Автор: Наталья Сергеевна Черезова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов. Тема: «Создание предметно-развивающей
среды в ДОУ.»
Черезова Наталья Сергеевна воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки» г. Заволжье 2021г.
План
1.Понятие развивающей среды, ее основные функции……………………….3
2.Цель, задачи предметно-развивающей среды в ДОУ……………………….5
3.Принципы построения предметно-развивающей среды……………………6
4.Федеральный государственный образовательный стандарт к предметно-
развивающей среде образовательного учреждения…………………………...7
5.Содержание центров развития……………………………………………….10
6.Организация развивающей среды в разных возрастных группах детского
сада………………………………………………………………………………13
7.Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе…………….17
8.Список используемой литературы………………………………………….19
1.Понятие развивающей среды, её основные функции
Предметно–развивающая среда — это система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Основными
элементами
предметной
среды
являются
архитектурно-
ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии;
игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства,
оснащенные
крупногабаритными,
сомасштабными
росту
ребенка
конструкторами (модулями), тематическими наборами игрушек, игровыми
материалами, игровым оборудованием; аудиовизуальные и информационные
средства
воспитания
и
обучения
и
др.
Обогащение
воспитательно-
образовательного процесса развивающей предметной средой находится в
прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития
детей и их опыта деятельности.
Все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его,
увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному
решению.
Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и
объектов
деятельности
в
условиях
учреждений
образования
создают
каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности,
темпа, сроков и условий ее реализации.
Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного
возраста позволяют сформулировать функции развивающей образовательной
среды дошкольного образовательного учреждения:
Функция стимулирования активности детей.
Цель
— предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в
разных видах деятельности. В определенном смысле среда становится
толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности,
который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти
интересы своим содержанием и видом. Предметная среда предназначена для
выполнения
новых
действий,
развития
познавательных
способностей,
постоянно должна содержать в себе признак новизны и проблемности. Она
является
насыщенной,
разнообразной,
меняющейся,
эмоционально
привлекательной.
Информативная
функция — необходимый уровень информативности среды на разных этапах
развития
личности
ребенка
обеспечивается
разнообразием
тематики,
обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и
многообразием ее элементов. Хорошая предметно-пространственная среда
моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней
заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а
побуждает ребенка к ее поиску.
Функция
сохранения
психологического здоровья — окружающая среда является важнейшим для
ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание
материалов
и
оборудования,
их
размещение,
планировка
помещений
вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место
как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной
(«уголок уединения» и пр.) деятельности.
Воспитывающая
функция среды — среда является тем самым центром, где зарождается
основа
для
сотрудничества,
положительных
взаимоотношений,
организованного поведения, бережного отношения. В соответствии с
воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды
должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед
нравственным
выбором:
уступить
или
взять
себе,
поделиться
или
действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем
сверстника.
Развивающая
функция среды является ведущей. Деятельность в условиях обогащенной
среды
позволяет
ребенку
проявлять
пытливость,
любознательность,
познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому
отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует
свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих
интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по
воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации
детской деятельности саморазвивается и самореализуется. Развивающая
функция предметной среды требует для своей реализации сочетания
традиционных
и
новых,
необычных
компонентов,
что
обеспечивает
преемственность развития деятельности от простых ее форм к более
сложным,
т.е.
содержание
среды
каждой
деятельности
должно
соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в
«зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.
2Цель, задачи предметно-развивающей среды.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном
учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей
формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая
среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе
становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Задачи развивающей среды:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их
физическое развитие.
- Эмоциональное благополучие каждого ребенка. - Интеллектуальное
развитие.
- Создание условий для развития личности.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
- Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного
процесса
3 Принципы построения предметно-развивающей среды
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др.
разработали Концепцию построения развивающей среды для организации
жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы
личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении. При построении предметно-
развивающей среды ,нужно придерживаться этих принципов, для того, чтобы
среда выполняла свои основные функции
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на
организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в
глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели (горки,
подиумы, уголки)
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с
ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием
больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских,
инструментов для уборки, использованием стен.
3.
Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий
для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями,
меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей
детей, периода обучения, образовательной программы;
4.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность
построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям
заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг
другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон,
охватывающих все интересы ребёнка, созданием места отдыха, уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая
организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не
секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения.
Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению
предметной среды с использованием больших ярких игрушек из различных
материалов, элементов образного декора.
6. Принцип
«половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и
мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем
обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых
зон.
7. Принцип свободы
достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы;
сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно –
развивающая среда должна ориентироваться на зону «ближайшего
развития». Обеспечивается содержанием предметов и материалов, известных
детям, предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью
взрослого, совсем незнакомых предметов и материалов.
4.Федеральныу государственные требования к предметно-развивающей
среде в ДОУ
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-
реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
-
учёт
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая
предметно-
пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
1)
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием,
инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
-
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
-
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для
детей
младенческого
и
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые
и
достаточные
возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том
числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
-наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
-доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
-свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования.
5 Содержание центров развития
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной
труд, театрально-игровая деятельность, экспериментировани.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и
игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления
коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе),
включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Центр музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как
там предполагается размещение оборудования для организации совместной и
регламентированной деятельности. Все части группового пространства
имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при
необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники
«заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с
деревом, девочкам для работы с рукоделием.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы,
способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова,
таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-
печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами,
отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер,
атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной
активности
детей.
