Напоминание

"Умножение обыкновенных дробей"


Автор: Шайснер Валентина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа №44"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Методическая разработка урока математики в 5 классе
Тема: "Умножение обыкновенных дробей"
Дата публикации: 01.03.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №44»

Урок математики в 5 классе

«Умножение обыкновенных дробей»

Разработала:

Шайснер Валентина Николаевна

учитель математики

1 квалификационная категория

2021г.

Умножение обыкновенных дробей

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент (1-2 мин). (Включение

учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне).

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Название используемых

ЭОР

(презентация)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Я рада приветствовать Вас на

уроке математики и прошу

обратить внимание на экран.

- Прочитайте, пожалуйста, что там

написано.

- Как Вы понимаете это

высказывание?

- Абсолютно точно! Это

высказывание будет девизом

нашего сегодняшнего урока! Мы

будем мыслить, рассуждать,

исследовать и только так получать

знания по математике!

-А какой раздел математики мы с

вами изучаем, какую область

математики мы «осиливаем»

сейчас?

- Верно.

- Что из этого раздела мы уже

знаем и умеем?

- Чтобы продуктивно работать на

уроке нам нужно достать из наших

сундучков знания, которые мы уже

имеем.

- Обратите внимание на ваши

рабочие места. Вам розданы

карточки с заданиями, которые вы

будете выполнять в течение этого

урока, а так же оценочные листы, в

которых вы будет выставлять себе

баллы за выполненные вами

задания. В оценочном листе

указано количество баллов

начисляемых за правильное

выполнение заданий и дана шкала

перевода набранных вами баллов в

отметку за урок.

Присаживаются.

- Дорогу осилит идущий, а

математику мыслящий!

(пример ответа ученика) Я

понимаю это так: если человек

знает куда идти, то он осилит

дорогу, также и в математике,

если ты мыслишь, то

встречаясь с проблемой, всегда

сможешь найти способ её

решения!

- Мы изучаем тему

«Обыкновенные дроби».

- Мы знаем что такое дробь,

виды дроби (правильная,

неправильная, сократимая,

несократимая, смешанная),

правила сложения и вычитания

дробей.

- Мы умеем сокращать дроби,

выделять целую часть в

неправильной дроби,

складывать дроби с

одинаковыми и с разными

знаменателями, складывать и

вычитать смешанные дроби.

Слайд 1.

«Дорогу осилит - идущий,

математику – мыслящий!»

2. Актуализация знаний (5-6 мин). Выявление места и причины затруднения. (Готовность

мышления и осознание потребности к построению нового способа действия учащихся).

- А сейчас выполним несколько

устных задний.

1. Устный счёт

2. Устный счёт.

3. Какая часть звезды закрашена, а

какая не закрашена?

4. Какая часть шестиугольника

закрашена, а какая не закрашена?

5. Какова масса салата, если масса

помидора 5/16 кг, а масса огурца

9/16 кг. Что можно сказать о

полученной дроби (правильная,

сократимая)

6. Я предлагаю Вам игру «Лото».

Это карточка №1 на вашем

рабочем месте. Выполнять задания

нужно в паре. (Проводится

инструктаж игры «Лото»)

Необходимо выполнить

предложенные вычисления и

полученный результат найти на

соответствующей карточке с

ответом и приложить её в область

для ответа. В результате получится

шифр. Если какое-то задание вы

выполнить не можете, положите в

область для ответа карточку со

знаком «?».

- Какой у Вас получился шифр?

(Подводит учащихся к

формулировке проблемного

вопроса – как умножить

обыкновенную дробь на дробь).

- Почему?

Выполняют задания устно.

Выполняют задания, пара,

заполнившая карточку «Лото»

поднимает руку, после того как

большинство выполнили

задание – фронтальная

проверка.

В результате работы приходят к

проблемному вопросу – как

умножить обыкновенную

дробь на дробь, так как решить

последний пример им не

удалось, в силу того, что

задание новой не изученной

темы.

- В нашем шифре не хватает

одного числа, так как мы не

смогли умножить

обыкновенную дробь на дробь,

потому что не знаем этого

правила.

Слайд 2. (устный счёт)

Слайд 3. (устный счёт)

Слайд 4. (звезда)

Слайд 5. (шестиугольник)

Слайд 6. (салат)

Слайд 7. «Игра «ЛОТО»

3. Постановка учебной задачи. Целеполагание. (2 мин.)

- Что ж, сегодня наши

мыслительные операции будут

направлены на то, чтобы найти

ответ на этот проблемный вопрос

(Как умножить обыкновенную

дробь на дробь), этому и посвятим

наш урок. Итак, тема нашего

урока… ? (Умножение

обыкновенных дробей)

- Откройте свои рабочие тетради и

запишите тему нашего урока.

- Курс задан, какова цель урока?

- Для достижения поставленной

цели урока, какие нам необходимо

выполнить задачи?

Формулируют с учителем тему

урока, записывают её в тетрадь.

Умножение обыкновенных

дробей!

- Научиться умножать

обыкновенные дроби.

Задачи:

1. Вывести правило умножения

обыкновенных дробей.

Слайд 8. Тема урока:

Умножение обыкновенных

дробей.

Выпо

лните

сложе

ние

Выполн

ите

вычитан

ие

Сокра

тите

дробь

Выде

лите

целу

ю

часть

из

дроби

Выполн

ите

сложени

е

Выпол

ните

умнож

ение

2. Научиться применять

правило на практике.

