Автор: Гизатуллина Альбина Юмагужевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 13
Населённый пункт: село Аргаяш, Челябинская область
Наименование материала: конспект
Тема: Любимые сказки А. С. Пушкина
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
Тема: «По сказкам Пушкина»
Подготовила: Воспитатель Гизатуллина А. Ю.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые
поэтом (выразительность, музыкальность, точность).
Побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер
героя сказки.
Продолжать учить читать выразительно стихотворения.
Обогащать и расширять словарный запас детей
Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
Предварительная работа:
Рассматривание портретов А.С. Пушкина, выполненных разными
художниками;
Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;
Заучивание наизусть стихотворений, чтение сказок;
Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!»;
Драматизация отрывков из сказок А.С. Пушкина;
Дидактическая игра «Отгадай загадку, и назови сказку» (По сказкам А.С.
Пушкина);
Рисование по произведениям А.С. Пушкина;
Материал:
Портрет А.С. Пушкина; портрет няни – Арины Родионовны; иллюстрации к
сказкам; сундучок; зеркало; игрушки – петушок, рыбка;
В: У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
В: Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения?
Д: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.
В: Правильно ребята, это прекрасное стихотворение написал А.С. Пушкин
великий русский поэт (Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина). Портрет А.С.
Пушкина всем знаком. Взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на
вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, каждый скажет – это Пушкин.
Наверное, нет человека, который бы не читал его произведений. Ребята, А. С.
Пушкин – это великий русский поэт. Он написал много стихов, поэм и
сказок. Сказки Пушкина – это первые наши книги, с них начинается наша
любовь к русской поэзии. А сейчас я расскажу вам о великом русском поэте
А. С. Пушкине.
А.С. Пушкин родился в Москве. Он рано научился читать и уже в детстве
начал писать стихотворения. На протяжении всей его жизни рядом с ним
была его няня.
Слайд № 2. Изображение Арины Родионовны.
Она очень любила маленького Сашу, заботилась о нём.
Слайд № 3. А. С. Пушкин в детстве.
Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их
рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки.
Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на
маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка. А
Саша сидит не шелохнётся, боится, слово пропустить.
Слайд № 4 А. С. Пушкин и Арина Родионовна.
Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать
ему, те детские сказки, он записал их. Александр Сергеевич говорил: «Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Именно русские народные сказки,
которые ему рассказывала няня, он использовал для написания своих
замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они
поучительные, весёлые и добрые.
В: Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, назовите, какие вы
знаете?
Д: «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».
В: Все сказки написаны просто и интересно. Ребята, а можно сказки А.С.
Пушкина назвать волшебными и почему?
Д: Да, потому что в его сказках животные разговаривают, мёртвая царевна
оживает, а королевич может превратиться комара или муху.
В: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству
появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.
(от имени сундука)
В: Я волшебный сундучок,
Вам ребята я дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом сундучке волшебные предметы, имеющие отношение к сказкам А. С.
Пушкина. Вот зеркальце. В какой из сказок Пушкина о нём говорится?
( Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях). А кто, ребята, помнит, как
обращалась царица к зеркальцу.
Ребёнок читает: « Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
В: А вот кораблик. Из какой он сказки?
(Сказка о царе Салтане ). Кто из вас, ребята, помнит стихотворение из сказки
о кораблике?
Ребёнок читает: « Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
В: А вот и белочка. Из какой она сказки? ( Сказка о царе Салтане). Кто из
вас помнит стихотворение о белочке?
Ребёнок читает: « Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые ,
Скорлупы-то золотые
Ядра чистый изумруд»
В: - А какую же песню пела белочка? ( Во саду ли, в огороде).
Давайте, ребята, поведём хоровод под песню белочки.
Хоровод « Во саду ли, в огороде».
( Воспитатель и дети водят хоровод).
В: (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?
Д: (Сказка о рыбаке и рыбке).
В: Вспомните слова рыбки, когда она приплывала к старику?
Д: «Чего тебе надобно старче».
Давайте покажем, как старик ловил неводом рыбу.
Психогимнастика
« Ловим неводом рыбу».
Дети садятся на места.
В: (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?
Д: Из сказки «О золотом петушке».
В: Как петушок предупреждал о беде?
Д: Кири – ку –ку, царствуй лёжа на боку.
А вот ещё один сказочный предмет. Из какой сказки? Что в нем, давайте
проверим? (орешки)
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
Ядра – чистый изумруд…
Будем отвечать на вопросы, словно щелкать орешки (значит быстро
отвечать) .
(Дети выходят по очереди, берут «золотой орешек», воспитатель читает
вопрос)
1: Кто исполняет желания одного бедного старика? (золотая рыбка)
2: Отчего заснула молодая царевна? (откусила яблоко) Кто принёс ей это
яблоко? (царица-мачеха)
3: Кого подарил Мудрец царю Дадону? (золотого петушка)
4: Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда)
5: Имя няни А. С. Пушкина (Арина Родионовна)
6:Сын царя Салтана, который спас царевну Лебедь? (Гвидон)
Молодцы!
В: Дети, вам понравилось играть?
Д: Да.
В: О ком мы с вами сегодня говорили?
Д: О поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Поэт давно умер, но слава о
нём не умрёт никогда. Почти в каждом городе и даже в нашей станице есть
памятник А.С. Пушкину.
Д: В честь Пушкина названы улицы, площади, театры, библиотеки. Есть
город, он так и называется город Пушкин.
В: Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт. Давайте пожелаем
друг другу никогда не расставаться со сказками и стихотворениями поэта.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина.
Любите и читайте стихи и поэмы А. С. Пушкина.
Помните: « Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».