Напоминание

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"


Автор: Горелова Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Шуя Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"
Дата публикации: 01.03.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Н.Н. Горелова

музыкальный руководитель МДОУ

«Центр развития ребенка – Детский сад № 2»

г.о. Шуя, Ивановской области

Rakitnik

@

list

.

ru

Статья отражает духовно – нравственное воспитание посредством

музыкального развития дошкольников, раскрыватет и воспитывает лучшие

стороны человеческой души, правильные нравственные ориентиры.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, духовная

культура, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Дошкольный

возраст

это

время

открытости

к

самым

разнымнравственным и педагогическим воздействиям. В это время полным

ходом развиваются морально-нравственные убеждения и качества ребенка.

Условия жизни общества в последнее десятилетия стали совершенно

другими. Наше государство находится в поиске современного способа

улучшения

образования.

Теперь

приоритетом

в

процессе

образования

становятся общечеловеческие и моральные ценности.[4]

К сожалению, в нашем обществе часто материальные ценности

возвышаются над духовными. По этой причине у некоторых детей

неправильные представления о доброте, справедливости и патриотизме.

Именно поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из самых важных

и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет

отношение к детям.[2]

По

причине

того,

что

дошкольное

образование

является

первоначальным звеном в общем образовании, нужно прививать детям

основы человечности, нравственности и морали, ведь качества и понятия,

заложенные в детстве, во многом определят будущее юного человека.

Современный

национальный

воспитательный

идеал

это

справедливый, творческий, образованный человек, принимающий судьбу

своей страны, как свою личную;понимающий ответственность за прошлое,

настоящее и будущее своей страны. Понимающий и ценящий духовные и

культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Тема духовно-нравственного воспитания очень многогранна и

обширна, поэтому мной был разработан проект «Мир доброты», реализуя

который, поставила перед собой.

Цель:

посредством музыкального воспитания

раскрывать и воспитывать лучшие

стороны

человеческой души, дать ребенку правильные нравственные

ориентиры.

Задачи:

1.При помощи музыки развивать мир чувств, способность понимать

душевное состояние другого человека, учить сопереживать.

2.Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине, опираясь на

музыкальное наследие нашей страны.

3. Развивать активную, самостоятельную личность с высоконравственными

ориентирами посредством театральной деятельности.

4.Устанавливать

доверительные,

партнерские

отношения

с

семьями

воспитанников и привлекать их к подготовке мероприятий и участию в них.

Музыка

-

самое

богатейшее

и

действенное

средстводуховно-

нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального

воздействия, воспитывает чувства человека.[3] В современном детском саду

такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие»,

а конкретно «Музыкальная деятельность» обладают специфическими

средствами воздействия на ребенка. Эти средства воздействия старалась

успешно использовать. А именно:

Образы, возникающие при прослушивании музыки, вызывают в

ребенке положительные эмоции и чувства.

Пение передает определенное настроение, душевное состояние

другого человека, которое отражено в произведениях.

Верный

перечень

музыкального

и

песенного

материала

способствует воспитанию у детей чувств любви к Родине, патриотизму,

уважению к культуре своего народа и других народов России.

Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то

или иное чувство переживания.[1]

Детское музыкальное творчество помогает детям понять роль

коллектива в человеческой деятельности.

Праздники и развлечения развивают у детей способность

чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными,

заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и

сверстникам.

В ходе реализации проекта проводились экскурсии, беседы с детьми,

музыкальные гостиные, использовались интегрированные образовательные

ситуации, музыкальные викторины и концерты, где очень тщательно был

подобран музыкальный репертуар. В моей профессиональной копилке есть

репертуар,

который

особенно

нравится

детям,

например,

песни:

«Рождественская», «Вифлеемская звезда», «Учитесь дружить», «Славим

ветеранов», «Мамино сердце», танцы: «Подари улыбку миру, «В память о

войне», «Дорогою добра» и другие. Также проводились консультации и

мастер-классы с педагогами.

В

последний

время

меня

очень

заинтересовала

Программа

дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура

для малышей». Она так же способствует патриотическому, духовно-

нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание

истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту

православной культуры. Но обращаться к этой теме в нашем светском

обществе, я стараюсь очень осторожно.

Опираясь на отдельные разделы этой программы, формировала у

воспитанников понятия и представления о духовной культуре и морали.

Как?

Проводила интегрированные занятия «Там, где дружат – живут, не тужат»,

«Цветик-семицветик», «Как аукнется, так и откликнется», «За честь хоть

голову снесть».

Наши дети дарили добро, участвуя в концерте «Мы вместе» ко дню

инвалида.

Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, неразделимо с

воспитанием чувства любви к природе родного края, любви к Родине,

воспитание чувства патриотизма. Это базовые ценности, на которых

построен весь цикл.Изучение народной культуры осуществляется через

воспроизведение годового цикла праздников, а это обращение к русскому

народному фольклору, народным традициям.

Решая задачу развития активной, самостоятельной личности с

высоконравственными

ориентирами

посредством

театральной

деятельности,реализуя проект,при постановке сказок«Как лиса и ворона

справедливость искали», «Разоренное гнездо», «Как ежиха приголубила

своих детей», «Как звери лес спасали», учила детейлюбить природу родного

края, беречь его природные богатства.

Лихачев Д.С. писал: «Любовь к Родине, начинается с любви к своей

семье, к своему дому, к своей школе…». В наше время институт семьи

утрачивает свою ценность. Часто так бывает, что живут под одной крышей

несколько поколений, а общности среди них нет. Мы, педагоги, в своей

работе стараемся сплотить семью, стараемся поднять ценность семейных уз.

Эта работа ведется через такие формы, как консультации для родителей,

оформление папок-передвижек, родительские собрания, сотрудничество с

родителями в совместной работе по подготовке мероприятий и участие в

них.Не секрет, что ни все взрослые знают о таких праздникахкак – День

пожилого человека, День Матери, День семьи, День Отца, День семьи,

любви и верности. Знакомя наших воспитанников с этими праздниками, мы

просвещаем и их семьи, а порой и себя. Отмечая эти замечательные даты,

мы, чтим институт семьи, стараемся возродить ее ценность. Знакомясь с

историей праздника, дети и родители рассказывают об укладе в своих

семьях, водят хороводы, играют в народные игры, участвуют в конкурсе

рисунка.

Эти мероприятия учат детей быть благодарными, заботливыми,

внимательными к старшему поколению.

В ходе реализации проекта получены следующие результаты:

Приобщив к культурной жизни своего народа, ознакомив с музыкальным,

художественно-литературным

наследием,

у

детей

повысился

уровень

развития музыкальных навыков,

уровень активности детей, возросла

самостоятельность в решении поставленных задач.

У детей прослеживается желание быть добродетельными, милосердными,

изменился стиль общения взрослого с ребенком.

Воспитанники стали лучше определять характер музыки, могут передать словами

возникший образ от прослушанного произведения, отразить свои впечатления в виде

рассказа, песни или танца;

Родители стали активными участниками образовательного процесса,

повысился интерес к классической музыке.

Взаимодействие с семьей

позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Результатом духовно-нравственного воспитания, по моему глубокому

убеждению, являются появление и утверждение в личности дошкольников

определенного набора нравственных качеств. А чтобы эти качества

появились и в дальнейшем развивались у наших воспитанников, нам,

педагогам нужно потрудиться.

Список используемой литературы:

1.Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М, 1984.

2.Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И.

Божович. – М.: Просвещение, 2000.

3.Зацепина М. Б.

Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008.

Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.

4. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н.

Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.



В раздел образования