Автор: Калашникова Лариса Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад № 34 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для родителей
«Развитие навыка звукового анализа у детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: Оказание практической помощи родителям по реализации программы
обучения детей грамоте в домашних условиях, в создании условий для
успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа.
Задачи:
*
Способствовать формированию представлений у родителей о методах
и приемах обучения детей звуковому анализу слова.
*
Показать родителям практические рекомендации по использованию
игр и упражнений, направленных на развитие навыка звукового
анализа.
*
Активизировать
использование
предложенных
приёмов,
игр
в
совместных домашних занятиях
*
Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную
помощь в проведении специальных игровых упражнений.
Участники мастер-класса:
родители воспитанников старшего дошкольного возраста
Планируемые результаты:
*
Участники мастер-класса получат знания об основных этапах и
правилах выполнения звукового анализа;
*
Родители смогут использовать приобретенные знания и приемы в
занятиях с детьми дома, что будет способствовать совершенствованию
речевых навыков чтения и письма.
*
Повысится заинтересованность родителей в реализации процесса
обучения детей грамоте.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и
чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть
мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую
характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные
звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и
последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности
звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от
смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить
количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения,
полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте
вспомним, чему нас учили в школе.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и
читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо
рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий
изо рта при их произнесении, встречает преграду.
И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда
– звук согласный.
- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре
йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на
таблицу.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется
без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит
(Положить руку на горлышко).
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых
звуков,
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие –
зелёным.
Предлагаемаемые игры.
В начале обучения грамоте для ознакомления со звуками используются
фишки на гласные звуки – красного цвета, а на согласные – синего цвета.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа,
а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их
характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков –
символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
План анализа слова:
*
Произнеси слово и послушай его.
*
Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
*
Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
*
Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и
охарактеризуй, и т.д.
*
«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя.
1.
«Четвертый лишний»
Какое слово не подходит к остальным и почему?
2.
«Угадай слово»
3.
«Какое слово спряталось?»
На доске расставлены картинки. Нужно выделить первый звук в
названии каждой картинки, составить из этих звуков слово.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите цветные фишки.
Сделаем звуковой анализ слова «КОТ»:
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Звуковой анализ слова КИТ
- Сколько звуков в слове КИТ? (В слове КИТ три звука)
- Какой первый звук в слове КИТ? (первый звук [К’])
- Звук [К’] какой? (звук [К’] согласный, мягкий, глухой).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К’]? (Зеленым квадратиком).
- Какой второй звук в слове КИТ? (Второй звук [И])
- Звук [И]какой? (Звук [И] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [И]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КИТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КИТ).
При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать
последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при
этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было
звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
В конце мастер-класса родителям выдается памятка.