Напоминание

"Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Калашникова Лариса Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад № 34 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс для родителей

«Развитие навыка звукового анализа у детей

старшего дошкольного возраста»

Цель: Оказание практической помощи родителям по реализации программы

обучения детей грамоте в домашних условиях, в создании условий для

успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа.

Задачи:

*

Способствовать формированию представлений у родителей о методах

и приемах обучения детей звуковому анализу слова.

*

Показать родителям практические рекомендации по использованию

игр и упражнений, направленных на развитие навыка звукового

анализа.

*

Активизировать

использование

предложенных

приёмов,

игр

в

совместных домашних занятиях

*

Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную

помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Участники мастер-класса:

родители воспитанников старшего дошкольного возраста

Планируемые результаты:

*

Участники мастер-класса получат знания об основных этапах и

правилах выполнения звукового анализа;

*

Родители смогут использовать приобретенные знания и приемы в

занятиях с детьми дома, что будет способствовать совершенствованию

речевых навыков чтения и письма.

*

Повысится заинтересованность родителей в реализации процесса

обучения детей грамоте.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и

чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть

мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую

характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные

звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и

последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности

звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от

смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить

количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения,

полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте

вспомним, чему нас учили в школе.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и

читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо

рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий

изо рта при их произнесении, встречает преграду.

И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда

– звук согласный.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре

йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на

таблицу.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется

без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит

(Положить руку на горлышко).

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых

звуков,

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие –

зелёным.

Предлагаемаемые игры.

В начале обучения грамоте для ознакомления со звуками используются

фишки на гласные звуки – красного цвета, а на согласные – синего цвета.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа,

а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их

характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков –

символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

План анализа слова:

*

Произнеси слово и послушай его.

*

Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

*

Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

*

Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и

охарактеризуй, и т.д.

*

«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя.

1.

«Четвертый лишний»

Какое слово не подходит к остальным и почему?

2.

«Угадай слово»

3.

«Какое слово спряталось?»

На доске расставлены картинки. Нужно выделить первый звук в

названии каждой картинки, составить из этих звуков слово.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите цветные фишки.

Сделаем звуковой анализ слова «КОТ»:

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Звуковой анализ слова КИТ

- Сколько звуков в слове КИТ? (В слове КИТ три звука)

- Какой первый звук в слове КИТ? (первый звук [К’])

- Звук [К’] какой? (звук [К’] согласный, мягкий, глухой).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К’]? (Зеленым квадратиком).

- Какой второй звук в слове КИТ? (Второй звук [И])

- Звук [И]какой? (Звук [И] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [И]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КИТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КИТ).

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать

последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при

этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было

звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

В конце мастер-класса родителям выдается памятка.



В раздел образования