Автор: Максимова Екатерина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Таймылырская СОШ"
Населённый пункт: н. Таймылыр, Булунский улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Творческий проект по литературе
Тема: Использование в творческой деятельности речи как средства для самовыражения
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТ «СТИХОВ ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАДОСТЬ»
Пояснительная записка.
Расположенность к творчеству – высшее проявление активности
человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере
человеческой деятельности. Одним из таких проявлений является поэзия.
Существует множество приемов, развивающих творческие способности
детей, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для
успеха в любом деле: творческий склад ума, нацеленность на творчество,
развивается логическое мышление. Одним из оригинальных способов
развития воображения, мышления, речи и других психических процессов
можно считать анализ и сочинение стихов. Стихосложение является особой
формой развития детской речи, благодаря которой оказываются развитыми
такие важнейшие ее функции, как метафоричность и ритмичность, а также
совершенствуется композиция речевого высказывания. Стихотворная речь в
отношении обыденной речи является продуктивной и более высокой формой
детского речевого развития. Из этого вытекает следующая цель данного
проекта:
Цель: использование в творческой деятельности речи как средства для
самовыражения, и таким образом получение возможности перейти в другой
план мышления, объективирование собственных переживаний, подчинение
их контролю, что делает переживания более продуктивными и точными
.
Ребятам нравится самим сочинять их на разные темы. В процессе
стихосложения решается целый комплекс задач:
Обучающие:
расширять кругозор и активизировать словарный запас;
ознакомить с понятиями рифма и ритм;
обучать навыкам самостоятельного стихосложения;
учить переносить полученные знания в новую ситуацию;
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, речь, образное мышление;
развивать умения определять размер, рифму стихосложения, выделять
главное в тексте;
развивать
творческо-литературные,
художественные
способности
подростков;
побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в стихотворении.
Воспитывающие:
формировать уважительное отношение к поэзии;
осознать
нравственные
ценности
и
формировать
устойчивые
ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов, музыки и
собственного сочинительства;
воспитать
поэтический
слух
и
совершенствовать
навыки
выразительного чтения.
Адресная направленность проекта: ученики 6-8 классов.
Продолжительность, сроки реализации проекта: сентябрь 2005-май
2009 гг.
Общая продолжительность проекта: 3 учебных года (22 месяца)
Ожидаемые результаты:
По окончании проекта воспитанники должны
Уметь:
Выразительно прочитывать стихотворение;
Сдерживать эмоционально–поведенческие отклонения на занятиях
стихосложения;
Давать общую характеристику произведению;
Формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного
впечатления;
Понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств
выразительности;
Выражать свои мысли, чувства, идеи в стихотворении.
Самостоятельно подбирать рифмы;
Самостоятельно заниматься стихосложением.
Знать:
О творчестве известных поэтов;
О важной роли поэзии в жизни людей
О влиянии поэзии на развитие речи и её культуру.
Основы стихосложения (ритм, стихотворный размер, рифма);
Порядок анализа поэтического текста.
Методы и приемы:
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О.
Лорджкипанидзе):
словесные (устное или печатное слово);
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность
(М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
проблемно-поисковые
(каждый
шаг
предполагает
творческую
деятельность);
Методы
эмоционального
стимулирования
учебно-познавательной
деятельности (Ю.К. Бабанский):
создание ситуации успеха в обучении;
использование игр и игровых форм организации деятельности ;
Методы развития творческих способностей и личностных качеств
учащихся (Ю.К. Бабанский):
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
устный контроль;
письменный контроль.
Технологии:
1)
Педагогические
технологии
на
основе
личностной
ориентации
педагогического процесса. Система Е.Н. Ильина:
«Преподавание
литературы как предмета, формирующего человека»;
2)
Педагогика сотрудничества;
3)
Диалог культур (В.С Библер, С.Ю. Курганов);
4)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
(М.Б. Волкова)
Этот проект:
творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение);
по профилю знаний – это межпредметный проект;
по
характеру
координации
–
проект
с открытой
или
явной
координацией;
по уровню контактов – внутришкольный проект;
по количеству участников – личностный;
по продолжительности – долгосрочный;
по типу объекта проектирования – морфологический.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели как урок внеклассного чтения.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (6 класс).
Цель: ввести детей в мир поэзии.
Задачи:
знакомство со стихотворениями известных поэтов;
учить отличать прозу от стихотворения;
дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества
(историческая справка);
выявить литературные предпочтения ребят в области поэзии.
Содержание деятельности:
изучение теоретической литературы;
подбор стихотворений;
разработка проекта.
II этап – основной (7 класс.)
Цель: Познакомить ребят с ритмической организацией речи, рассмотреть все
основные стиховые параметры.
Содержание деятельности:
понятие о лирике как роде литературы;
что такое рифмовка, способы рифмовки
размеры стихосложения: двухсложные: ямб, хорей; трехсложные:
дактиль, амфибрахий, анапест
чтение
четверостиший
с
различными
способами
рифмовки,
их
определение;
определение размера в четверостишиях;
встреча с местными поэтами
игра «Доскажи словечко» (в рифму);
составление четверостиший на заданную тему;
средства
художественной
выразительности:
метафора,
эпитет,
олицетворение.
самостоятельное
написание
стихотворений
(необходима
помощь
руководителя проекта).
III. Аналитический этап (8 класс, первое полугодие)
Цель:
вспомнить,
выявить
и
осознать
основные
компоненты
деятельности
,
исследовать уже осуществленную деятельность с целью
фиксации
ее
результатов
и
повышения
в
дальнейшем
ее
эффективности,
обдумывать будущую деятельность.
Содержание деятельности:
Рефлексия:
1)
На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои
стихотворения?
2)
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
3)
С какими трудностями столкнулись?
4)
Ожидали ли они такого результата?
5)
Понравился ли им процесс стихосложения?
6)
Планируют ли они в дальнейшем заниматься поэзией?
7)
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, руководителю
проекта)?
IV.
Заключительный этап (8 класс, второе полугодие).
Цель:
осуществить окончательный контроль, формировать чувство гордости
за своё поэтическое произведение, совершенствовать навыки выразительного
чтения.
Содержание деятельности:
чтение своих стихотворений на общешкольном конкурсе чтецов;
выпуск стенгазеты «мир наших увлечений» со стихотворениями
участников проекта;
публикация отдельных стихотворений участников проекта в газетах
«Кэскил», «Юность Севера»;
составление сценария для участия в конкурсе чтецов среди мальчиков
участие в улусном конкурсе чтецов среди мальчиков.
Литература:
1.
Богомолов Н.А.. Краткое введение в стиховедение.
2.
Бондаренко Т. Основы стихосложения – современный взгляд.
3.
Глоцер В.И. . Дети пишут стихи. М.: Просвещение, 1964. – 255 с.
4.
Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества.
М., Алгоритм, 2001. – 320 с.
5.
Осипов Б.И.. Русские стиховые системы.
6.
Скоренко Т. Учебник стихосложения.
7.
Тарановский К. О поэзии и поэтике.
8.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс,
1999 – 334 с.
9.
Холщевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение.
10.Шаламов В. Заметки о стихах.
11.Швец М. Технология русского стихосложения. С.Пб, «ЛЕКС СТАР»,
2002. – 96 с.
12.Шенгели Г.А. Техника стиха.