Напоминание

Музыкальный пейзаж


Автор: Гезь Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: город Северск Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальный пейзаж
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80»
Интегрированный урок музыки и изобразительного

искусства по теме

«Музыкальный пейзаж».
Разработчики: Гезь Лариса Владимировна, учитель музыки, Бурова Анна Владимировна, учитель ИЗО и черчения
Северск, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках музыки осуществляются интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт педагогу возможность создавать у обучающихся целостное представление об искусстве, источником которого является сама жизнь. Тема 5 класса по предмету «Музыка» - «Взаимодействие разных видов искусства», где прослеживается связь музыки с литературой и изобразительным искусством. В раскрытии содержании темы ведущим является метод интеграции. Интеграция осуществляется через взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тематического содержания, установление межпредметных связей, создание целостного образа средствами разных видов искусства, понимание интонации как основы художественного образа. Выход за пределы музыки помогает учителю развивать у детей эстетическое отношение к миру, мобилизовать их знания и впечатления, полученные по предметам гуманитарно-эстетического цикла, создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, их культуры. Интеграция способствует созданию условий для выхода детей на продуктивную творческую деятельность, стимулируя самостоятельность, познавательную активность, обогащение новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыки, литературе, живописи. Данное занятие разработано в контексте темы второго полугодия «Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства». Для постижения «языка» двух видов искусства перед обучающимися ставятся конкретные творческие задачи: определить настроение, выраженное в произведении искусства; раскрыть замысел автора. С помощью учителя дети стараются проникнуть в секреты художественной выразительности каждого вида искусства. Сопоставляя их между собой, пятиклассники приходят к важному выводу: средства художественной выразительности разных видов искусства во многом схожи между собой (мелодия сродни контуру рисунка; ритм – технике мазка, его пульсации, штриху; форма музыки – сюжету в живописи, взаимодействию образов, персонажей; тембр – окраске, насыщенности цветовой гаммы; лад – освещению, настроению; темп и в музыке, и в живописи – развёртыванию сюжета). В сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности у школьников рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают детей к творческому самовыражению. Развитие ассоциативно-образного мышления совершенствует у школьников «внутренний слух» и «внутреннее зрение», расширяет их музыкально- слуховые представления через привлечение образов изобразительного искусства. Такие занятия развивают творческое мышление, расширяют знания детей об окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции. Деятельностный подход реализуется в самостоятельном определении обучающимися темы и цели занятия, моделировании музыки красками, цветом, палитрой, оценивании результатов своей творческой работы. Всё это помогает глубже прочувствовать, осознать и проявить своё отношение к восприятию разных видов искусства: получить эстетическое наслаждение и эмоциональное удовлетворение от общения с музыкальным произведением, выразить свои чувства и эмоции в художественной деятельности. Интегрированный урок по теме «Музыкальный пейзаж» разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов. Цель: формирование у обучающихся ценностно-эстетических компетенций в процессе восприятия музыкальных и художественных произведений. Данная цель достигается путем решения следующих задач
,
отражающих личностное, познавательное, коммуникативное и эстетическое развитие школьников. Личностное развитие обучающихся направлено на: 2
• реализацию их творческого потенциала; • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности; • выработку готовности выражать свое отношение к искусству; • формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности. Познавательное развитие обучающихся связано с: • активизацией творческого мышления, включенного воображения, рефлексии; • формированием целостного представления о музыке и изобразительном искусстве; • закрепление и обогащение знаний о средствах выразительности в музыке и живописи; • осознанием роли искусства в жизни человека. Коммуникативное развитие школьников определяет: • умение слушать, уважение к мнению других; • способность встать на позицию другого человека; • готовность вести диалог. Эстетическое развитие учащихся направлено на: • развитие «внутреннего» зрения, воображения, художественного мышления; • формирование эстетического отношения к действительности; • развитие эстетических чувств. Тип урока: комплексно-развивающий. Форма урока: индивидуальная, фронтальная Время реализации: 90 мин (2 академических часа) Материально-техническое оснащение урока: 1. Аудиозаписи: - П.И. Чайковский «Январь. У камелька» пьеса для фортепиано из альбома - «Времена года». - Песни: «Здравствуй, новый день!» музыка А. Петряшевой, слова И. Филимоновой; «Зимняя сказка» музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва. 2. Репродукции картин: В. М. Васнецов «Богатыри», В. Криворучко «Дмитрий Донской», И.Репин «Портрет Нади Репиной», В. Серов «Девочка с персиками», И. Машков «Натюрморт с маками и васильками», А. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Грабарь «Иней», «Зимнее утро». 3. Мультимедийная презентация по теме «Можем ли мы увидеть музыку?». (Приложение) 4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра. Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, проблемно- диалоговая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая. План урока.
Этапы.

