Напоминание

Обмен опытом "Безопасная улица"


Автор: Шашкарова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 "Рябинка" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Обмен опытом "Безопасная улица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обмен опытом «Безопасная улица»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений

(машин, зданий, движущих пешеходов, предметов…), насыщенный интересными событиями, участниками которых

может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на

улице, и они стремятся туда, не понимания, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на

близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также много случаев, когда дети вырываются

из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат

ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или

неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или

переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать

правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора,

цепляться за автобус и т. д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С

каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей,

на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного

движения необходимо уделять особое внимание.

Я работаю с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы

безопасного поведения на дорогах и в транспорте. У детей дошкольного возраста нужно формировать желание

соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. У большинства

современных детей не возникает желание изучать правила дорожного движения, что приводит к дорожно-транспортным

происшествиям, зачастую виновниками, которых являются сами дети. Главным учителем в рамках решения этой

проблемы должен стать родитель,

однако часто можно заметить молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей, там,

где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «мои» родители. Ведь пример родителей – один из

основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное

действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Они

имеют смутное представление, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах, поэтому огромную роль в

обучению детей правилам дорожного движения играет детский сад.

Правила дорожного движения одинаковы и для

детей и для взрослых. Но дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров, поэтому главная

задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до

детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания, поэтому огромную роль играет

игровая деятельность. Ребенок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития. И не

все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень

возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до

приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств

массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах не должна быть одноразовой акцией. Её нужно

проводить планово, систематически, постоянно. Она должна обхватывать все виды деятельности с тем, чтобы

полученные знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной

жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все

разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях,

совместную деятельность ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитания навыков поведения,

ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное

искусство, игру.

Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения составлен досуго-

познавательный проект, в группе созданы необходимые условия:

1.Уголок по ПДД: макет улицы, где прежде всего ребенок свой микрорайон, близлежащие улицы и их названия, жилые и

общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные

картинки, отражающие дорожные

ситуации;

- видеокассеты по ПДД;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры

“Транспорт”; - дорожные знаки.

3. Методический инструментарий.

4. Библиотечка “Школы светофорных

наук”.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде,

учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать

дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-

транспортной среде.

Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, где дети

наблюдают и закрепляют ранее полученные знания.

Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, игр по

правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, мы можем говорить о полноценном формировании

безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста. В связи с этим было проведено анкетирование семей

воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного

движения. Был получен следующий результат: даже в полных многодетных семьях родители затрудняются в

объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме. Несмотря на то, что на улице проще

рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры

в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников, а закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.

Рекомендую, особенно молодым родителям составлять схему двора, дорогу до детского сада, школы.

Над проблемой формирования знаний по ПДД работали следующие авторы

Автор

Названия

Содержание

Авдеева Н.Н.

Князева О.Л.

Стеркина Р.Б.

Программа

«Безопасность» основам

безопасности

жизнедеятельности

детей старшего возраста

Программа включает систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного

возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры,

тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры,

ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами,

безопасного поведения на улице

.

Поддубная Л.Б.

Правила дорожного

движения старшая

группа, занимательные

Данное пособие содержит занимательные материалы по Правилам дорожного движения для

детей старшей группы детского сада.

В работе представлены игры, тесты, материалы по профилактике детское дорожно-

материалы

транспортного травматизма, раскрываются основные причины дорожных происшествий, в

интересной форме даются детям знания, прививающие навыки правильного поведения на

улицах и дорогах, обеспечивающие высокий уровень общей культуры, том числе и на

дороге.

Кобзева Т.Г.

Холодова И.А.

Александрова Г.С.

Правила дорожного

движения, система

обучения дошкольников.

Представленная в пособии система работы по обучению дошкольников правилам дорожного

движения включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства,

формы обучения и рекомендации к предметно- развивающей среде. Пособие содержит

интересный и богатый по содержанию материал о работе с педагогами, родителями и детьми

каждой возрастной группы по формированию культуры поведения на дорогах и улицах:

сценарии семинаров, педсоветов, родительских собраний, конспекты занятий и развлечений.

Саулина Т.Ф.

Три сигнала светофора,

ознакомление

дошкольников с

правилами дорожного

движения.

В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7

лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечений, игры, литературной

и другой дополнительный материал.

