Напоминание

"Музыкальность и музыкальные способности"


Автор: Поджук Лилия Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальность и музыкальные способности"
Дата публикации: 04.03.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Нерюнгри

Методическая разработка

преподавателя по классу фортепиано

Поджук Лилии Михайловны

на тему:

«Музыкальность и музыкальные

способности»

г. Нерюнгри,

2021 г.

За многие века существования музыка превратилась в особую форму художественного

познания, постижение которой требует о человека особых индивидуально - психических

качеств. Качества, обусловливающие возможность проникновения в сущность музыкального

явления, называются музыкальностью. Музыкальность уже длительное время находится в

сфере интересов исследователей, ибо это – сложное индивидуально – психическое свойство

личности.

Многие зарубежные исследователи считают музыкальность индивидуально –

психическое свойство, не поддающиеся воспитанию. Музыкальность, по их мнению, не

присуща каждому человеку, её можно лишь в какой – то мере развить, но никак не

сформировать.

Противоположную точку зрения высказали С.Ф. Нодель, Б.Р. Эндрюс. Они считали, что

музыкальность может быть сформирована, ибо она присуща подавляющему большинству

людей. Такой подход к проблеме был более прогрессивным. Однако их суждения были

поверхностными.

Более глубокие и обоснованные взгляды на природу музыкальности высказал Н.А. Римский

– Корсаков, он не отрицал значения «данных от природы», «элементарных слуховых

способностей», но определяющую роль в музыкальном развитии отводил обучению.

Об элементарном наличии музыкальности у людей писали известные музыканты – педагоги

Э.Липская, Э.Башич и др. Выступая за приобщение всех людей к музыке они отмечали, что

можно предоставить возможность каждому ребёнку развивать свои музыкальные способности,

донести красоту музыки до каждого из них.

Качественно высшим этапом в раскрытии проблем, освящённых природе музыкальности,

являются исследования психолога Б.М Теплова, который доказывал, что по многим

показателям у разных людей музыкальность различна, и для развития музыкальных

способностей необходима музыкальная деятельность. Также он отмечает, что входящие в

музыкальность способности можно условно разделить на две части: специальные музыкальные

и музыкально – эстетические. Единственно этих способностей образует тот комплекс

музыкальной

предрасположенности,

именуемый

музыкальной

одарённостью,

с

его

низменными составляющими - музыкальный слух как звуковысотный слух и чувство ритма. В

широком смысле понятие «музыкальный слух» включает в себя музыкально – ритмическое

чувство, тембровый и динамический слух. В таком смысле оно совпадает с понятием

«музыкальность». Таким образом, к числу музыкально - слуховых способностей правомерно

отнести ладовое чувство, слуховые представления, метроритмическое чувство.

Ладовое чувство – это эмоционально-познавательная способность, возникающая при

восприятии мелодических построений, имеющих специфический колорит – ладовую окраску.

Второй музыкально-слуховой способностью являются слуховые представления. Они

позволяют

воссоздать

музыкальный

материал,

основанный

на

звуковысотных

и

метроритмических соотношениях звуков, что составляет основу развития гармонического

слуха. Выражается способность к слуховым представлениям в интонировании мелодии

голосом, пении, подборе по слуху на музыкальном инструменте. В основе слуховых

представлений лежит не только внешнее воспроизведение мелодии по слуху, но и внутреннее

представление, именуемое «внутренним пением». Б. Астафьев писал: «Интонирование является

внутренним механизмом музыкального отражения действительности во всех его звеньях и в

творчестве, и в исполнении, и в восприятии.»

Третьей музыкально-слуховой способностью является метроритмическое чувство, причем

чувство метра и чувство ритма у разных людей бывает выражено по-разному, и чувство метра

является более распространенной способностью, чем чувство ритма.

Будучи разными элементами музыки, метр и ритм вне органического единства не мыслимы.

Метроритмическое чувство невозможно без такого элемента выразительности, как темп. Темп

является основой ориентации в изменяющихся метрических построениях. Музыкальный ритм

всегда отражает характер протекания эмоциональных процессов. В любом виде музыкальной

деятельности музыкально-слуховые способности теснейшим образом связаны между собой.

Ладовое чувство основывается на соотношении звуков по высоте, что предполагает

внутренне интонирование звуков голосом.

Музыкально-слуховые способности охватывают индивидуально-технические проявления,

необходимые для музыкальной деятельности. Но язык музыки - лишь средство для передачи

явлений окружающей жизни. Для эффективности музыкальной деятельности музыкальные

способности должны характеризоваться особыми качествами, выражающимися в системах

связей с основными свойствами личности.

Музыкально-эстетические способности можно условно разделить на эмоционально-

познавательные. К их числу относятся способности определения своего отношения к

познаваемой музыке, яркость, богатство представлений, возникающих под ее воздействием.

Рационально-познавательные способности позволяют в процессе познания музыки приобретать

новые сведения об окружающей жизни, различать особенности отражения действительности в

музыке разных жанров, находить новое и традиционное в способах воплощения музыкального

содержания.

Специфика отражения в музыке окружающей жизни показывает, что музыка, как вид

искусства, подчинена общим закономерностям художественного познания. Сила воздействия

музыки на психику человека огромна. Пробужденные его нейродинамические волны

рассредоточиваются в самых различных участках человеческого организма и сказываются на

характере его жизнедеятельности. Меняются ритм пульса, дыхание, состав крови и т.д. Все

участки нервной системы реагируют на музыкальное воздействие.

Музыкальность изучается для того, чтобы с учетом ее особенностей на начальных этапах

музыкального развития наметить наиболее действенные пути и средства формирования

музыкального познания.



В раздел образования