Напоминание

"Использование ИКТ в работе с родителями"


Автор: Такиуллина Ильмира Робертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 10 "Сказка"
Населённый пункт: Кировская область, г.Вятские Поляны
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Использование ИКТ в работе с родителями»

Введение

Развитие

современного

общества

неразрывно

связано

с

научно-

техническим прогрессом.

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все

сферы

жизни

человека,

также

это

затрагивает

и

воспитательно-

образовательный

процесс

дошкольных

учреждений.

Главной

целью

внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является

создание

единого

информационного

пространства

образовательного

учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном

уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация,

педагоги, дети и их родители.

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки

образовательного

процесса,

повысить

качество

работы

с

родителями

воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу

чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Конечно, в работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание,

сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей

согласно задачам учреждения.

Для этого применяются различные формы: родительские собрания,

наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы.

Очень хочется построить работу с родителями так, чтобы они были

заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в

создании

единого

образовательного

пространства

через

организацию

сотрудничества семьи и детского сада.

Тесное взаимодействие коллектива детского сaда и семьи - необходимое

условие

всестороннего

развития

дошкольников,

так

кaк

наилучшие

результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в

рамках социального партнёрства.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

современные родители

-

грамотны,

информированы, но вместе с тем очень заняты, в основном работой, и

ограничены во времени для частого плотного общения с воспитателем. С

другой стороны, и воспитатель не всегда имеет возможность уделить

достаточно внимания каждому родителю. Как же быть в такой ситуации?

Этим вопросом задается, наверно, каждый воспитатель.

В таких условиях особую актуальность приобретает поиск форм

взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят эффективно

реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного

образования и сэкономить время родителей и педагогов. Одной их таких

форм

взаимодействия

является использование информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями.

На

помощь

воспитателям

приходит

множество

информационно-

коммуникативных средств. Сегодня применение ИКТ - это одно из самых

важных направлений в улучшении качества образования в целом, и

дошкольного

воспитания,

в

частности.

Оно

позволяет

повысить

2

эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового

уровня отношений между всеми участниками этого процесса.

Основная часть

В современном дошкольном учреждении самыми распространенными, по-

прежнему, остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя

с родителями: проведение родительских собраний, групповые консультации,

тренинги, практические занятия и т. п., и индивидуальные (консультация,

беседа, переписка) формы работы.

Но очень часто беседы современных родителей с воспитателями носят

спонтанный характер, они непродолжительны по времени, и, в следствии

чего - малоэффективны.

Наиболее качественное усвоение нового материала достигается при

сочетании словесного изложения и использования средств наглядности,

которые

дают

возможность

визуально

представить

предъявляемую

информацию. При использовании средств ИКТ в организации работы с

родителями не только расширяются воспитательные возможности этих форм

деятельности, но и привлекается гораздо больше мам и пап к участию

в педагогическом

процессе.

Кроме

этого,

материал,

предназначенный

для родителей, будет гораздо лучше ими усвоен, если будет присутствовать

наглядность.

Выделяем пять преимуществ использования визуальных средств:

1. Привлекают и удерживают внимание.

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3. Сводят к минимуму непонимание.

4. Усиливают запоминание.

Конфуций: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и

постигаю».

5. Повышают профессиональную компетентность педагога.

Какие же средства ИКТ можно использовать в ДОУ?

Это: компьютеры, ноутбуки, принтеры, ксероксы, видеомагнитофоны,

DWD – проигрыватели, телевизоры, планшеты, музыкальные центры,

сканеры,

фотоаппараты,

видеокамеры,

мультимедийные

проекторы,

интерактивные доски.

Многое из перечисленного уже активно используется воспитателями в

процессе взаимодействия с детьми. Необходимо, чтобы все это так же

активно использовалось

и

в

работе

с

родителями.

Для

этого

и

самим педагогам нужно владеть компьютерной грамотностью. Если раньше

компьютер использовался только для поиска информации и картинок для

образовательной деятельности, то теперь это прекрасное средство для работы

с

родителями:

современные родители

-

грамотные

люди,

знающие

технические

возможности

компьютера,

и,

как

правило,

имеющие

навыки работы с ним.

Какими

же

путями

возможно

применение

компьютерных

технологий в процессе взаимодействия воспитателей с родителями

воспитанников?

3

Можно выделить следующие пути:

1. Применение программы Power Point (мультимедийные презентации,

создание коллажей).

2. Применение программы Sony Vegas

Pro

13.0 (создание фильмов из

жизни детей).

3. Использование готовых видеороликов из YouTuba, ВК и ОК.

4. Организация онлайн взаимодействия (использование сайта группы и

ДОУ, электронной почты, социальных сетей: BK.

5. Использование сотовой связи (WhatsApp).

