Автор: Гудкова Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №24 "Ручеек" Населённый пункт: г. Большой Камень Наименование материала: конспект Тема: Тема: "Вода" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 24 «Ручеек»
Конспект занятия
Познавательная деятельность
На тему: «Вода»
Подготовительная к школе группа
Составила: Гудкова Е.В.
ГоЗАТО Большой Камень
2014г.
Открытое занятие в подготовительной группе по формированию целостной
картины мира.
Тема : « Вода»
Цель:
Воспитывать интерес к свойствам воды.
Задачи:
Познание:
Формировать понятия о свойствах и состоянии воды.
Формировать представления о применении свойств воды в жизни человека.
Обогатить знания о роли воды в жизни человека, животных, растений.
Развивать навыки практической деятельности (опыта), наблюдательность,
внимание, аккуратность, любознательность.
Расширять кругозор.
Коммуникация:
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Продолжать формировать умение вести координированный диалог между
воспитателем и воспитанником.
Корректировать произношение звуков русского языка.
Развивать фонематический слух, темп и ритм речи.
Развивать память.
Воспитывать устойчивое внимание.
Чтение художественной литературы:
Формировать умение внимательно слушать произведение.
Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать любовь к художественным произведениям.
Социализация:
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Развивать умения работать сообща.
Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Здоровье:
Приобщать к здоровому образу жизни.
Совершенствовать крупную и мелкую моторику.
Оборудование:
глобус; баночки с сахаром, солью; баночка с растительным
маслом; пластиковые стаканчики с водой; пластиковые ложки; воронка; вата;
чайник с кипятком; стекло; контейнер с кусочками льда; картинки; рисунки с
морскими обитателями; палочки с поролоном на всех воспитанников;
непроливайка; краски; салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети стоят, сделав круг.
Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, поздороваемся с нашими гостями.
Улыбнемся друг другу и поздороваемся, чтобы создать хорошее настроение.
Сообщение темы занятия:
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Воспитатель: Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
НОД:
Ребята, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи?
(месяц), а без воды? (неделю).
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Давайте посмотрим на глобус.
Каким цветом на глобусе обозначают воду? (ответы: голубым).
Чего больше, суши или воды? (ответы: воды).
Воспитатель: У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета.
Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода.
Так много или мало воды на планете? (ответы: много).
Где встречается вода в природе?
А на вкус она одинаковая? (в реке – пресная, в море – соленая)
-Если вода в реке, она называется – (речная).
Вода в море - …(морская)
Вода в болоте -…(болотная)
Вода в роднике -…(родниковая)
Игра «Кому нужна вода»
(дети выбирают по карточке и рассказывают, кому и для чего нужна вода)
Физкультминутка - игра: «Четыре стихии».
Воспитатель напоминает правила игры.
Сделайте круг.
На слово воспитателя: «земля», руки опустить вниз,
«вода» - вытянуть руки вперед,
«воздух» - поднять руки вверх,
«огонь» - произвести вращение руками.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную
лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. 1. Громко
не разговаривать.
2. Не толкаться.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.
Опыт: «Вода - растворитель».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе
стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно
отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чашечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(Сахар).
Воспитатель: поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали
загадку. Опыт проводят воспитанники: кладут в стакан с водой ложку сахара и
перемешивают.
Воспитатель: Ребята, что произошло с сахаром? (ответы). Правильно, он
растворился.
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
(Соль).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали
вторую загадку. Опыт проводят воспитанники: кладут в стакан с водой ложку с
солью и перемешивают.
Воспитатель: Ребята, что произошло с солью? (ответы). Правильно, она
растворилась. А почему соль и сахар боятся воды? (ответы – потому что они
растворяются в воде).
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло).
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если
в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Я сейчас добавлю в
баночку с водой несколько капель масла.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети. Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми
капельками.
Воспитатель: А давайте мы попробуем ее очистить. В качестве фильтра, я возьму
вату, положу ее в воронку и вставлю ее во второй стакан. Через воронку перелью
воду из первого стакана. Посмотрите: вода стала чистой! Делаем вывод: воду
можно профильтровать.
Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством
воды вы познакомились?
Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет и еще воду можно
фильтровать.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Молодцы! А в каком ещё состоянии может быть вода? (ответы: в твёрдом – лёд).
Опыт: «Лед – твердая вода».
Воспитатель: Ребята, вчера на прогулке мы оставили воду в контейнере, и сегодня
утром я его принесла, посмотрите, что случилось с водой? Правильно она
замерзла и превратилась в лед! Это еще одно состояние воды. Потрогайте, что вы
чувствуете? Холод, что происходит со льдом? Он тает и превращается в воду!
Вывод: лед – это тоже вода.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, капелька воды! К нам в гости пришла
капелька (картинка капельки). Здравствуй, капелька! Мы как раз говорим о тебе.
Посмотри следующий опыт.
Опыт «Пар – это тоже вода» (проводит воспитатель)
Воспитатель вносит в группу чайник с кипятком, нужно чтобы воспитанники
увидели пар. Помещаем над паром стекло. На нем выступят капельки воды.
Ребята, посмотрите, что это? Правильно, это пар. Откуда он? При закипании вода
превращается в пар.
Вывод: пар – тоже вода, это газообразное состояние воды.
Воспитатель: Посмотрите, на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода).
Воспитатель: Ребята, вода умеет менять не только вкус, но и цвет. Давайте
вспомним результаты опытов, которые мы проводили на прошлых занятиях:
если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей.
Давайте вспомним все свойства воды, которые мы знаем: прозрачная, без запаха и
вкуса, жидкая, твердая, газообразная, может менять цвет
Закончить я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода".
Вы, слыхали, о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Итог :
Воспитатель: Скажите, что мы делали сегодня? (ответы: разговаривали о воде, о
ее свойствах и ее состоянии; проводили опыты).
Вам было интересно?
Вы сегодня хорошо справились с заданием. Спасибо вам, ребята, мне очень
понравилось с вами работать, вы были собранные, внимательные, аккуратные,
красиво и правильно говорили. Молодцы!