Автор: Галсанова Жаргалма Енхобоевна
Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№62 "Малыш"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплекс дидактических игр в процессе развития устной монологической речи детей подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование
Комплекс дидактических игр в процессе развития устной
монологической речи детей подготовительной к школе группы
Разработанный комплекс дидактических игр направлен на развитие
устной монологической речи на занятиях бурятского языка. Разработка
комплекса дидактических игр велась в соответствии со следующими
требованиями:
игра должна соответствовать определенным учебно-воспитательным
задачам,
программным
требованиям
к
знаниям,
умениям,
навыкам,
требованиям стандарта;
игра должна соответствовать изучаемому материалу и строиться с
учётом подготовленности детей и их психологических особенностей;
игра должны базироваться на конкретном дидактическом материале и
методике его применения.
Для проведения дидактических игр нами были определены правила
игры, обусловленные целями и задачами занятий и возможностей детей. Они
определяли порядок игры и поведение в ходе нее.
При организации и проведении каждой дидактической игры мы
учитывали, что игра – это форма деятельности детей, в которой открывается
простор для личного участия, активности и творчества; что игра должна быть
построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
что обязателен элемент соревнования между участниками игры; что
дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в
форме решения поставленного задания и оценивания действий детей.
Оборудование игры включает наглядный материал.
Основой деления комплекса дидактических игр на группы стало
содержание обучения бурятскому языку в ДОУ, содержание развития устной
монологической речи. Нами был выбран тематический принцип и выделены
следующие тематические группы дидактических игр:
1. Тема: «Минии бʏлэ»
2. Тема: «Минии нʏхэд»
3. Тема: «Минии ʏдэр»
4. Тема: «Тамир»
5. Тема: «Сагаалган»
В каждую тематическую группу вошли различные дидактические игры
направленные на:
определение
и
отбор
грамматических
структур
для
формулирования высказываний;
осуществление лексического наполнения устных текстов;
правильное конструирование речи.
Разработка комплекса дидактических игр был распределен на группы в
соответствии развития характерных показателей устной монологической
речи, коммуникативных умений: в соответствии темы говорения отбирать
нужные грамматические структуры для формулирования высказывания,
производить лексическое наполнение, правильно строить речь, осознавать
логику и последовательность говорения.
Тема: «Минии бʏлэ»
В результате изучения данного раздела дети должны научиться
рассказать о себе, о своей семье, используя новую лексику. Учителю
необходимо развивать умения диалогической и монологической речи при
выполнении упражнений в форме интервью, пресс-конференции и т.д. Раздел
заканчивается созданием речевого продукта в виде рассказа о своей семье.
К данной теме нами были разработаны следующие дидактические игры:
1.
Дидактическа наадан: «Тэбхэр»
Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены
сюжетные картинки с членами семьи. Обучаемые делятся на две команды.
Участники по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и
рассказывают о члене семьи, что делает, как зовут, сколько лет, чем
занимается. За каждый правильный ответ команда получает очко.
2. Дидактическа наадан: «Бʏлэ»
Цель: повторить названия членов семьи, строит логично связанные
предложения.
Ход
игры:
Один
ребенок
выходит
из
кабинета,
а
остальные
договариваются, кого из членов семьи выбрать. Когда он возвращается
в
кабинет,
его
товарищи
говорят
по
одному
предложению,
описывающему кого-то из членов семьи, а ведущий пытается ее
отгадать, например:
1-йученик: Тэрэ олон хʏʏгэдтэй.
2-йученик: Тэрэ бултанда дуратай.
3-йученик: Тэрэ гэрээ сэбэрлэдэг.
4-йученик: Тэрэ амтатай эдеэ шанадаг.
5-йученик: Тэрэ сэбэрхэн.
(харюу - эжы)
Тема: «Минии нʏхэд»
В результате изучения данного раздела дети должны научиться
рассказать о семье своего друга/ подруги, о своих друзьях. Занятия
ориентированы на автоматизацию формируемых лексико- грамматических
навыков.
К данной теме нами были разработаны следующие
дидактические игры:
1.
Дидактическа наадан: «Зохёол hэргээлгэ»
Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и
активизация
соответствующих
навыков
и
умений
и
автоматизация
употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: каждый участник получает карточки с картинками по которым
должен составить
одно предложение из определённой сказки. Ему не
разрешается показывать картинки кому-нибудь, он должен запомнить это
предложение (на это даются время). Затем учитель собирает все картинки и
зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем
каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди
называет своё предложение.