4. Проблемное объяснение нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта. (Построение и фиксация нового знания) (5-6 мин).

- Для достижения цели и

получения ответа на проблемный

вопрос предлагаю Вам выполнить

небольшое исследование.

Обратите внимание на слайд.

Охарактеризуйте условие и

данные.

- Как найти площадь данного

прямоугольника?

- Что произойдет с площадью

прямоугольника, если длину и

ширину одновременно уменьшить

в 10 раз?

- Как это можно записать в виде

равенства с обыкновенными

дробями?

- Но ребята, посмотрите

внимательно, что у нас получилось

– сами того не предполагая мы

выполнили умножение

обыкновенных дробей!

- Проанализируйте равенство,

выделите закономерности- как же

выполнить умножение

обыкновенных дробей.

- Молодцы!!! А теперь давайте

проверим верно ли вы

сформулировали правило. Для

этого к чему обращаемся?

- Откроем в учебнике страницу

207.

- Прочитаем правило умножения

обыкновенных дробей.

- Молодцы!!! Вот и наше

открытие! Запишем правило в

тетради в буквенной форме.

- Дан прямоугольник со

сторонами 4см и 5 см. Нужно

найти площадь

прямоугольника.

- Нужно длину умножить на

ширину и получится 20

квадратных сантиметров.

- Площадь уменьшится в 100

раз.

Нужно числители

перемножить и знаменатели

перемножить!

( формулируется правило)

Чтобы умножить

обыкновенные дроби нужно

числители перемножить и

результат записать в

числитель, знаменатели

перемножить и результат

записать в знаменатель.

- К учебнику.

Открывают учебник и читают

правило.

Записывают.

Слайд 9. «Юный

исследователь»

Чему равна площадь данного

прямоугольника?

4*5=20 см

2

Слайд 10. «Результат

исследования»

Слайд 11.

5 см

4 см

- Обратите внимание на слайд.

Рассмотрим произведение дробей:

Что бы Вы здесь предприняли?

- Выполним это задание в тетради,

а ______________ у доски.

Действительно, чтобы вычисления

не были слишком громоздкими, Вы

можете для начала в процессе

умножения сократить дроби.

Выполним это действие.

- Верно.

Проверка (Слайд).

- Решим следующую задачу.

Утром, в обед и вечером кот съел

по 2/3 сосиски. Сколько сосисок

съел кот за день?

- Выполним решение задачи в

тетради, а ___________ у доски.

- Обратите внимание на слайд.

(Вывод правила умножения дроби

на число.)

Сократили дроби. (1 ученик

выполняет сокращение дробей у

доски, остальные в тетради)

Ответ ½.

Ученик решает задачу и

выводит правило умножения.

Слайд 12. (задача)

Слайд 13. (правило)

5. Релаксирующая деятельности. Физкультминутка

Цель: смена видов деятельности для релаксации

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.

6. Первичная проверка знаний (3 мин)

Цель: Устное закрепление материала.

- Сейчас выполним следующее

задание. Обратите внимание на

слайд. Необходимо выполнить

умножение дробей.

- В следующем задании

необходимо вставить пропущенные

числа и объяснить решение.

- Переходим к следующему

заданию (умножение дроби на

число). Данное задание вам

необходимо выполнить

самостоятельно в тетради, после

выполнения вы поменяетесь с

соседом по парте тетрадями и

выполните проверку. За каждый

правильный ответ вы начисляете 1

Выполняют в тетрадях и у

доски, проговаривая ответ.

Слайд 14. (умножение)

Слайд 15. (пропуски)

Слайд.16. (умножение на

число)

балл. Результат проверки

необходимо записать в оценочный

лист.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Цель: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

- Переходим к выполнению

следующего задания. Задание на

карточке №2. Задания

представлены в двух вариантах.

Вам необходимо выполнить

умножение обыкновенной дроби на

дробь, вычисления записываете в

поле для решения. Затем мы

осуществляем взаимопроверку. За

каждый правильный ответ вы

начисляете 1 балл. Результат

проверки необходимо записать в

оценочный лист.

1 вариант. 2 вариант

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

- Подведём итоги.

Решают задания на карточке,

подписывают их, затем

обмениваются с соседом по

парте и выполняют с помощью

доски взаимопроверку.

Проводится анализ: количество

выполнивших заданий,

количество допустивших

ошибки, характер ошибок,

выявляется степень усвоения

материал.

Слайд 16. (с ответами)

11. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите

домашнее задание.

Д/З. Параграф 9.4. выучить правило,

стр. 208 №825, №833

Записываю домашнее задание в

дневник.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин)

Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода

построения нового знания

Игра «Микрофон»

- Ребята достигли ли мы цели

урока?

- Какие правила мы изучили на

уроке, сформулируйте их.

- Я предлагаю вам закончить

- Да. Мы изучили правило

умножение обыкновенных

дробей.

Заканчивают предложения,

Слайд 20.

следующие предложения на выбор

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

анализируя собственную

деятельность на уроке.

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я почувствовал, что…

• я приобрел…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

• урок дал мне для жизни…

• мне захотелось…

- Сегодня на уроке мы очень

хорошо и плодотворно

поработали. Закончить урок мне

хочется словами Л.Н. Толстого:

«Человек есть дробь. Числитель -

это сравнительно с другими -

достоинства человека; знаменатель

– это оценка человеком самого

себя».

- На этом наш урок окончен.



В раздел образования