Это
детские
энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего развития каждого ребенка.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в
группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в
детском учреждении.
В качестве таких центров развития могут быть:
-Уголок для ролевых игр. Костюмы для ряженья, головные уборы,
украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Большая ширма,
маленькая ширма, фланелеграф ,стойка – вешалка для костюмов.
- Книжный уголок. В каждой группе, в удобном месте комнаты с
достаточным естественным и искусственным освещением организуется
книжный уголок – стол и книжная полка – витрина.
Помимо книг, в уголке
может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам:
сезоны, семья, животные, птицы .
-
Зона для настольно – печатных игр.
-
Выставка (детского рисунка, детского творчества,
изделий народных
мастеров и т д.)
-Уголок природы (наблюдения за природой). Место для уголка природы
выбирается с достаточным дневным и искусственным освещением, чаще
всего у окна. Комнатные растения размещаются на подоконниках, полочках,
подставках.
-
Уголок для игр с песком. (Центр науки )
-
Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
8. Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности
детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной
- Игровой центр с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр. для легкого изменения игрового пространства).
Подобная
организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные
для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность
эффективно
организовывать
образовательный
процесс
с
учетом
индивидуальных особенностей детей.
6 Организация развивающей среды в разных возрастных группах детского
сада
Определяющим моментом в создании развивающей среды является
педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов
детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой
группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности,
половой состав, личностные характеристики детей.
Младший дошкольный возраст.
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот
период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми,
сверстниками
и
с
предметным
миром.
Обеспечение
эмоционально
положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной
и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.
Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная
для ребёнка.
У
младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с
тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно
располагать по периметру группы.
Для
стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со
ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания,
перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо
размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным
и ярким.
Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это
способствует развитию его активности, самостоятельности.
Для развития
мелкой
моторики
рук нужно в
обстановку включать
пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки,
другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к
коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его
поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски
с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки.
Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может
видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний
вид. Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти
изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.
Много
возможностей
для
развития
детей
заложено
в
игре
–
экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют
специального
оборудования
(ёмкости
для
переливания
воды,
мелкие
резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для
пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок
ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь
несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых
папиных рубашек.
Средняя группа.
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в
целом и формирования готовности к школьному обучению.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в
группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку,
работу, украсить ею помещение.
Предметно-пространственная
среда
организуется
по
принципу
полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности
детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре
ребёнка).
К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить
обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать
символы для кабинета доктора и пр.
Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы
избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры,
заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
С
целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в
группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и
материалы,
познавать
которые
можно
с
помощью
органов
чувств
(музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы,
флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д).
Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе
технические
средства
обучения
(проигрыватель
или
магнитофон,
диапроектор).
В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может
содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально
выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий:
«Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые»
Старшая и подготовительная группы.
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе
группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя
старшим среди других детей ДОУ.
В
этом
возрасте
важно
развивать
любые
проявления
«самости»
дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и
социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к
внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.
Важно
поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок
будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность,
ответственность,
инициативу.
Воспитателю
следует
чаще
привлекать
старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их
мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс
преобразований.
Пространство группы желательно
разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно
могут находиться трое- шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам,
хорошо закрепив их. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и
в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая
часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и
надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом,
пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани,
меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов. Для
становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания
сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных
персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы- образцы,
фотографии декораций и кукол.
Желательно
выделить
место
для
экспериментов
с
использованием
технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для
экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.
Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть
представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические
энциклопедии для дошкольников.
Для поддержания
у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону.
Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные
рядами, как парты, школьная доска).
У ребёнка необходимо
развивать представления о собственных возможностях и силах, учить
познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя
метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он
вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид.
Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали
одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки,
шаль, капитанская фуражка и т.п.).
В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся
дидактические, развивающие и логико-математические игры.
7.Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа
основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными
особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку
и анализ предметно-развивающей среды
группового помещения, определив дефицитарные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности
детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования
исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг
5. Составить
план
-
схему,
определив
пространственное
размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого
зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-
схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-
пространственной
среды
в
течение
года,
с
учётом
образовательной
программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых
средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет
собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого,
поэтому
каждый
шаг
служит
всей
организационно-педагогической
деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации
предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать
содержание
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Вывод:
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в
группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально
положительное
отношение
к
детскому
саду,
желание
посещать
его,
обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой
деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию
детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1.
Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А.
Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для
воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А.
Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
2.
Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада
//Воспитатель ДОУ, 2009, №5.
3.
Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.
Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2005.
4.
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении
(авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.
Стрелкова, 1993 г.);
5.
Материалы и оборудование для детского сада. / Под ред. Дороновой
Т.Н., Коротковой Н.А. – М., 2003.
6.
Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. Автор-
сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград, 2009.
7.
Организация и содержание деятельности педагога в условиях введения
ФГОС дошкольного образования: Дополнительная образовательная
программа (повышение квалификации) / Т.М. Селина. – Новосибирск:
Изд-во НИПКиПРО, 2014.
8.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –
СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
9.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.,
ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155