Автор: Горелова Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Шуя Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"
Раздел: дошкольное образование
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
Н.Н. Горелова
музыкальный руководитель МДОУ
«Центр развития ребенка – Детский сад № 2»
г.о. Шуя, Ивановской области
Rakitnik
@
list
.
ru
Статья отражает духовно – нравственное воспитание посредством
музыкального развития дошкольников, раскрыватет и воспитывает лучшие
стороны человеческой души, правильные нравственные ориентиры.
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, духовная
культура, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.
Дошкольный
возраст
–
это
время
открытости
к
самым
разнымнравственным и педагогическим воздействиям. В это время полным
ходом развиваются морально-нравственные убеждения и качества ребенка.
Условия жизни общества в последнее десятилетия стали совершенно
другими. Наше государство находится в поиске современного способа
улучшения
образования.
Теперь
приоритетом
в
процессе
образования
становятся общечеловеческие и моральные ценности.[4]
К сожалению, в нашем обществе часто материальные ценности
возвышаются над духовными. По этой причине у некоторых детей
неправильные представления о доброте, справедливости и патриотизме.
Именно поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из самых важных
и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
отношение к детям.[2]
По
причине
того,
что
дошкольное
образование
является
первоначальным звеном в общем образовании, нужно прививать детям
основы человечности, нравственности и морали, ведь качества и понятия,
заложенные в детстве, во многом определят будущее юного человека.
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
справедливый, творческий, образованный человек, принимающий судьбу
своей страны, как свою личную;понимающий ответственность за прошлое,
настоящее и будущее своей страны. Понимающий и ценящий духовные и
культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Тема духовно-нравственного воспитания очень многогранна и
обширна, поэтому мной был разработан проект «Мир доброты», реализуя
который, поставила перед собой.
Цель:
посредством музыкального воспитания
раскрывать и воспитывать лучшие
стороны
человеческой души, дать ребенку правильные нравственные
ориентиры.
Задачи:
1.При помощи музыки развивать мир чувств, способность понимать
душевное состояние другого человека, учить сопереживать.
2.Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине, опираясь на
музыкальное наследие нашей страны.
3. Развивать активную, самостоятельную личность с высоконравственными
ориентирами посредством театральной деятельности.
4.Устанавливать
доверительные,
партнерские
отношения
с
семьями
воспитанников и привлекать их к подготовке мероприятий и участию в них.
Музыка
-
самое
богатейшее
и
действенное
средстводуховно-
нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального
воздействия, воспитывает чувства человека.[3] В современном детском саду
такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие»,
а конкретно «Музыкальная деятельность» обладают специфическими
средствами воздействия на ребенка. Эти средства воздействия старалась
успешно использовать. А именно:
Образы, возникающие при прослушивании музыки, вызывают в
ребенке положительные эмоции и чувства.
Пение передает определенное настроение, душевное состояние
другого человека, которое отражено в произведениях.
Верный
перечень
музыкального
и
песенного
материала
способствует воспитанию у детей чувств любви к Родине, патриотизму,
уважению к культуре своего народа и других народов России.
Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то
или иное чувство переживания.[1]
Детское музыкальное творчество помогает детям понять роль
коллектива в человеческой деятельности.
Праздники и развлечения развивают у детей способность
чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными,
заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и
сверстникам.
В ходе реализации проекта проводились экскурсии, беседы с детьми,
музыкальные гостиные, использовались интегрированные образовательные
ситуации, музыкальные викторины и концерты, где очень тщательно был
подобран музыкальный репертуар. В моей профессиональной копилке есть
репертуар,
который
особенно
нравится
детям,
например,
песни:
«Рождественская», «Вифлеемская звезда», «Учитесь дружить», «Славим
ветеранов», «Мамино сердце», танцы: «Подари улыбку миру, «В память о
войне», «Дорогою добра» и другие. Также проводились консультации и
мастер-классы с педагогами.
В
последний
время
меня
очень
заинтересовала
Программа
дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура
для малышей». Она так же способствует патриотическому, духовно-
нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание
истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту
православной культуры. Но обращаться к этой теме в нашем светском
обществе, я стараюсь очень осторожно.
Опираясь на отдельные разделы этой программы, формировала у
воспитанников понятия и представления о духовной культуре и морали.
Как?
Проводила интегрированные занятия «Там, где дружат – живут, не тужат»,
«Цветик-семицветик», «Как аукнется, так и откликнется», «За честь хоть
голову снесть».
Наши дети дарили добро, участвуя в концерте «Мы вместе» ко дню
инвалида.
Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, неразделимо с
воспитанием чувства любви к природе родного края, любви к Родине,
воспитание чувства патриотизма. Это базовые ценности, на которых
построен весь цикл.Изучение народной культуры осуществляется через
воспроизведение годового цикла праздников, а это обращение к русскому
народному фольклору, народным традициям.
Решая задачу развития активной, самостоятельной личности с
высоконравственными
ориентирами
посредством
театральной
деятельности,реализуя проект,при постановке сказок«Как лиса и ворона
справедливость искали», «Разоренное гнездо», «Как ежиха приголубила
своих детей», «Как звери лес спасали», учила детейлюбить природу родного
края, беречь его природные богатства.
Лихачев Д.С. писал: «Любовь к Родине, начинается с любви к своей
семье, к своему дому, к своей школе…». В наше время институт семьи
утрачивает свою ценность. Часто так бывает, что живут под одной крышей
несколько поколений, а общности среди них нет. Мы, педагоги, в своей
работе стараемся сплотить семью, стараемся поднять ценность семейных уз.
Эта работа ведется через такие формы, как консультации для родителей,
оформление папок-передвижек, родительские собрания, сотрудничество с
родителями в совместной работе по подготовке мероприятий и участие в
них.Не секрет, что ни все взрослые знают о таких праздникахкак – День
пожилого человека, День Матери, День семьи, День Отца, День семьи,
любви и верности. Знакомя наших воспитанников с этими праздниками, мы
просвещаем и их семьи, а порой и себя. Отмечая эти замечательные даты,
мы, чтим институт семьи, стараемся возродить ее ценность. Знакомясь с
историей праздника, дети и родители рассказывают об укладе в своих
семьях, водят хороводы, играют в народные игры, участвуют в конкурсе
рисунка.
Эти мероприятия учат детей быть благодарными, заботливыми,
внимательными к старшему поколению.
В ходе реализации проекта получены следующие результаты:
•
Приобщив к культурной жизни своего народа, ознакомив с музыкальным,
художественно-литературным
наследием,
у
детей
повысился
уровень
развития музыкальных навыков,
уровень активности детей, возросла
самостоятельность в решении поставленных задач.
•
У детей прослеживается желание быть добродетельными, милосердными,
изменился стиль общения взрослого с ребенком.
•
Воспитанники стали лучше определять характер музыки, могут передать словами
возникший образ от прослушанного произведения, отразить свои впечатления в виде
рассказа, песни или танца;
•
Родители стали активными участниками образовательного процесса,
повысился интерес к классической музыке.
Взаимодействие с семьей
позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Результатом духовно-нравственного воспитания, по моему глубокому
убеждению, являются появление и утверждение в личности дошкольников
определенного набора нравственных качеств. А чтобы эти качества
появились и в дальнейшем развивались у наших воспитанников, нам,
педагогам нужно потрудиться.
Список используемой литературы:
1.Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М, 1984.
2.Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И.
Божович. – М.: Просвещение, 2000.
3.Зацепина М. Б.
Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008.
Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
4. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н.
Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.