Используемые методы.

Содержание,

виды деятельности

Планируемые результаты

Вводный.
Методы: словесный, деятельностно- практический. Приветствие. Исполнение песни. Беседа. Личностные: ощущение психологического комфорта, эмоциональный настрой. Познавательные: обобщение ранее полученных знаний. Регулятивные: эмоциональная передача содержания песни в хоровом исполнении.
Информационно-

практический.
Слушание музыки. Беседа. Актуализация Личностные: развитие ассоциативного мышления; 3
Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельностно- практический, ассоциативный, «забегания вперёд и возвращения к пройденному», музыкальной драматургии. новых знаний. Практическая работа: создание творческих индивидуальных работ. Сравнение и анализ средств художественной выразительности. распознавание и эмоциональный отклик на выразительные и изобразительные особенности музыки. Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способов, умений и навыков творческой деятельности. Познавательные: усвоение общности и специфики средств выразительности музыки и ИЗО, выявление схожих по смыслу интонаций. Коммуникативные: приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки и изобразительной деятельности.
Итоговый.
Рефлексивно-оценочный метод. Способы выявления результатов урока: - презентация продуктов творческой деятельности; -обобщение эмоциональных впечатлений; - самоанализ и самопознание. Завершение практической работы. Демонстрация творческих продуктов деятельности. Самостоятельное определение цели и темы урока. Подведение итога урока. Личностные: получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации. Познавательные: осознание взаимосвязи двух видов искусства. Коммуникативные: умение позитивно воспринимать художественные образы в рисунках детей. Регулятивные: оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей. 4
ХОД УРОКА.
Вводный этап.

1. Музыкальное приветствие:
«Здравствуй, новый день!»
2. Исполнение песни «Зимняя сказка»


Задача: введение детей в образное пространство темы урока. Слушание песни. Беседа о её содержании, красоте зимней природы, которую можно передать в звуках музыки, поэтическом тексте. Задание: выразительно исполнить песню, передать её содержание.
3. Беседа об искусстве.
Задача: выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, перечислить их средства выразительности. - Что такое искусство? - Какие знаете виды искусства? - Для чего человек создаёт произведения искусства? Что он в них передаёт? - Связь каких видов искусства рассматривали в теме первого полугодия? Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.
Информационно-практический этап.

4. Слушание: П.И. Чайковский «Январь. У камелька»
Задача: развивать эмоционально-образное восприятие музыки. Слушание произведения. Задание: составить рассказ о содержании музыки: рассказать о её характере, какими средствами его передаёт композитор. - Что хотел передать в своём произведении композитор: состояние человека, его чувства, мысли, картину природы, событие? (картину природы) Внутри каждого человека есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение. Многие произведения, звучавшие на уроках, заставляли нас представлять картины природы. Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано «Времена года» П.И. Чайковского. - Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение? Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: «Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа». Во втором полугодии на уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое «музыкальная» живопись и «живописная» музыка.
Сегодня на уроке ответим на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?» Слайд 1.

5. Практическая работа
: Задача: развивать ассоциативно-образное мышление детей. Повторное слушание пьесы «Январь. У камелька». Задание: представить картину природы в своём воображении. 5
- Какими цветами можно передать содержание этой музыки? Тёплыми или холодными, яркими или приглушенными, насыщенными или спокойными, светлыми или темными? Задание: изобразить содержание музыки в рисунке (работа предполагает два этапа в соответствии с технологией исполнения рисунка гуашью).

Передайте красками цветовую гамму музыки: нанесите на лист альбома широкими мазками и заполните всю поверхность листа теми цветовыми пятнами, которые как вы считаете, созвучны этой музыке. Слайд 2. Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы. - Вы правильно подобрали цвета холодной гаммы: голубой, сиреневый, лазурный и их неяркие, спокойные, светлые оттенки.
6.

Беседа

о

средствах

выразительности,

жанрах

музыки

и

изобразительного

искусства
Задача: показать общность двух видов искусства через средства выразительности. Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются нами зрительно. Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой. Слайд 3. Задание: сравнить средства выразительности музыки и ИЗО.

