Напоминание

"Здоровье детей-тесный контакт работы работников ДОУ с семьей"


Автор: Федотова Надежда Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №97 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск,Республика Мордовия
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Здоровье детей-тесный контакт работы работников ДОУ с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровье ребёнка - тесный контакт работы работников

ДОУ с семьёй

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации

здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это благоприятный

эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение

родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное и

рациональное питание, использование движений, физических упражнений на

воздухе, и достаточная трудовая активность, и конечно, образцовое поведение

взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Фундамент

здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве.

Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком и полностью от

родителей, от того, как родители будут воспитывать детей, какие полезные

привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к

регулярным занятиям физкультурой, потребность к таким занятиям. Сделать это

не просто. Если родители с первых лет приучили ребенка к правильному

режиму, закалили его, то задача облегчается. Необходимо лишь последовательно

продолжать начатое. Известный специалист физиологии детей проф. И.А.

Аршавский, считает- ведущей системой в организме ребенка является скелетно-

мышечная, а все остальные развивают коррелятивно, т.е. в прямой зависимости

от нее. Нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка

сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.

Бег, например, заставляет быстрее биться сердце, естественно с гораздо с

большим напряжением в это время работают легкие, печень, почки, т.к.

усиливаются

обменные

процессы.

Таким

образом,

включение

скелетно-

мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех

органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма,

который и определяет меру здоровья. Движение – это путь не только к здоровью,

но и к развитию интеллекта. Движения особенно пальцев рук, стимулируют

развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребенка,

тем лучше он будет развиваться. Но если семья мало уделяет физической

культуре внимание, что-то упустила, не огорчайтесь. К счастью многое еще

можно исправить. Надо только проявить настойчивость. Всем родителям

хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все

знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники часто

болеют, растут слабыми, физически слабо развитыми. К сожалению, к этому,

привыкли как к своеобразной норме.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и

оздоровлению детей должны находиться семья и д/сад как две основные

социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья

ребенка. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки

педагога.

Здесь

важен

не

принцип

параллельности,

а

принцип

взаимопроникновения.

Важнейшим

условием

преемственности

является

установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе

которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с

семьей.

Система

работы

с

семьей

включает:

- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья

ребенка

и

его

психомоторного

развития;

- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления

детей;

целенаправленную

санпросвет

работу,

пропагандирующую

общегигиенические

требования,

необходимость

рационального

режима

и

полноценного

сбалансированного

питания,

закаливания,

оптимального

воздушного

и

температурного

режима.

- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной

работой

в

д/саду.

- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной

гимнастике,

самомассажу,

разнообразным

видам

закаливания).

- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в

д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского

организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских

уголках,

в

папках

передвижках,

в

библиотеке

детского

сада.

- Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога,

медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с

опытом

семейного

воспитания.

-

Семинары-практикумы,

деловые

игры

и

тренинги

с

прослушиванием

магнитофонных

записей

бесед

с

детьми;

"открытые

дни"

родителей

с

просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на

стадионе,

закаливающих

и

лечебных

процедур.

- Совместные физкультурные досуги, праздники.

Данная система работы позволяет на деле осуществить индивидуальный подход

и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению

детей в течение всего пребывания в ДОУ, а также способствует появлению в

семьях традиций здорового образа жизни. Только сплотившись, педагоги и

родители смогут сохранить и приумножить здоровье ребенка, повысить уровень

его психологического благополучия. Следует всегда помнить, что позиция

педагога и родителя означает быть не столько ответственным за ребенка,

сколько ответственным перед ребенком и обращаться с ребенком как с «тем, кто

меньше тебя, но также велик, как ты!».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ЗДОРОВЬЕ

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух

комплексов микро социальной среды, создаваемой в дошкольном учреждении и

в семье. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребенка

нельзя считать идентичными. Каждая микро социальная среда имеет как

положительные,

так и отрицательные возможности для ребенка,

чтобы

обеспечить

его

полноценное

развитие

и

хорошее

состояние

здоровья.

Основными положительными факторами семейной микро социальной среды

являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное

положительное

эмоциональное

общение

его

со

взрослым,

внимание

к

индивидуальным

его

способностям.

Однако

семья

может

оказывать

и

отрицательное воздействие: когда в семье один ребенок, при неправильном

воспитании у него может развиться эгоцентризм, неспособность контактировать

со сверстниками, что отражается на развитии ребенка в целом и в частности на

состоянии его здоровья. Ваш ребенок растет, становится самостоятельным, его

организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными и быстрыми.

Усложняются игры. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт,

развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень

подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не стоит торопиться

останавливать его. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное

русло, использовать ее для формирования важных навыков. Одним из

важнейших

средств

воспитания

являются

гимнастические

упражнения,

различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения

предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют

весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие

ребенка. Общаться с ребенком, во время физкультурных занятий надо как бы

играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности.

Чтобы ребенок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима

со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Не

должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребенка от

спортивных занятий и лишить его благотворного влияния физического

движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и

детям. Занимаясь с ребенком, мы помогаем ему подтянуться, высоко прыгнуть,

взобраться на гимнастическую стенку. Ребенок восхищается отцом, какой папа

сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения!

Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные

занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребенок будет радоваться

им, с нетерпением их ждать. Только систематическая забота о двигательном

развитии ребенка может принести желаемые результаты. Необходимо иметь в

виду

и

еще

одно

немаловажное

обстоятельство.

Современная

жизнь

перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить

стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который

поможет детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким

здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к

современной жизни.



В раздел образования