Автор: Кудрявцев Сергей Яковлевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "ПКТТ"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Мои приёмы и методы развития познавательной активности на уроках географии в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Мои приёмы и методы развития познавательной активности на уроках
географии в колледже
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные
возможности для формирования у студентов познавательного интереса.
Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и
явлениям
окружающего
мира.
В
этом
отношении
в
единстве
взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
На современном этапе развития образования проблема активизации
познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение
в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники,
потребностью
общества
в
людях
образованных,
способных
быстро
ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от
стереотипов.
Методы
активизации
познавательной
деятельности
вооружают
студента знаниями,
умениями
и навыками;
содействуют
воспитанию
мировоззрения, нравственных, эстетических качеств студентов; развивают их
познавательные
силы,
личностные
образования:
активность,
самостоятельность,
познавательный
интерес;
выявляют
и
реализуют
потенциальные
возможности
студентов;
приобщают
к
поисковой
и
творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения
студентов необходимо вызвать у них устойчивый интерес к овладению
знаниями.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного
человека, не знающего основ географии. География расширяет общий
кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.
Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к
природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
В
условиях
модернизации
образования
главным
направлением
развития
образовательного
учреждения
является
повышение
качества
образования, создание условий для развития личности каждого студента
через совершенствование системы преподавания.
География - это единственный предмет, который изучает природу и
общество в их взаимодействии. Кроме того, география обладает широким
диапазоном межпредметных связей.
Главная задача преподавателя географии – дать студентам прочные
знания. Реализуя эту задачу, каждый преподаватель опирается на свой опыт,
возможности.
Важнейшим
требованием
к
уроку
является
активная
деятельность студента. Основу для активизации обучения обеспечивается
повышение научного уровня географии – изучение географических объектов
и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на
уровне проникновения в их сущность.
Современное
образовательное
учреждение
ставит
задачу
формирования у студентов глубоких прочных знаний, практических умений
и навыков. Высокое качество обучения служит средством общего развития
студентов, а последнее, в свою очередь, содействует успешности обучения.
Но современный студент получает огромное количество информации вне
учебного заведения и интерес к учебному процессу со стороны некоторых
студентов снижается. Становится необходимым искать пути решения данной
проблемы. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач,
поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной
деятельности, внимания студентов, формирования и развития устойчивого
познавательного интереса к изучаемому материалу
.
Целью моей педагогической деятельности и является: формирование и
развитие
познавательного
интереса
студентов
на
уроках
географии,
познавательного
географического
мышления,
активности,
самостоятельности. Путей повышения интереса студентов к моему предмету
множество:
праздники
природы,
экологические
классные
часы,
географические вечера, выставки, экскурсии. Но эти расширяющие кругозор
и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым
главным
–
уроком,
на
котором
собственно,
и
начинается
любой
географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и
океанов, открытие страны, в котором ты живёшь.
Урок есть и остается основной формой получения студентами знаний.
Главную роль здесь должна выполнять - активизация познавательной
деятельности студентов. Становление познавательных интересов студентов,
воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на
уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность студентов
и повышать интерес к учению на любом этапе каждого урока.
Существуют большое количество разнообразных приёмов и методов
активизации
познавательной
деятельности
на
уроках.
Я
стараюсь
использовать их в своей работе на любом этапе урока.
Подробнее
остановлюсь на некоторых:
1. Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания,
в которых студент осознаёт цель, но не знает способов её достижения. Он
оказывается
в
положении
исследователя,
вырабатывает
мышление,
свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения,
догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Пример задания: какие видами природных ресурсов богат и беден регион
Зарубежная Азия? Покажите схематически.
2. Технология опорных конспектов. Схемы учат выделять главное и
основное,
приучают
отыскивать
и
устанавливать
логические
связи,
развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности,
память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на
уроках по теме «География населения мира», «География отраслей мирового
хозяйства» и др., что позволяет избежать многословия, учит делать выводы
из полученной информации.
3. Работа с учебником – это пересказ текста учебника по вопросам,
составление плана текста по параграфу, заполнение таблиц, выписывание из
текста географических явлений, чтение по цифровым показателям и
диаграммам,
поиски
ответов
и
объяснений,
сравнение
различных
географических объектов, выбор объектов, относящихся к той или иной
группе явлений и процессов.
4. Дидактические игры: «Найди половинку», «Справочное бюро»,
«Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты»,
«Составь слово»,
«Заморочки из бочки», «Угадай», «Туристическое
агентство «По странам и континентам» и т.д.
