Напоминание

Размышления о метапредметности


Автор: Шихова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №31"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Эссе
Тема: Размышления о метапредметности
Раздел: полное образование





Назад




Размышления о метапредметности

Процесс снижения качества образования, несмотря на рост технологических

возможностей общества ( а может даже благодаря этому) является глобальным.

Большинство

проводимых

по

всему

миру

образовательных

реформ

проваливается. При этом начальство разных уровней любых стран рапортует об

успехах, а простой учительский люд тихо грустит по углам, побаиваясь этого

самого

начальства.

В

чем

проявляется

мировой

кризис

образования?

Да

в

очевидных вещах: дети мало чего знают после окончания школы ( об

этом

твердят работники вузов и у нас и за рубежом), учащиеся не хотят учиться

(школофобия

приобретает

эпидемиологический

характер),

плохое

поведение,

вплоть до стрельбы и наркотиков становится массовым явлением. Конечно, везде

есть успешные школы и вузы, но если вести речь о массовом образовании – это

кризис. Словом кризис мировой! Так в чем же его причины? Может это связано с

очередными реформами в образовании?

Сегодня в школах России идет реформа – переход на новые стандарты.

Безусловно, новые подходы к организации учебного процесса нацелены не просто

на повышение качества образования, а в первую очередь на «формирование

целостной

системы

универсальных

знаний,

умений,

навыков,

опыта

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть

ключевых

компетенций,

определяющих

современное

качество

образования».

(«Компетентностный подход — реальность современного образования».

Один

из

ключевых

элементов

нового

стандарта

формирование

метапредметных

результатов.

О

метапредметности

сегодня

много

говорят.

Учителя

начали

разрабатывать

и

проводить

уроки,

которые

называют

метапредметными.

Метапредметность - это новая образовательная

форма,

которая

выстраивается

поверх

традиционных

учебных

предметов.

Если

говорить упрощенно - категория философских понятий, например, таких, как

хаос и порядок, звук и цвет и т.д. Это нужно для того, чтобы связать в сознании

ученика познаваемый им предмет с другими предметами в аспекте окружающего

нас мира.

Но такое ли уж это новшество – метапредные результаты? Мы говорим о

метадеятельности:

универсальной

деятельности,

которая

является

"надпредметной"- это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги

пишу,

людей

кормлю,

здания

проектирую…)

или

по

содержанию

учебного

предмета

(читаю,

считаю,

пишу,

пересказываю…).

В

любой

предметной

деятельности

есть

то,

что

делает

ее

осознанной,

ответственной

и

НАДПРЕДМЕТНОЙ=МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, то есть:

стратегической

(мотив,

цель,

план,

средства,

организация,

действия,

результат, анализ);

исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов,

вывод);

проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных

аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

конструирующей

(выстраивание

системы

мыслительных

операций,

выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и

детализировать проект);

прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта

на основе предвидения).

Разве раньше мы не учили этому наших учеников? Мы учили их составлять

планы

сочинений

и

планы

решения

задачи,

делать

выводы

и

строить

умозаключения при доказательстве теорем, аргументировать выводы на истории,

размышлять над действиями героев в литературе и проводить исследовательские

работы в химии, физике, биологии…

В чем разница?

Может быть в том, что проводили мало аналогий? Учили предмету, а не

умению разобраться в нем самостоятельно, умению использовать полученные

знания в других сферах деятельности. Не стремились к тому, чтобы ученик

интериоризировал знания и умения, чтобы они стали органичным единым целым

– ученик и его знания.

Но, с другой стороны, я не могу согласиться с этим. Компетентностный

подход в образовании получил активное развитие во второй половине 20-го века.

А ведь именно его принципы лежат в основе формирования метапредметных

результатов.

Может быть, мы делали слишком сильный акцент на накоплении именно

суммы знаний? Мы привыкли гордиться учениками, которые знают «ЧТО». В

геометрии в первую очередь требовали знаний формулировок и определений, а

потом уже доказательство теорем. Про историю привыкли говорить, что это

«даты и факты», забывая про анализ документов и событий и извлечение уроков

истории. А ведь главное в жизни – знать «КАК». Ведь жизнь не заканчивается за

закрывающейся

дверью

школы,

она

там

только

начинается.

И

каждый

наш

выпускник должен выстроить свой личный путь к успеху и реализовать его,

суметь

вовремя

увидеть

и

исправить

свои

ошибки,

выстроить

свои

взаимоотношения с окружающими людьми.

И

я

считаю

очень

важным

и

главным

отличием

то,

что

эти

новые

результаты – и метапредметные и личностные назвали ПЛАНИРУЕМЫМИ, а

значит контролируемыми. То есть, так же как и знание предмета, я должна

заложить в план урока и оценить метапредметные умения у каждого ученика. Как

это сделать? «Декомпозированных метапредметных результатов более 60, как

можно их все проконтролировать, оценить, скорректировать?» – очень часто я

слышу от учителей нашей гимназии.

Общаясь

с

коллегами,

я

поняла,

что

эта

проблема

беспокоит

всех.

Научиться

планировать

ожидаемые

результаты

помогает

системно-

деятельностный подход. Разрабатывая детальную технологическую карту урока,

можно

вычленить

из

множества

учебных

действий

те,

которые

будут

сформированы

на

этом

уроке

в

наибольшей

степени.

А

вот

как

их

все

проконтролировать? Мониторинг… – но это тоже самая большая проблема во

многих школах.