2.
Дидактическа наадан: «Дʏʏргээд саашань ябуула»
Цель: тренировка навыков и умений иноязычной речевой деятельности на
основе неоднократного повторения подлежащего усвоению языкового
материала.
Ход игры: каждый участник готовит задание (вопросы), которые предлагает
своему другу. Выполнив задание, друг в свою очередь передаёт его дальше
по цепочке. Все участники работают одновременно, получая, выполняя и
передавая другим задания.
3.
Дидактическа наадан: «Хошоо»
Цель:
активизация
навыков
и
умений
порождения
монологических
высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в
диалог.
Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу.
Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти
пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.
4.
Дидактическа наадан: «Нʏхэр тухай хɵɵрэлдɵɵн»
Цель:
формирование и активизация навыков и умений спонтанного
говорения и самостоятельной связной речи, практика совместной речевой
деятельности в рамках темы и в соответствии с коммуникативной задачей.
Ход игры: играющим предлагается вместе по цепочке составить рассказ по
заданной теме: «Минии нʏхэр». Даётся описание ситуации или общий сюжет,
который необходимо развить до уровня развёрнутого текста. Можно также
вручить играющим карточки с рабочими материалами (рисунки, фотографии,
слайды и др.), чтобы помочь им в составлении конкретных фрагментов
текста.
Тема: «Минии ʏдэр»
В результате изучения данного раздела у детей должны быть
сформированы следующие коммуникативные умения:
рассказать, чем занимаются в разное время суток;
расспросить у сверстников, чем они любят заниматься в
свободное время;
на слух воспринимать информацию из текста и выражать
свое понимание в требуемой форме;
рассказать о погоде в разное время суток;
рассказать о проведенном выходном дне.
К данной теме нами были разработаны следующие дидактические
игры:
1.
Дидактическа наадан: «Юун бэ hʏʏлээрнь?»
Цель: закрепление названий частей суток, о режиме дня детей; развитие
припоминания, развитие монологического или диалогического текста и
активизация
соответствующих
навыков
и
умений,
автоматизация
употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: каждый участник получает картинку с одним предложением из
определённого времени суток. Ему не разрешается показывать картинку
кому-нибудь, он должен запомнить это предложение (на это даются время).
Затем учитель собирает все картинки и зачитывает каждое предложение.
Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с
логической последовательностью по очереди называет своё предложение.
2.
Дидактическа наадан: «Энэ хэзээ болоо бэ?»
Цель:
тренировка навыков и умений речевой деятельности на основе
неоднократного повторения дней недели, суток по усвоению языкового
материала.
Ход игры: каждому раздается сюжетная картинка, по которому он составляет
рассказ. Выполнив задание, он в свою очередь передаёт его дальше по
цепочке. Все участники работают одновременно, получая, выполняя и
передавая другие задания.
3.
Дидактическа наадан: «Дʏрбэлжэн»
Цель:
активизация
навыков
и
умений
порождения
монологических
высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в
диалог.
Ход игры: все играющие получают по 4 открытки на тему: «Минии ʏдэр», не
показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу,
играющие должны найти 4 одинаковых по сюжету открыток. Возможен
обмен открытками по кругу.
Тема: «Сагаалган»
Изучение
данного
раздела
построена
на
социокульторном
и
лингвострановедческом подходах.
Здесь решаются следующие коммуникативные задачи:
поговорить со сверстником какой любимый праздник….
рассказать как проводят дни Белого месяца….
разыграть ситуацию.
К данной теме нами были разработаны следующие дидактические игры:
1. Дидактическа наадан: «Сагаан Yбгэндэ бэшэг бэшэе»
Цель:
активизация навыков и умений говорения, правильное построение
предложений.
Ход игры: Подготовлены карточки имен участников. Задание заключается в
том, чтобы вытянуть одну карточку с именем ребенка и рассказать про него в
виде устного письма.
2. Дидактическа наадан: «Зураглалгаар таагыш».
Цель: Развивать умение описывать предметы, строить связные предложения,
закрепить лексикограмматические знания.
Ход игры: Группа делится на две команды. Выносятся атрибуты (хадаг,
бэлэг, сагаан эдеэн, жэлэй амитан). Одна команда описывает не называя этот
атрибут, другая угадывает. Побеждает та команда которая больше описаний
составила по атрибутам.