Интонация ЛИНИЯ Мелодия КОНТУР РИСУНКА Ритм ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Динамика НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА Лад НАСТРОЕНИЕ Тембр ЦВЕТОВАЯ ГАММА Форма КОМПОЗИЦИЯ Темп СЮЖЕТ - На картинах художников мы можем увидеть разные жанры (просмотр слайдов 4-7). Задание: подберите по смыслу слово, которое обозначает жанр изобразительного искусства. Слайд 4. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас. Или принц в плаще старинном Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька - твой сосед. Обязательно картина называется… «портрет».
Портрет
- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей. Слайд 5. Если видишь на картине чашку чая на столе, Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт, Или все предметы сразу, знай: что это… «натюрморт».
Натюрморт -
картина, изображающая повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Слайд 6. Если видишь на картине поле, речку, лес и луг Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг. Иль пустынную равнину, или море, или пляж. Знай: такая вот картина называется… «пейзаж»! 6

Пейзаж
- картина, изображающая природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Слайд 7.
Исторические картины.
Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. -Музыка также передаёт исторические события, изображает портрет человека и картину природы. Слайд 8. - Как вы думаете в произведении, которое вы слушали в начале урока, что передаёт композитор? (пейзаж) Рассказ об истории пейзажа в музыке. Пейзаж в музыке имеет многовековую историю развития; его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в XV-XVI вв. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Она дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, журчании ручьев, в шуме грозы… У французского композитора К. Жанекена появились произведения «Соловей», «Пение птиц», «Охота». Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами, стала зримой. В XVIII веке итальянский композитор А. Вивальди создал произведение «Времена года», в котором передал не только картины природы, а ещё и четыре состояния человека. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года». Слайд 9. Каждая пьеса – это образ одного из месяцев года, который чаще передан через пейзаж. - Сколько в альбоме «Времена года» П.И. Чайковского пьес? (12 пьес, посвященных каждому месяцу года) - Какое время года передаётся в прослушанном музыкальном фрагменте? (зима) - Название пьесы «Январь. У камелька» (у камина). Как перекликаются чувства, состояние человека и образ зимней природы в этом произведении? Какими средствами музыки это передаёт композитор? (песенная мелодия, неторопливый темп, неяркая динамика, минорная окраска звучания) Возможно, сидя у теплого камина, человек любуется зимним пейзажем за окном. Его состояние задумчивости созвучно морозному настроению природы.
7. Практическая работа (завершающий этап)
Задача: развивать внутреннее зрение, воображение детей. Задание: передать свои образно-зрительные ассоциации в изображении пейзажа, завершить композицию рисунка. На фоне звучания музыки учащиеся создают красками образ зимней природы.
Итоговый этап.

8. Презентация продуктов творческой деятельности детей.
Задача: подвести к самостоятельному определению темы и цели урока, сделать анализ выставки. Задание: организовать классную картинную галерею из законченных рисунков
.
Учащиеся демонстрируют свои работы на выставке. Слайд 10. Высказывают свои впечатления, эмоции от выполнения творческой работы, создания общей картины зимнего пейзажа. Беседа. - Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей) Вслушиваясь в музыку, мы можем представить её зрительный (живописный) образ и изобразить, используя художественные средства выразительности.
-
Определите тему и цель сегодняшнего урока (ребята предлагают свои варианты). Как вы понимаете, что такое «Музыкальный пейзаж»? Слайд 11. «Музыкальный пейзаж» – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными особенностями музыкального языка. Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками), с помощью которых изображает жизнь. «Слушая музыку «Времена года», мы начинаем видеть русскую 7
природу, из которой музыка родилась» (Д.Б. Кабалевский) Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
9.

Домашнее

задание:
подобрать стихи русских поэтов, картины художников, созвучные зимней природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989. 3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 4. Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2010. 5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1998. 6. Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 2000. 7. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 1998. 8. Программа «Музыка». 5-8 класс. Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение,2008. 9. С е рге е ва Е .П ., Кри т с ка я Е .Д. Муз ы ка 5 к ла с с . Уч е бн и к д л я общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 10. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 8
Ритм Динамика Лад Тембр Форма Регистр Гармония Темп НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА НАСТРОЕНИЕ ЦВЕТОВАЯ ГАММА КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТ ЛИНИЯ КОНТУР КОЛОРИТ КОНТРАСТ 9


В раздел образования