Автор: Поджук Лилия Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальность и музыкальные способности"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств г. Нерюнгри
Методическая разработка
преподавателя по классу фортепиано
Поджук Лилии Михайловны
на тему:
«Музыкальность и музыкальные
способности»
г. Нерюнгри,
2021 г.
За многие века существования музыка превратилась в особую форму художественного
познания, постижение которой требует о человека особых индивидуально - психических
качеств. Качества, обусловливающие возможность проникновения в сущность музыкального
явления, называются музыкальностью. Музыкальность уже длительное время находится в
сфере интересов исследователей, ибо это – сложное индивидуально – психическое свойство
личности.
Многие зарубежные исследователи считают музыкальность индивидуально –
психическое свойство, не поддающиеся воспитанию. Музыкальность, по их мнению, не
присуща каждому человеку, её можно лишь в какой – то мере развить, но никак не
сформировать.
Противоположную точку зрения высказали С.Ф. Нодель, Б.Р. Эндрюс. Они считали, что
музыкальность может быть сформирована, ибо она присуща подавляющему большинству
людей. Такой подход к проблеме был более прогрессивным. Однако их суждения были
поверхностными.
Более глубокие и обоснованные взгляды на природу музыкальности высказал Н.А. Римский
– Корсаков, он не отрицал значения «данных от природы», «элементарных слуховых
способностей», но определяющую роль в музыкальном развитии отводил обучению.
Об элементарном наличии музыкальности у людей писали известные музыканты – педагоги
Э.Липская, Э.Башич и др. Выступая за приобщение всех людей к музыке они отмечали, что
можно предоставить возможность каждому ребёнку развивать свои музыкальные способности,
донести красоту музыки до каждого из них.
Качественно высшим этапом в раскрытии проблем, освящённых природе музыкальности,
являются исследования психолога Б.М Теплова, который доказывал, что по многим
показателям у разных людей музыкальность различна, и для развития музыкальных
способностей необходима музыкальная деятельность. Также он отмечает, что входящие в
музыкальность способности можно условно разделить на две части: специальные музыкальные
и музыкально – эстетические. Единственно этих способностей образует тот комплекс
музыкальной
предрасположенности,
именуемый
музыкальной
одарённостью,
с
его
низменными составляющими - музыкальный слух как звуковысотный слух и чувство ритма. В
широком смысле понятие «музыкальный слух» включает в себя музыкально – ритмическое
чувство, тембровый и динамический слух. В таком смысле оно совпадает с понятием
«музыкальность». Таким образом, к числу музыкально - слуховых способностей правомерно
отнести ладовое чувство, слуховые представления, метроритмическое чувство.
Ладовое чувство – это эмоционально-познавательная способность, возникающая при
восприятии мелодических построений, имеющих специфический колорит – ладовую окраску.
Второй музыкально-слуховой способностью являются слуховые представления. Они
позволяют
воссоздать
музыкальный
материал,
основанный
на
звуковысотных
и
метроритмических соотношениях звуков, что составляет основу развития гармонического
слуха. Выражается способность к слуховым представлениям в интонировании мелодии
голосом, пении, подборе по слуху на музыкальном инструменте. В основе слуховых
представлений лежит не только внешнее воспроизведение мелодии по слуху, но и внутреннее
представление, именуемое «внутренним пением». Б. Астафьев писал: «Интонирование является
внутренним механизмом музыкального отражения действительности во всех его звеньях и в
творчестве, и в исполнении, и в восприятии.»
Третьей музыкально-слуховой способностью является метроритмическое чувство, причем
чувство метра и чувство ритма у разных людей бывает выражено по-разному, и чувство метра
является более распространенной способностью, чем чувство ритма.
Будучи разными элементами музыки, метр и ритм вне органического единства не мыслимы.
Метроритмическое чувство невозможно без такого элемента выразительности, как темп. Темп
является основой ориентации в изменяющихся метрических построениях. Музыкальный ритм
всегда отражает характер протекания эмоциональных процессов. В любом виде музыкальной
деятельности музыкально-слуховые способности теснейшим образом связаны между собой.
Ладовое чувство основывается на соотношении звуков по высоте, что предполагает
внутренне интонирование звуков голосом.
Музыкально-слуховые способности охватывают индивидуально-технические проявления,
необходимые для музыкальной деятельности. Но язык музыки - лишь средство для передачи
явлений окружающей жизни. Для эффективности музыкальной деятельности музыкальные
способности должны характеризоваться особыми качествами, выражающимися в системах
связей с основными свойствами личности.
Музыкально-эстетические способности можно условно разделить на эмоционально-
познавательные. К их числу относятся способности определения своего отношения к
познаваемой музыке, яркость, богатство представлений, возникающих под ее воздействием.
Рационально-познавательные способности позволяют в процессе познания музыки приобретать
новые сведения об окружающей жизни, различать особенности отражения действительности в
музыке разных жанров, находить новое и традиционное в способах воплощения музыкального
содержания.
Специфика отражения в музыке окружающей жизни показывает, что музыка, как вид
искусства, подчинена общим закономерностям художественного познания. Сила воздействия
музыки на психику человека огромна. Пробужденные его нейродинамические волны
рассредоточиваются в самых различных участках человеческого организма и сказываются на
характере его жизнедеятельности. Меняются ритм пульса, дыхание, состав крови и т.д. Все
участки нервной системы реагируют на музыкальное воздействие.
Музыкальность изучается для того, чтобы с учетом ее особенностей на начальных этапах
музыкального развития наметить наиболее действенные пути и средства формирования
музыкального познания.