Большое подспорье в решении этой проблемы - проектная деятельность:

индивидуальные и групповые проекты, малые – на один урок, и большие – как

результат

освоения

целой

темы,

узкопредметные

и

межпредметные,

интегрированные,

учебные

и

социальные

они

помогут

проявить

конечный

результат формирования регулятивных, коммуникативных, исследовательских и

других

умений

наиболее

выпукло.

А

защита

проекта

позволит

продемонстрировать и личностные качества. Не зря в новом стандарте такое

внимание уделяется проектной деятельности.

Я думаю, этого мало. Считаю, что моя задача заключается в том, чтобы

научить

ребят

самих

контролировать

и

оценивать

свои

умения.

Самооценка,

самоконтроль - это тоже метапредметные умения. И тут главная проблема в том,

что и то и другое возможно только тогда, когда ребенок лично заинтересован в

конечном результате урока. Очень многие ученики считают, зачем искать свое,

когда можно использовать чужое? А здесь немаловажную роль играют

информационные

технологии.

Другими

словами

нет

мотивации,

нет

поставленной цели – нет результата.

Со времен Я.А. Коменского массовое образование носит принудительный

характер.

Практически

во

всех

развитых

странах

существуют

законы,

аналогичные нашему закону об обязательном Всеобуче. Чем больше развивается

мир, тем больше человеку хочется свобод. Принудительность перестает работать

– отсюда нежелание учиться, плохое поведение, слабые знания и т.д. Научить

можно только тогда, когда человек научиться хочет, а технологии формирования

этого

желания

в

большинстве

образовательных

систем

находятся

лишь

в

зарождающем состоянии. Таким образом, можно констатировать, что мировой

кризис

образования

является

не

кризисом

образования

вообще,

а

кризисом

образования принудительного.

В принудительном образовании действует открытый моим коллегой закон

неизменного соотношения « 10х80х10». Как бы мы не старались учить, какие бы

инновационные педагогические технологии не применяли, но 10% детей

все

равно будут оставаться необучаемыми( в привычном классе это 2-3 человека),

10% детей вообще не нуждаются в какой-либо помощи, они даже при плохих

учителях выучатся сами ( 2-3 человека из класса). 80% серединка, тяготеющая к

тому

или

другому

краю.

Это

соотношение

справедливо

для

всех

времен

и

народов,

социальных

слоев

и

возрастных

категорий.

Поставьте

рядом

10

дворников и 10 историков – академиков – и там и там вы найдете по одному

малопригодному в своей деятельности, по одному яркому таланту и серединку.

Объективно,

для

развития

цивилизации,

вполне

достаточно

обозначенных

10

умных людей, а с развитием ИКТ можно и обойтись и 5. Это 2,3%, все остальные

вполне счастливо будут жить в мире телевизионно-компьютерной виртуальной

реальности. Но мне такой мир не нравится. И я опять прихожу к новой проблеме

– от принудительного обучения к развитию мотивации ученика. И эта задача тоже

кажется мне первоочередной.

Вот так, размышляя на тему метапредметности, я ставлю себе множество задач, и

прихожу к выводу, что все задачи – первоочередные. А отсюда старый- старый

результат – работа учителя – это постоянное самообразование, это вечный поиск

новых путей, новых подходов. Говорят, хороший урок по новому стандарту

– это когда учителя не видно на уроке, когда он ничему не учит. Но как же

многому нужно для этого научиться учителю!

Коллеги-практики, наверняка, усмехнуться, прочитав эти строки. Согласна,

не все так просто. Основная проблема – кадры. Сколько можно переучиваться?

Где взять профессионалов, способных реализовать появившиеся возможности

работать

по

другому?

Ответ

рядом

-

использовать

тот

педагогический

потенциал, который есть в наличии. Современный учитель выполняет множество

педагогических ролей. Помимо проведения уроков он может быть руководителем

детского

проекта,

консультантом,

тьютором,

педагогом

дополнительного

образования. Необходимо дифференцировать педагогическую нагрузку, помощь

педагогу в аттестации по каждой педагогической специальности, чтобы он не

пострадал

в

вопросах

заработной

платы.

Подчеркиваю,

задача

не

нагрузить

учителя сверх нормы, а сложить его нагрузку из разных составляющих, делая

акцент на том, что лучше всего у него получается. Вот один из путей реальной

интеграции в образовании. При этом важно учесть желание самого учителя, то,

чем он сам хочет в большой степени заниматься. В реальности большинство

учителей, особенно в возрасте пожелают просто вести уроки, как и раньше, они

не

захотят

быть

в

тени

урока.

Соответственно

необходимо

искать

и

другие

кадровые

резервы.

Постоянный

педагогический

состав

за

11

лет

обучения

успевает поднадоесть школьникам. К тому же учитель всего лишь обычный

человек со своими вкусами и интересами и вовсе не обязан быть образцом для

подражания везде и во всем. Увлекаясь, скажем историей он вовсе не разбираться

в новых музыкальных течениях. Круг интересов современного ребенка необычно

широк. Это значит, что школа сегодня обязана быть максимально открытой в мир

и для мира. Вот в такой школе любой педагог вместе своими учениками отойдет

от

знаний

«ЧТО»

и

будет

знать

«КАК».

И

каждый

наш

выпускник

сможет

выстроить свой личный путь к успеху и реализовать его, суметь вовремя увидеть

и исправить свои ошибки, выстроить свои взаимоотношения с окружающими

людьми.



В раздел образования