Разработана

коллективом ДОУ №

158, г.Чебоксары ЧР

Педагогическая

технология «Юный

пешеход»

Технология «Воспитания юного пешехода» помогает воспитателям спланировать

тематические занятия по изучению детьми правил дорожного движения, определить

основное содержание и направление работы, использовать различные формы и методы

обучения.

Данилова Т.И.

Программа «Светофор»

В программе излагаются содержание и технология работы: по обучению детей от 3 до 7 лет

правилам дорожного движения. Книга содержит тематический план, примеры занятий,

методические рекомендации, приложения. Она поможет педагогам научить дошкольников

элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной

обстановке.

Шорыгина Т.А.

Осторожные сказки,

безопасность для

малышей

В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев авторских

сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения

дома, на городской улице, у водоемов и в лесу.

Романова Е.А.

Малюшкина А.Б.

Правила дорожного

движения для детей

дошкольного возраста.

В книге представлены занятия по обучению детей в ДОУ Правилам дорожного движения,

описания занятий, игр и конкурсов, посвященных этой теме. Большое внимание уделено

привлечению в такой работе родителей. В приложении предлагаются материалы для чтения,

словарик, инструкции.

Шорыгина Т.А.

Беседа о правилах

дорожного движения с

детьми 5-8 лет.

В пособии представлены конспекты занятия по правилам дорожного движения. Занятия

построены в форме рассказов-бесед, сопровождающихся стихам, сказками, загадками автора,

помогающими лучше усвоить предлагаемый материал. Дети узнают о правилах поведения

на тротуаре, переходе проезжей части, о том, где следует играть на улице.

Саулина Т.Ф.

Три сигнала светофора

В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7

лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечений, игры,

литературный и другой дополнительный материал..

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Месяц

Работа с детьми

Работа с

родителями

Тема

Занятия

познавательного цикла

Продуктивная

деятельность

Игры

Целевые

прогулки

Беседы

Чтение

Досуги,

развлече

ния

сентябрь

«Транспорт».

Формировать

понятие

«транспорт», упражнять в

классификации

средств

передвижения (легковой и

грузовой транспорт)

Автомобили

и

их

возникновения Цель:

Познакомить

с

историей

возникновения

автомобиля.

Воспитывать

культуру

поведения в транспорте

и

дорогах

города

Рисование

«Улицы

моего города».

Дидактические:

«Чудо-

машина»,

«Найди

по

действию»,

«Подбери

колеса».

Строительные:

«Гараж»,

«Улица

с

автобусными

остановками».

Подвижная:

«Цветные

автомобили».

Игра-фантазия:

«Все

наоборот»,

«На

чем

я

путешествую».

Сюжетно-ролевая: «Гараж»

К проезжей

части:

«Транспорт

на

нашей

улице», «К

автостоянк

е»

«Какие

машины нужны

человеку»,

«Профессия —

шофер»

М. Ильин, Е.

Сигал

«Машины на

нашей

улице»

Театр

картинок

«Машины

на нашей

улице»;

викторина

«Транспо

ртные

средства»

Папка-

передвижка

«Дорожно-

транспортны

й

травматизм»

октябрь

«Транспорт».

Расширять представления

детей о появлении первых

машин. Продолжать учить

классифицировать

транспорт:

наземный,

подземный,

водный,

воздушный, специальный.

Развитие

речи

«Классификация

транспорта».

Знакомство

с

энциклопедией

«Автомобили».

Конструирование

«Модель самолета».

Конструирование

«Автобус».

Аппликация

«Троллейбус»

Дидактические:

«Кому

что

нужно»,

«Сложи

автомобиль»,

«Чего

не

хватает», «Измерь тормозной

путь», «Транспорт» (пазлы).

Строительные:

«Гараж

двухэтажный»,

«Автостоянка».

Подвижная:

«Лодочка».

Ситуации:

«Звуки

улицы»,

«Мир города».

Сюжетно-ролевая: «Автобус»

К

нерегулиру

емому

переходу;

на шоссе

«Что

такое

тормозной

путь?»,

«Автомобиль

будущего»,

«Автомобильн

ая сказка»

Я.

Пишумов

«Машины»,

Н.

Носов

«Автомобиль

»

Вечер

загадок

«Дорожна

я

математик

а»,

викторина

«Транспор

тные

средства»

Консультаци

я

«Безопасност

ь

детей

на

дороге»

НОЯБРЬ

«Улица».

