Напоминание

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА


Автор: Андриянова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение Арзамасский Детский Дом
Населённый пункт: Арзамас
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА
Дата публикации: 21.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ,

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

И

ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

Андриянова Ольга Васильевна,

воспитатель «ГБУ «Арзамасский ДДИ»,

г. Арзамас

В настоящее время в современном образовании педагоги все чаще с

тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в

общении друг с другом: со сверстниками и взрослыми. Причин может быть

много: это информатизация общества, повышенная загруженность человека,

отсутствие близкого окружения, заинтересованного в общении с тобой. Как

известно, человек- существо социальное и формирование у него навыков

коммуникации, то есть навыков взаимодействия с другими людьми, является

одной из задач образования.

Педагоги детского

дома-

интерната,

работающие

с

детьми

-

инвалидами с

интеллектуальными

нарушениями считают, что

успешная социальная реабилитация и

адаптации таких

детей во

многом

зависит

от

степени сформированности у

них

коммуникативных

умений. Недоразвитость (ограничение) коммуникативных навыков и умений

значительно осложняет процессы социализации и интеграции воспитанников

в социуме, снижает качество их жизни.

Дети,

проживающие

в

детском

доме

-

интернате для умственно-

отсталых

детей отличаются,

как

правило, повышенной

агрессивностью,

расторможенностью,

отклонениями

в

эмоционально- волевой

сфере,

с

несформированными

коммуникативными

навыками

и

ослабленными

адаптационными

процессами,

сформированные

в

том

числе

и

из-

за дефицита внимания.

Именно общение служит основной движущей силой развития ребенка.

Дети

с

умственной

отсталостью смогут

адаптироваться к

 окружающему миру,

если

будут

способны

сказать или

показать свои

потребности вербально или невербально, попросить о помощи и правильно

отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Дети с различной степенью умственной отсталостиимеют большое

количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно

передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности. Дети

даже

с

более

лёгкой

умственной

отсталостью

не

могут

подражать социальному поведению. Многие дети не умеют по собственной

инициативе обратиться к другому человеку, не знают, как ответить на

заданный вопрос, стесняются, если к ним обращается кто- либо, особенно

незнакомый или мало знакомый человек. Они не могут поддержать и развить

установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию.

Дети

с умственной

отсталостью имеют

свой

собственный

ритм

и темп

развития. Поэтому на занятиях педагоги

обязательно учитывают индивидуальные

особенности и

индивидуальные

образовательные

возможности

детей,

а

нужные

навыки

многократно

повторяются

и

закрепляются.

В

ходе коррекционно- педагогической

работыпедагогом используются такие приемы, как совместные действия с

педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по

подражанию, действия по простейшей схеме (алгоритму); действия по

образцу.

Одна из задач педагога в образовательной деятельности с данными

детьми- научить видеть и понимать эмоции и чувства других людей. Для

того, чтобы избегать ссор между детьми, возникающих из- за высокой

эмоциональной

возбудимости,

проявлений

агрессии

и

недоброжелательности.

Педагог учит правильно,

последовательно ребёнка

умению договариваться. Если правильно, последовательно обучать детей

умению

договариваться,

можно

избежать

многочисленных детских конфликтов, возникающих

в

том

числе

и

по

причине нарушения или просто отсутствия личного пространства.

Общение- это деятельность,

в

которой устанавливаются и

развиваются контакты людей. Потребность в этой деятельности, по мнению

большинства исследователей, генетически обусловлена, а стимулируется она

и

развивается

за

счет

овладение,

совершенствования

отдельными коммуникативными умениями. Исследования доказывают, что

именно общение служит основной движущей силой развития ребенка. Дети с

умственной отсталостью смогут адаптироваться к  окружающему миру, если

будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях,

попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними

людей.

Опыт работы показывает, что овладение навыком общения умственно

отсталого ребенка происходит в более поздние сроки, чем у его сверстника с

относительной

нормой.

Если

у

ребёнка

минимальное

общение

с

окружающими, если ни что и не кто не провоцирует его на общение, то

освоение коммуникативных навыков осложняется; процессы социализации и

интеграции

воспитанников

в

социум замедляется.

И,

как

следствие, снижается его качество жизни.

Дети

с

более

тяжёлой

степенью

умственной

отсталости,

интеллектуальным недоразвитием и тяжелым речевым нарушением, не

владеющие речевыми умениями никогда не смогут говорить. Устная речь как

средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Дети

ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей.

Поэтому

необходимо

предоставить

в

их

распоряжение

другую

коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить

развитие

ребенка,

активизировать его

участие

в

коррекционно-

педагогическом

процессе. Для

того,

чтобы

они

научились

издавать отдельные

звуки -

весь

процесс

обучения

будет

связан

с

невербальными технологиями. Как

подчёркивают

исследователи,

невербальная коммуникация порой содержит гораздо больше сведений,

чем слова. Она не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве её

стимуляции, вызывает у ребёнка желание пользоваться речью.

Коммуникативные навыки у детей в условиях детского дома- интерната

обязательно

формируются

в

процессе

всей

его

повседневной

жизнедеятельности: в режимных моментах (прием

пищи,

гигиена,

прогулки), образовательном процессе, игре, труде, внеурочных мероприятиях

разной направленности. Причем в развитии коммуникативных навыков

участвуют все педагогические работники, а обслуживающий персонал

учреждения поддерживает процесс общения ребенка.

Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной

задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в

развитии

ребенка,

т.е.

обучение

происходит

непрерывно

в

самых

разнообразных видах деятельности. Во время обучения обязательно нужно

учитывать эмоциональное состояние воспитанника. В процессе работы

необходимо задействовать все стороны восприятия: слуховую, зрительную,

тактильную, обонятельную и вкусовую. Ощущения, которые будут поступать

от различных сенсорных систем организма, и их переработка будут основой

процесса сенсорной интеграции и коммуникации.

Дети должны научиться воспринимать предметы и ситуации, понимать,

что они обозначают. В любом виде деятельности речь педагога должна быть

эмоционально окрашена. Многое будет зависеть от того, насколько ребенок

эмоционально вовлечен, насколько интересно организованы занятия.

Добиться положительного результата помогают эмоциональные игры.

Педагогу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной

мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо побуждать детей

к использованию доступных речевых средств - звуков, слов и т.п. В работе с

такими детьми используется доступная система знаков для общения

(пиктограммы,

предметы-символы,

фотографии,

рисунки,

жесты),

количество их постепенно нужно увеличивать по мере усвоения ребёнком

активного или пассивного словаря.

Таким

образом, можно

сделать

вывод,

что успешно

развитые

коммуникативные навыки ребенка- инвалида с умственной отсталостью

способствуют его адаптации и повышают качество жизни в тех условиях, в

которых он проживает.

Используемая литература и интернет- ресурсы:

1. Аленкина О. А. Черникова Т. В. Социализация умственно отсталых детей:

научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал

Известия Волгоградского Государственного педагогического университета,

№ 4 / том 17 / 2006.

2.

Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования

социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3.

– С. 53-56.

3.

Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для

родителей / А. Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс.



В раздел образования