6. Создание чатов группы в различных мессенджерах.

Рассмотрим возможности, предоставляемые каждым из этих путей.

На родительских собраниях

и

групповых консультациях большую

помощь

могут

оказать

компьютерные презентации, составленные в Power Point.

Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не

только основные теоретические сведения, но и продемонстрировать слайд-

шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные

возможности использования данной программы позволяют включить даже

кадры

из

фильмов,

которые

настроили

бы родителей на

восприятие

материала, дали бы для родителей дополнительную наглядную информацию

по теме собрания, консультации, тренинга и т. д. Знания, полученные таким

образом, родители гораздо лучше усваивают и сохраняют в памяти гораздо

дольше.

Также

для

положительного

настроя родителей,

с

помощью

программы Power Point можно составить интересные коллажи с участием

детей.

Как может помочь программа Sony Vegas Pro 13.0 ?

Каждой маме, каждому папе интересно узнать, как проходит жизнь

ребенка в детском саду. Благодаря ИКТ, можно показать в форме красиво

оформленного

видеоролика

на

официальном

сайте

детского

сада

проведенный праздник для тех, кто не смог посетить данное мероприятие.

С

помощью

программы Sony

Vegas

Pro

13.0,

можно

создавать

видеофильмы и фотофильмы на любую, интересующую родителей, тему.

Например, «Один день в детском саду», где показать самые интересные

моменты обычного дня. Демонстрировать такой фильм можно в любое,

удобное для всех время. Это может намного повысить активность родителей,

ведь им будет очень приятно видеть, как играет, занимается, гуляет их

ребенок.

Еще один путь – использование на собрании и в группах готовых

видеороликов, например, «О вреде компьютера» и т.д.

На дошкольном сайте любой родитель получает возможность

познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного

процесса в ДОУ, обще дошкольными традициями, узнать

последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех

происходящих в детском саду событий.

4

В социальных сетях воспитатель и родители могут создавать

странички

группы,

где

можно

публиковать

объявления,

обмениваться фотографиями и любой другой информацией.

Здесь размещаются преимущественно консультационные материалы по

разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы

специалистов, рекомендации воспитателя, и др.

Если группы в мессенджерах не закрытые, то учитываются нормы

Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных

данных» и

не

выкладываются

личные

фотографии

детей,

результаты

диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

Сотовая связь.

У

каждого родителя есть

сотовый

телефон. Родители,

бабушки,

дедушки обязательно знают номер сотового телефона воспитателей своего

ребенка, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы,

так и мамы). Воспитателями активно используется приложение WhatsApp

- родители

детей

знают,

что

в

любое

время

они

могут

позвонить

воспитателю, отправить сообщение, задав любой волнующий их вопрос или

сообщить о проблеме. Родители могут обмениваться фотографиями и своими

впечатлениями после утренников, воспитатели выкладывают фотографии,

сделанные в детском саду на тех или иных мероприятиях, во время

режимных моментов.

Преимущество

в использовании сотового

телефона

это

осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации,

удобство при передаче информации практически любого объема.

Приложение WhatsApp позволяет передавать информацию в текстовом

формате, фото, видео, аудиосообщения. Что немаловажно, в приложении

можно увидеть, кто из родителей прочел сообщения, а до кого информация в

силу каких-то факторов не дошла, а значит нужно использовать какой-либо

другой вид связи.

В данный момент для проведения родительского собрания или

индивидуальной консультации с небольшой группой родителей по

решению какой

-

либо

проблемы,

актуально

использовать

Google Meet.

Заключение

В нашем ДОУ, к сожалению, не все группы оснащены средствами ИКТ.

Несмотря на это, шагая в ногу с техническим прогрессом, используя

вышерассмотренные пути, внедряем ИКТ не только в работу с детьми, но и

в работу с родителями.

Я активно использую приложение WhatsApp для работы с родителями.

Мне

очень

нравится

оперативность

обмена

информацией,

удобство использования приложения на телефоне.

Несмотря на очевидные «плюсы» использования ИКТ в работе педагога с

родителями, такая работа в дошкольных учреждениях проходит не на самом

высоком уровне. Я считаю, что это связано, в основном с тремя причинами:

5

• недостаточное на данный момент обеспечение дошкольных учреждений

средствами ИКТ;

• проблема невысокой ИКТ компетентности педагогов;

• нехватка времени у родителей.

И, тем не менее, когда эти проблемы будут решены, будет возможным

реализовать системный подход к внедрению ИКТ для наиболее тесного

сотрудничества педагога с родителями воспитанников.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает образовательный

процесс наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным,

запоминающимся. То есть материал в работе с детьми и родителями должен

содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного,

вызывающие

интерес

и

способствующие

созданию

положительной

эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных

способностей.

Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.



В раздел образования