3. Дидактическа наадан: «Арбан хоёр жэл».
Цель: игра даёт возможность повторить пройденную лексику и лексические и
грамматические структуры.
Ход игры: В начале игры игроки ставят фишки на "старт". Игроки по очереди
бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на соответствующее
количество
клеток.
Участнику,
сделавшему
ход,
нужно
сказать
два
предложения: где изображённые на его клетке животные живут и что они
едят. Например:
Үхэр.Энэ гэрэй амитан, олон ʏхэрнʏʏд фермэ дээрэ байдаг. Тэдэ ʏбһэ, ногоо
эдидэг.
Если предложения сказаны правильно, участник оставляет фишку на клетке,
если была допущена ошибка, игрок возвращается на клетку, с которой он
ходил. Побеждает участник, первый добравшийся до финиша.
4. Дидактическа наадан: «Эдеэнэй дэлгʏʏр»
Цель:
использовать в речи слова и выражения, при помощи которых:
-соблюдаются нормы вежливости (Сайн байна!Баяртай!Үгыт даа! Һайнта
даа!)
- продавец проявляет инициативу, задавая вопросы покупателю (Томо али
дунда зэргын? Хара али ногоон сай ?)
- продавец уточняет, какой именно товар хочет приобрести покупатель (Томо
али дунда зэргын?)
- продавец выкладывает перед покупателем выбранный товар (Тиимэ.
Абагты.)
- покупатель выражает удивление/огорчение по поводу отсутствия товара
(Үʏ, ʏгы гʏ?)
- продавец предлагает другой товар взамен отсутствующего (Тэрэнэй орондо
энээниие абыт.)
- покупатель принимает решение взять другой товар взамен отсутствующего
(Зай, болохо).
- продавец подсчитывает стоимость покупок и даёт сдачу (Таанадһаа гурбан
зуун т
ʏ
хэриг.)
Ход игры: для игры понадобятся:
-стол,
изображающие
прилавок
магазина;
- игрушки продукты и муляжи (под каждым обозначена цена);
- небольшие листочки бумаги, изображающие деньги. Перед началом игры
всем участникам раздаётся карточки с продуктами. Им нужно отметить в
карточке пять продуктов, которые они хотят купить. Тем временем учитель
выкладывает на "прилавок" игрушки и муляжи продуктов.
5. Дидактическа наадан: «Минии дуратай тамир»
Цель:
активизация
навыков
и
умений
порождения
монологических
высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в
диалог.
Ход игры: все играющие получают по 2 открытки на тему: «Тамир», не
показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу,
играющие должны найти 2 одинаковых по сюжету открыток. Возможен
обмен открытками по кругу.
Тема: «Мэргэжэл»
В процессе изучения данного раздела учителю необходимо:
- продолжить развитие навыков и умений;
-тренировать в употреблении в речи изученных форм глаголов;
-продолжить развитие навыков и умений устной речи.
Дети должны уметь ставить следующие коммуникативные задачи:
- обсудить планы на будущее;
- запросить информацию;
- расспросить сверстника о профессиях родителей;
-рассказать о своей будущей профессии.
К этой теме нами были разработаны следующие дидактические игры:
1. Дидактическа наадан: «Бэрхэшʏʏл мʏрдэлгэ хэнэ»
Цель:
Угадайте,
о
какой
профессии
идёт
речь
и
докажите
справедливость своей точки зрения.
Ход игры: Дается набор слов учащиеся должны угадать к какой
профессии они относятся. Эдэ ʏгэнʏʏдые шагнаад, ямар мэргэжэл тухай
хэлэгдэнэб гэжэ таагты.
1)
Зураг, биирэ, шэрэ, ʏнгэнʏʏд.
2)
Самбар, дэбтэр, ном, һурагшанууд.
3)
Үбшэн, эм, ʏзэхэ, аргалха.
4)
Зʏжэг, наадаха, театрта.
2. Дидактическа наадан: «Хэн? Хаана? Юугээр?»
Цель: закрепляем существительные в орудном падеже и его окончания -
аар, -оор, -ээр,-гаар, -гоор, гээр, существительные в дательно-местном падеже
и его окончания -та, -то, -да, -дэ и др., глаголы, составление связных
предложений.
Ход игры:
Вывешиваются картинки- фото членов семьи. Ребенок
выбирает одного члена семьи и составляет предложение с ним, например:
Абамни магазинда жолоошоноор хʏдэлдэг.