Авторы: Безякина Наталья Федоровна, Черкашина Наталья Анатольевна
Должность: учитель-логопед, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: г.Тихорецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Активизация речи детей посредством педагогической технологии - мелодекламация"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс по теме: «Активизация речи детей
посредством педагогической технологии –
мелодекламация»
Подготовили:
Учитель-логопед: Безякина Н.Ф.
Музыкальный руководитель: Черкашина Наталья Анатольевна
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка
1. Работа с аудиторией (Педагогами).
- Здравствуйте ребята!
- У вас сегодня хорошее настроение? (ответы)
- А вы делали зарядку?
- Молодцы!
- А покажите мне свои язычки.
- Ой! А язычки у вас вялые!
- А знаете, ведь язычку тоже нужна зарядка. Давайте сделаем ее с вами!
(Выполняют артикуляционную гимнастику).
2. Введение в тему.
Уважаемые педагоги, в настоящее время нарушения речи − одна из
актуальных детских проблем. При логопедическом обследовании детей
общеразвивающих групп мы видим большое число дошкольников, которые
имеют нарушения в развитии речи. По статистике, количество детей с
речевыми патологиями становится все больше. Но логопедические группы
могут принять не всех детей. Иногда родители не желают переходить в
группу компенсирующей направленности. Поэтому мы сегодня вам хотим
показать методы работы с детьми, которые мы применяем в своей работе и
то, что вы можете использовать с детьми в своих группах.
В
начале
нашего
мастер-класса
мы
с
вами
выполнили
артикуляционную гимнастику, она является подготовительным этапом к
такому приему, как мелодекламация. Сегодня мы с вами и хотим поделиться
опытом работы именно в этом направлении.
Речевой этап.
Как подготовительный, сначала предшествует, чуть
опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе является:
• Артикуляционная гимнастика
• Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
• Развивающие игры с голосом
• Речевые зарядки
• Речевые игры и упражнения
• Мелодекламация
Мелодекламация – это художественное чтение стихов или прозы с
использованием музыки.
Основная цель мелодекламации- это прежде всего, развитие музыкального,
поэтического
слуха,
чувства
слова,
воображения.
Главное
правило мелодекламации
каждое
слово,
каждый
слог,
звук
воспроизводится осмысленно с искренним отношением исполнителя к
звучащей речи.
У музыки и речи одна основа - интонация, поэтому словесный и
музыкальный образ неразделимы. Чем глубже дети постигают этот образ, тем
лучше им будет понять. А затем и выразить музыкальный образ.
Результативность:
мелодекламация
способствует
формированию
естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания,
развитию
чёткой
дикции
и
выразительного
исполнения
различных
настроений в речевом или музыкальном материале. На речевом этапе
развития
голоса
дети
свободно
и
легко
начинают
пользоваться
выразительными средствами, общими для пения и речи. Также очень хорошо
мелодекламация активизирует речь у плохо говорящих детей.
Мы считаем, что занятия с применением мелодекламации является
наиболее
наполненным
эмоциональным
звеном
логопедической
и
двигательной коррекции, сочетающей в себе исправление нарушений речи с
развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием
занятий у детей происходят значимые изменения в накоплении активного
словаря, в звукопроизношении, словообразовании.
При использовании мелодекламации на занятиях обучение и развитие
детей происходит непроизвольно, они не задумываются и интуитивно
усваивают
манеру
говорить,
подражать,
у
детей
положительное
эмоциональное состояние. При этом обучение происходит легко и весело.
3. Мастер-класс по мелодекламации с детьми разных возрастов.
Сейчас мы хотим вам показать примеры использования мелодекламации с
детьми разных возрастов.
«У всех мамы есть» (ранний возраст)
«Каким бывает дождик» (младшая группа)
«Весна» (средняя группа)
Музыкально-ритмическая игра «Шоколад» (старший возраст)
«Гном и звезда» (подготовительная группа)
Показ видео с детьми.