Формировать

понятия:

«одностороннее

и

двустороннее

движение»;

закрепить знание частей

улицы: тротуар, проезжая

часть,

«островок

безопасности»,

ограничительная линия

Конструирование

«Городок для любимых

игрушек».

Рисование

«Улица

города».

Развитие

элементарных

математических

представлений «Дома, в

которых мы живем»

Дидактические:

«Движение

по улицам города», «Угадай,

что изменилось», «Близко —

далеко», «Перекресток».

Строительная:

«Различные

виды дорог».

Подвижная: «Дома и номера».

Игра-фантазия: «Что не так».

Сюжетно-ролевая:

«Автостроители»

К проезжей

части:

«Знакомств

о с улицей,

на которой

находится

детский

сад»,

«Участники

дорожного

движения»,

«Машины

движутся

в

разные

стороны»

С. Михалков

«Моя улица»,

А.

Дмо-

ховский

«Чудесный

островок»

Театр

на

столе

«Автоша

отправляе

тся

в

путь»

Составление

фотоальбома

«Наша

улица»

ДЕКАБРЬ

«Движение транспорта и

пешеходов».

Формировать

понятие

«правостороннее

движение». Учить детей

правильно

двигаться

по

тротуарам

и

правильно

обходить

автобус

и

трамвай

Ознакомление

с

окружающим «В стране

дорожных знаков».

Рассматривание картины

«Обход транспорта».

Рисование

«Дорожные

знаки».

Дидактические: «Направо —

налево»,

«Угадай,

что

изменилось».

Строительная:

«Трамвайное

депо».

Подвижная:

«Встречные

перебежки».

Ситуации: «Мы выходим из

трамвая»,

«Я

перехожу

проезжую часть».

Сюжетно-ролевая:

«Автобусная экскурсия»

«К

трамвайной

остановке,

«На

автобусную

остановку»

«История

правосторонне

го движения»,

«Опасные

участки

на

дороге»

Я.

Пишумов

«Азбука

города»,

Г.

Тумаринсон

«Новые

дорожные

приключения

Буратино»

Инсценир

овка

«На

лесном

перекрест

ке»

Консультаци

я

«Учите

детей

правильно

обходить

транспорт»

ЯНВАРЬ

«Светофор».

Закрепить

знания

о

сигналах

светофора

и

правила поведения при их

смене

Развитие

элементарных

математических

представлений

«На

прогулку с Автошей».

Ручной

труд

изготовление светофора

из бросового материала

Дидактические:

«Светофор»,

«Включи

сигнал»,

«Кто

спешит

на

помощь»,

«Пешеходный светофор».

Строительная:

«Мы

пешеходы».

Подвижная: «Светофор».

Ситуации: «Дети на проезжей

части»,

«Желтый

сигнал

светофора»

К проезжей

части:

«К

светофору»

«История

создания

светофора»,

«Сигналы

светофора»

С.

Прокофьев, Г

Сапгир «Мой

приятель

светофор»,

М.

Пляцковский

«Светофор»

Досуг

«Зеленый,

желтый,

красный»

Папка-

передвижка

«Зимние

забавы, дети

и транспорт»

ФЕВРАЛЬ

«Дорожные знаки».

Закрепить

знания

знакомых

правил

движения

с

использованием дорожных

знаков:

«Пешеходный

переход»

«Наземный

переход»,

«Подземный

пешеходный переход»

Ознакомление

с

окружающим

«Путешествие

на

перекресток».

Рисование «Наш город»,

«Перекресток»

Дидактические:

«Найди

на

плане», «Знаки на дорогах»,

«Говорящие знаки».

Строительная:

«Постройка

переходов».

Ситуации:

«Я

не

знаю

дорожных

знаков»,

«Как

старушке

перейти

через

дорогу?»

К проезжей

части:

«К

пешеходно

му

переходу

без

светофора»

«Зачем нужны

дорожные

знаки»

В.

Семерин

«Запрещается

разрешается»

Вечер

загадок

Конкурс

«Лучший

изготовитель

машины»

МАРТ

«Правила

поведения

в

транспорте».

Уточнить

правила

пользования

общественным

транспортом:

транспорт

нужно

ожидать

на

специальной площадки, в

транспорте

следует

держаться за поручни, не

толкаться,

входить

с

задней

площадки,

выходить — с передней

Развитие речи «Разговор

о

правилах

поведения

пассажиров».