Игры
не
только
позволяют
активизировать
познавательную
деятельность студентов, но и вызывают у них стремление к получению
новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды,
игры-уроки. При разработке и определении места игр на уроках необходимо
найти не только тему игры, но и место включения её в урок, отводимое время
и средства повышения познавательной активности.
«Справочное бюро» - очень удобно использовать данный вид работы,
если по теме изучается много определений, а также при повторении темы.
Вызывается один студент, он будет работать в «Справочном бюро»,
остальные задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в
таком бюро всегда много.
«Кто или что лишнее?». Необходимо определить, какое слово лишнее и
объяснить почему (студенты должны сгруппировать слова по определённому
признаку).
Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия – острова)
Гималаи, Пиринеи, Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)
Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)
Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные
ископаемые).
«Географические диктанты» или «Согласен – не согласен». Диктанты с
географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в
проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить
пробелы у отдельных студентов и помочь им устранить эти пробелы.
Преподаватель
зачитывает
предложения,
а
студенты
должны
определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.
Утверждения по теме «Северная Америка»:
1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
2. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
3. Северная Америка самый жаркий материк.
4. На западе материка расположены горы Анды.
5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
«Составь слово». Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для
выполнения задания на составление слов. Студентам раздаю кружки с
разными буквами (60 штук и более), даю задание – составить как можно
больше слов по теме (например «Страны зарубежной Европы») за
определённое время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое
длинное слово, получит дополнительно ещё один балл. Обязательно
учитывается грамотность.
«Заморочки из бочки». Предлагаю студентам 10 бочонков из игры
«Лото». С каким номером студент достанет бочонок, тот вопрос ему (или
группе) достаётся. Например: «О какой стране идёт речь?»
1.
«Она располагается под нами.
2.
Там, очевидно ходят вверх ногами,
3.
Там наизнанку вывернутый год,
4.
Там расцветают в октябре сады,
5.
Там в октябре, а не в июле лето,
6.
Там протекают реки без воды.
7.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
8.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
9.
Рождаются зверства из яиц,
10. И там собаки лаять не умеют.
11. Деревья сами лезут из коры,
12. Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)
«Угадай». Студенты по описанию определяют географический объект.
Например:
Это удивительная и сказочная страна с необычной историй,
оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций
мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль
в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса.
Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично
развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные
небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.
(Китай)
.
«Кто это, что это?». Данную работу хорошо использовать на уроках
повторения. Каждому студенту называется слово, которое они должны
пояснить. Например по теме «Страны Латинской Америки»:
Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба), гевея (дерево), мате
(чай),
Игуасу
(водопад),
лама
(животное),
Котопахи
(вулкан),
Веспуччи
(путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо
(дерево) и т.д.
Туристическое агентство «По странам и континентам». Каждая группа
студентов рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную
информацию
о
ней.
Предлагают
описание,
иллюстрации
и
другой
дополнительный материал. Остальные должны определить страну.
«Подбери пару». Слова по какой-либо теме записываются в два
столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово.
«Загадки». Данные загадки можно использовать при изучении темы
«Полезные ископаемые»:
Тот камень полезный с Урала
Нежным светом зелёным манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут … (малахит)
В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и … (гранит)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится стразу (Глина)
Покрывают им дороги,
улицы в селениях,
а ещё он есть в цементе,
Сам он – удобрение (известняк).
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, студенты
превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения,
стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А
именно
любознательный
и
интересующийся
студент
способен
к
саморазвитию. В детстве каждый ребёнок переживает период увлечения
географией. Преподавателю необходимо подхватить детский порыв и
пронести его через годы обучения.
5. Творческие и практические работы.
Практические работы –
неотъемлемая
часть
процесса
обучения
географии.
Выполнение
практических
работ
обеспечивает
формирование
умений
применять
теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями,
такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических
материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у
студентов трудолюбия, развитию самостоятельности.
Сила влияния творческих работ обучающихся на познавательный
интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и
сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все
требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий
возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета
из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Студенты выполняют
творческие
работы
в
графическом
и
текстовом
редакторах,–
с
использованием Power Point.
6. Использование на уроке дополнительной литературы. Всякая
работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию
творческого
воображения,
аналитического
мышления,
эмоционально
обогащает урок. Например, при изучении темы «Зарубежная Европа» можно
использовать материал статьи «Религиозный состав населения Европы». Он
помогает студентам получить более полное представление о населении
региона Зарубежная Европа.
7. Работа с картой.
Карта является одним из основных средств
обучения
на
уроках
географии.
Система
разнообразных
заданий,
предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для
формирования познавательной деятельности студентов. Среди заданий:
характеристика
карты,
чтение
тематических
карт,
наложение
карт,
составление географических характеристик отдельных территорий и многое
другое.
