следует разнообразить их
динамику,
ритмику
и
т.
д.
Таким
образом,
упражнение
превращается
в
творческий процесс. Сугубо механические упражнения бессмысленны, они
отупляют.
Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании
художественного образа. Здесь многие впадают в крайность, недооценивая
или переоценивая эту роль. Техника ни в коем случае не должна стать
самоцелью.
Техника
–
это
средство
для
создания
музыкально-
художественного образа. Значит, в конечном счёте. Главное не пальцевая
ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для
этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И
чем этот запас богаче и разнообразнее. Тем реальнее возможность наиболее
полной и убедительной передачи музыкального содержания.
Все это можно заключить в несколько пунктов.
Формирование техники
1.
Первым общественным навыком техники является пространственная
точность, т.е. способность пальцев безошибочно и уверенно
соприкасаться с теми клавишами, которые соответствуют возникающим в
уме звуковым представлениям. Поэтому с самого начала обучения
необходимо обращать внимание на слуховую точность. Всякая
техническая работа начинается с медленной и максимально внимательной
игры. Не следует играть клавишу раньше, чем в воображении не возникает
образ данного звука. При подвижной игре техника управляется не
единичными звуковыми представлениями, а комплексными,
охватывающие несколько звуков. На старте, когда в силу вступает
двигательный автоматизм, происходит потускнение звуковых
представлений. Для этого применяются способы восстановления
активности слуха: медленная игра, работа над звуком, работа по голосам.
2.
Красочная точность. Рука и пальцы должны быть приучены извлекать те
динамические уровни, и соотношения, тембры и колориты, которые
возникают в воображении исполнителя. Музыканту дано играть не только
громко и тихо, но и нежно, легко, мощно, сочно и т.д. Владение этими
различиями входит в понятие «красочная точность», основой для их
развития является развитость красочного воображения через тембровый
слух, развитие тактильный ощущений.
3.
Временная точность- способность руки и пальцев обеспечивать
появление звуков в те мгновения, которые диктуются внутренним
чувством ритма. Поэтому ритмичность игры зависит не только от чувства
ритма, но и от двигательных трудностей.
4.
Техническая беглость- способность быстро мыслить звуком, для этого
нужно не только слушать беглую игру, но и реально пробовать играть
быстро.
Способы развития беглости
1.
Проигрывание в контрастных темпах.
2.
Постепенный переход от медленного темпа к быстрому темпу.
3.
Экономичность движений пальцев при их активности - правило для
любого темпа.
4.
Аппликатурная точность-способность выполнять выбранную аппликатуру.
Если один и тот же звук извлекается разными пальцами, движения с
трудом автоматизируются.
5.
Штриховая точность - не только умение исполнять штрихом, но и
пользоваться их степенями.
6.
Управляемость техники - игровые движения должны подчиняться
регулирующим действиям сознания и творческой мысли при игре. Так же
это способность превращать движения автоматические в подконтрольные.
7.
Гармоничные сопутствующие движения. Они являются и предпосылками
и в то же время следствиями их точности. Эти движения связаны с
технической выносливостью.
Творческая
задача
педагога,
чтобы
на
каждом
этапе
освоения
технических
средств
и
в
каждом
конкретном
случае
найти
конкретное
решение.
Заключение
В
данной
работе
были
рассмотрены
общие
закономерности
использования исполнительской техники игры на аккордеоне. Техника – это
один из самых главных признаков мастерства любого профессионального
аккордеониста.
Только
идеально,
осмысленно
сыгранные
технические
пассажи
заставляют
трепетать
публику.
Ведь
под
идеальной
техникой
понимается
не
только
исполнение
в
сверхбыстром
темпе,
но
также
и
лёгкость,
ажурность,
осмысленность
художественного
образа,
полная
передача замысла композитора.
Необходимо для каждого учащегося персонально выбрать комплекс
упражнений и этюдов для развития тех или иных технических элементов.
При
разучивании
специальных
упражнений
и
этюдов
идёт
разработка
кистевых мышц, выработка автоматического навыка исполнения того или
иного элемента техники. Всё это в дальнейшем способствует более быстрому
и
эффективному
результату
при
разучивании
различных
музыкальных
произведений.
Техника – это средство для создания музыкально-художественного
образа.
Значит,
главное
не
пальцевая
ловкость,
а
убедительная
передача
замысла
композитора.
Но
именно
для
этого
и
необходимо
владеть
достаточным
запасом
технических
средств.
И
чем
этот
запас
богаче,
разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной
передачи музыкального содержания.
Список литературы:
1.
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М., изд. В. Катанского, 2004.
2.
Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1, Изд. Музыка, М. 1994г.
3.
Говорушко П. Основы игры на баяне. Л.: Госуд. Муз. Изд-во, 1963.
4.
Двилянский М.Самоучитель игры на аккордеоне,.«Советский
композитор», М., 1988г.
5.
Иванова Аз. Руководство игры на аккордеоне, изд. «Музыка», Л., 1990г.
6.
Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.,1998.
7.
Фридрих Липс. Искусство игры на баяне. - М.: Музыка, 1985.
8.
Хрестоматия аккордеониста, Изд. «Музыка», М., 1990г.