Составление рассказа по

схеме «Как переходить

дорогу».

Рисование «Люди входят

и выходят»

Дидактические:

«Правильно

опасно»,

«Найди

безопасную

дорогу»,

«Что

сначала, что потом».

Строительная:

«Строители

пассажирских остановок».

Подвижная: «Найди каждый

свою остановку».

Ситуации: «В автобус входит

инвалид», «Передайте плату

за проезд».

Сюжетно-ролевая:

«В

автобусе»

К проезжей

части:

«На

автобусную

остановку»,

«К

трамвайной

остановке»

«В

городском

транспорте»,

«Зачем нужны

правила

пассажирам»

С. Михалков

«Шел

трамвай

десятый

номер»,

С.

Маршак

«Автобус

номер 26»

Кукольны

й

спектакль

«Петрушк

а

едет

в

театр»

Индивидуаль

ные

беседы

«Как

воспитывать

примерное

поведение

при

пользовании

общественны

м

транспортом»

АПРЕЛЬ

«Велосипед, самокат».

Познакомить

детей

с

опасными

ситуациями,

которые могут возникнуть

при

катании

на

велосипеде, самокате

Лепка «Самокат».

Рисование

«Велосипед

со светоотражателями»

Дидактические: «Запрещается

разрешается»,

«Подбери

цвет», «Далеко — близко».

Ситуация:

«Мне

купили

новый велосипед».

Подвижные:

«Озорной

мячик», «Уроки катания на

велосипедах и самокатах»

Во

дворе

жилого

дома:

«На

детскую

площадку»

«Игры

во

дворе»,

«Безопасное

поведение

на

улице»

И.

Кончаловски

й «Самокат»

Спортивн

ый

праздник

«Дорожна

я

эстафета»

Консультаци

я «Ребенок во

дворе»

МАЙ

«Загородная дорога».

Формировать

у

детей

представления

о

сложности

передвижения

пешеходов по загородной

дороге.

Познакомить

с

дорожным

знаком

«Железнодорожный

переезд»

Составление рассказа из

опыта

«Как

я

путешествовал».

Коллективная

аппликация

«Железнодорожный

переезд».

Рисование

«Голубой

вагон бежит, качается...»

Дидактические:

«Путешествие

за

город»,

«Чудо-техника»,

«Лабиринты».

Строительные: «Магистраль»,

«Трасса».

Подвижная:

«Стоп».

Ситуации:

«Кто

виноват?»,

«Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая:

«Путешествие»

К

перекрёстку

«Правила

необходимы

везде»,

беседа

о

профессии

обходчика

Б.

Житков

«Что

я

видел»

Совместный поход в парк

«Пешеходные туристы»

План работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорог

Содержание

деятельности

Ответственные

Сроки

выполнени

я

Результат

Наглядная информация

«Папка - передвижка»

Воспитатели

Сентябрь

Информированность

родителей

Родительское

собрание

«Как

знакомить детей с правилами

дорожного

движения»:

выступление инспектора ГИБДД;

решение

проблемных

ситуаций,

возникающих

на

дорогах; — вопросы родителей к

педагогам, инспектору ГИБДД

Воспитатели

Сентябрь

Закрепление

знаний

родителей о правилах

дорожного движения

Укрепление

материально-

технической

базы:

приобретение

пособий,

новых

игр;

оформление

асфальтированных

дорожек

с

поворотами,

светофорами,

разметкой

Воспитатели,

администрация

ДОУ,

родители

Сентябрь

Укрепление

материально-

технической базы

Выпуск

стенгазеты

для

родителей «Светофорик»

Воспитатели

Сентябрь —

октябрь

Информированность

родителей

Семейный

конкурс

макетов

«Любимые

уголки

родного

города»

Воспитатели,

дети,

родители

Ноябрь

Воспитание

у

детей

интереса

к

родному

городу,

развитие

конструктивных

и

творческих

способностей

Анкетирование родителей

"Грамотный пешеход".

Воспитатель

Декабрь

Закрепление знаний

Развлечение

Февраль

Закрепление знаний

Выступление

агитбригады

«Светофорик» на родительском

собрании.

Воспитатель,

муз.руководитель

Май

Информированность

родителей

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.



В раздел образования