Работа
с
картой
способствует
развитию
воображения,
пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть
второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более
доступный восприятию студентов, нежели текст.
8. Кроссворды, ребусы.
Студенты с удовольствием работают с
кроссвордами и ребусами по различным темам курса «Социальная и
экономическая география мира». Ребус – головоломка, требующая для
разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Отвечая на вопросы
кроссвордов студенты лучше усваивают научные термины, запоминают
названия
географических
объектов
развивают
интерес
к
географии,
активизируют познавательную деятельность. Ребусы и кроссворды можно
использовать на уроке в группах.
9.
Уроки-путешествия.
Отличительная
особенность
уроков-
путешествий
-
организация
деятельности
студентов.
Отправляясь
в
воображаемое путешествие, студенты определяют способ передвижения в
зависимости от природных особенностей (пеший, на лошадях, машинах,
кораблях и т. д), перечисляют или изготавливают рисунки или макеты
оборудования, составляют дневники, отчеты, рисуют картосхемы. Атмосфера
путешествия на уроке создаётся такой, чтобы студент смог представить себя
в определённой роли, например, на научно-исследовательском судне,
совершающем плавание к берегам Австралии с целью доказательства
уникальности
природы
материка
и
убеждения
во
взаимосвязи
всех
компонентов природы.
10. «Эссе, сочинение, рассказ» способствует формированию умений к
использованию знаний в новой ситуации; развитию орфографической
грамотности; активизации познавательных процессов.
Пример: студенты получают задания: описать один день, проведённый
в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.; написать эссе по теме
«Один день без географии».
11. Домашнее творческое задание. Этот прием подразумевает замену
обычного домашнего задания творческой работой. В географии домашнее
задание, как правило, сводится к изучению какого-либо параграфа учебника
или блока номенклатуры. Однако можно придумать множество других
заданий, с помощью которых студенты запомнят и теоретический материал,
и географические названия. Например, в любой группе по любой теме
составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку,
составить литературный рассказ об изучаемой стране, придумать тесты к
параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и
т.д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.
Вот примеры для творческих заданий:
- Составление кроссвордов с терминами данной темы; к изученному
разделу; с именами.
- Составление «дырявых» текстов, то есть текстов с пропущенными
словами. Для выполнения данного задания даются слова для справок.
- Составление логических заданий «Найди лишнее». Это задание
можно выполнять с терминами, именами, датами.
- Составление вопросов для игры «Да — нет». Дети разрабатывают
фразы в форме утверждений. Руководитель игры читает составленные
утверждения, а студенты говорят «да» или «нет».
- Составление рассказов на историческую тему с ошибками. В задании
к такому рассказу нужно указать количество ошибок.
- Сочинение сказки или стихотворения о каком-либо историческом
объекте.
- Составление заданий на соотношение.
- Рисование иллюстраций к изученному параграфу.
- Составление вопросов к тексту параграфа, которые начинались бы со
слов кто и почему.
- Разработка тестовых заданий с датами данного раздела.
- Составление тестовых вопросов к параграфу.
- Составление незаконченных предложений или предложений с
пропусками.
География обладает большими возможностями для привлечения
внимания
студентов
к
необычным
фактам,
процессам.
Она
широко
использует
аналогии,
ассоциации,
всё
то,
что
возбуждает
активное
мышление,
вызывает
чувство
нового,
интерес
к
нему,
радость
удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного
интереса.
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке,
требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока
играет
важную
роль
организация
исследовательской
и
проектной
деятельности
студентов.
Одним
из
путей
творческого
восприятия
современных наук – это систематическая исследовательская и проектная
деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на
практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня.
Я
считаю,
что
одной
из
важных
форм
внеурочной
работы,
способствующей развитию познавательного интереса студентов к географии,
является предметная олимпиада. Олимпиады по географии – это массовый
вид соревнований студентов, цель проведения которых - вовлечение
большего числа студентов во внеурочную работу по данному предмету,
повышение
их
интереса
к
географическим
знаниям,
развитие
самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для
географии умений студентов.
Список использованной литературы:
1. Витейко Т.В., Сдасюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как
способ
формирования
опыта
творческой
деятельности
учащихся
в
современном уроке. География в школе №1-2.2009.
2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы
изучения, 2002 г.
3. Душина
И.В.,
Летягин
А.А.,
Беловолова
Е.А.
Практическая
составляющая обучения географии - основа формирования компетенций
школьников. География в школе №1.2009.
4. Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии:
групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2007.
5. Щукина
Г.И.
Педагогические
проблемы
формирования
познавательных интересов учащихся, М.: Педагогика, 2009.