Автор: Федотова Надежда Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №97 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск,Республика Мордовия
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Здоровье детей-тесный контакт работы работников ДОУ с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Здоровье ребёнка - тесный контакт работы работников
ДОУ с семьёй
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации
здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это благоприятный
эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение
родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное и
рациональное питание, использование движений, физических упражнений на
воздухе, и достаточная трудовая активность, и конечно, образцовое поведение
взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Фундамент
здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве.
Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком и полностью от
родителей, от того, как родители будут воспитывать детей, какие полезные
привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к
регулярным занятиям физкультурой, потребность к таким занятиям. Сделать это
не просто. Если родители с первых лет приучили ребенка к правильному
режиму, закалили его, то задача облегчается. Необходимо лишь последовательно
продолжать начатое. Известный специалист физиологии детей проф. И.А.
Аршавский, считает- ведущей системой в организме ребенка является скелетно-
мышечная, а все остальные развивают коррелятивно, т.е. в прямой зависимости
от нее. Нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка
сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.
Бег, например, заставляет быстрее биться сердце, естественно с гораздо с
большим напряжением в это время работают легкие, печень, почки, т.к.
усиливаются
обменные
процессы.
Таким
образом,
включение
скелетно-
мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех
органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма,
который и определяет меру здоровья. Движение – это путь не только к здоровью,
но и к развитию интеллекта. Движения особенно пальцев рук, стимулируют
развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребенка,
тем лучше он будет развиваться. Но если семья мало уделяет физической
культуре внимание, что-то упустила, не огорчайтесь. К счастью многое еще
можно исправить. Надо только проявить настойчивость. Всем родителям
хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все
знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники часто
болеют, растут слабыми, физически слабо развитыми. К сожалению, к этому,
привыкли как к своеобразной норме.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и
оздоровлению детей должны находиться семья и д/сад как две основные
социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья
ребенка. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки
педагога.
Здесь
важен
не
принцип
параллельности,
а
принцип
взаимопроникновения.
Важнейшим
условием
преемственности
является
установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе
которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с
семьей.
Система
работы
с
семьей
включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья
ребенка
и
его
психомоторного
развития;
- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления
детей;
целенаправленную
санпросвет
работу,
пропагандирующую
общегигиенические
требования,
необходимость
рационального
режима
и
полноценного
сбалансированного
питания,
закаливания,
оптимального
воздушного
и
температурного
режима.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работой
в
д/саду.
- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной
гимнастике,
самомассажу,
разнообразным
видам
закаливания).
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в
д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского
организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских
уголках,
в
папках
передвижках,
в
библиотеке
детского
сада.
- Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога,
медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с
опытом
семейного
воспитания.
-
Семинары-практикумы,
деловые
игры
и
тренинги
с
прослушиванием
магнитофонных
записей
бесед
с
детьми;
"открытые
дни"
родителей
с
просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на
стадионе,
закаливающих
и
лечебных
процедур.
- Совместные физкультурные досуги, праздники.
Данная система работы позволяет на деле осуществить индивидуальный подход
и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению
детей в течение всего пребывания в ДОУ, а также способствует появлению в
семьях традиций здорового образа жизни. Только сплотившись, педагоги и
родители смогут сохранить и приумножить здоровье ребенка, повысить уровень
его психологического благополучия. Следует всегда помнить, что позиция
педагога и родителя означает быть не столько ответственным за ребенка,
сколько ответственным перед ребенком и обращаться с ребенком как с «тем, кто
меньше тебя, но также велик, как ты!».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ЗДОРОВЬЕ
Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух
комплексов микро социальной среды, создаваемой в дошкольном учреждении и
в семье. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребенка
нельзя считать идентичными. Каждая микро социальная среда имеет как
положительные,
так и отрицательные возможности для ребенка,
чтобы
обеспечить
его
полноценное
развитие
и
хорошее
состояние
здоровья.
Основными положительными факторами семейной микро социальной среды
являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное
положительное
эмоциональное
общение
его
со
взрослым,
внимание
к
индивидуальным
его
способностям.
Однако
семья
может
оказывать
и
отрицательное воздействие: когда в семье один ребенок, при неправильном
воспитании у него может развиться эгоцентризм, неспособность контактировать
со сверстниками, что отражается на развитии ребенка в целом и в частности на
состоянии его здоровья. Ваш ребенок растет, становится самостоятельным, его
организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными и быстрыми.
Усложняются игры. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт,
развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень
подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не стоит торопиться
останавливать его. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное
русло, использовать ее для формирования важных навыков. Одним из
важнейших
средств
воспитания
являются
гимнастические
упражнения,
различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения
предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют
весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие
ребенка. Общаться с ребенком, во время физкультурных занятий надо как бы
играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности.
Чтобы ребенок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима
со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Не
должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребенка от
спортивных занятий и лишить его благотворного влияния физического
движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и
детям. Занимаясь с ребенком, мы помогаем ему подтянуться, высоко прыгнуть,
взобраться на гимнастическую стенку. Ребенок восхищается отцом, какой папа
сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения!
Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные
занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребенок будет радоваться
им, с нетерпением их ждать. Только систематическая забота о двигательном
развитии ребенка может принести желаемые результаты. Необходимо иметь в
виду
и
еще
одно
немаловажное
обстоятельство.
Современная
жизнь
перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить
стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который
поможет детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким
здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к
современной жизни.