Напоминание

"Дары Донской степи"


Автор: Мураль Наталья Гавриловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Чапаевская СОШ
Населённый пункт: х. Чапаев Белокалитвинского района Ростовской области
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: "Дары Донской степи"
Дата публикации: 20.02.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Программа элективного курса «Дары Донской степи»

(

Разработка учителя химии и биологии

МБОУ Чапаевской СОШ

Мураль Н.Г.)

Пояснительная записка

Элективный курс «Дары Донской степи», предназначен для учащихся 9

класса. Он задуман, как путь повышения интереса к биологии через

экспериментальную работу в виде экскурсий и практических проектов.

Современный

уровень

преподавания

биологии

требует

серьёзного

и

внимательного изучения местного материала, природы родного края.

Рекомендуется проводить в I четверти. Программа актуальна в условиях

предпрофильной подготовки учащихся. Курс направлен на широкое общение

с живой природой Донского края. Формирование умений и навыков

происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в

процессе

групповой

работы.

Учащиеся

закрепляют

навыки

анализа,

обобщения, учатся известные приемы переносить в новые нестандартные

ситуации.

Цели курса:

1. Развитие любознательности.

2. Развитие умения самостоятельно решать поставленные проблемы;

3. Воспитание экологической культуры посредством соединения человека с

природой на основе её более глубокого понимания;

4. Создание благоприятных условий для ориентации в выборе профиля

обучения и апробации различных видов деятельности (углубить интерес к

предметам агротехнического профиля, создать условия для осуществления

проб деятельности учащихся в роли представителей различных профессий).

Задачи:

1. Формирование навыков самостоятельного исследования.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание чувства патриотизма, любви к природе и бережного

отношения к ней.

4. Оказание помощи в профессиональной ориентации учащихся.

5. Формирование учебно-практических навыков оценивать действия человека

в живой природе с точки зрения добра, зла, пользы, вреда, прекрасного.

В результате изучения данного курса учащиеся приобретут следующие

Знания:

- Об элементарных правилах поведения в природе.

- О правилах постановки опыта.

- Об умении объяснять результаты опыта.

Умения:

- Сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения.

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и в повседневной жизни.

Программа выстроена в логике организации проектной деятельности.

В качестве учебно-методического комплекта используются: учебники,

практикумы, словари, энциклопедии, научно-популярная литература.

Для

реализации

данной

программы

потребуется

оборудование

(лабораторное, увеличительные приборы, оборудование для фотосъёмки, для

демонстрации результатов исследования).

Приоритетными методами программы являются те, которые обеспечивают

различные виды самостоятельных работ учащихся (с разнообразными

источниками информации, с природными объектами).

В процессе освоения программы учащиеся узнают о таких направлениях в

развитии биологической науки как медицина, агрономия, познакомятся с

некоторыми

профессиями

и

специальностями

(диетолог,

косметолог,

аптекарь, агроном, повар, литератор).

Об успешности реализации данной программы можно судить по

выраженному устойчивому интересу к предложенному содержанию и

различным видам деятельности (по завершению исследовательской работы,

проекта, по выбору агротехнического профиля в старших классах).

Программа рассчитана на 17 часов. 1 час в неделю в любом полугодии.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Теор. Практ.

Форма

контр.

1

2

3

4

5

6

7

Введение. Знакомство с программой, видами

проектной деятельности

«Флора Донского края. Дикорастущие и

культурные растения Дона». Учебная лекция

Выбор темы проекта, объекта наблюдения,

определение семы наблюдения.

Индивидуальные консультации с учителем о

способах разработки выбранной темы

Самостоятельная работа с литературой и

другими источниками информации

Самостоятельная работа по проверке

теоретических данных на практике.

Практикум, исследование, экскурсия в

степь, экскурсии на агропромышленные

объекты (ток, маслоцех, мельница),

собеседование со специалистами,

фотографирование, описание, зарисовка.

Анализ и обобщение полученных

результатов

Оформление и представление полученных

1

3

1

1

6

2

3

1

3

1

1

6

2

3

Наблюд.

Наблюд.

Собесед.,

наблюд.

Наблюд.,

анализ.

Анализ,

наблюд.

Анализ

Анализ

результатов. Ролевая игра «Суд над

крапивой». Презентация

Итого: 17 6 11

Содержание программы

Введение. Организационное занятие. Знакомство с содержанием

программы. Выбор индивидуального проекта, знакомство с источниками

информации, рекомендуемыми методами и способами реализации проекта.

1 ч.

Самостоятельная разработка проекта (отбор и анализ информации о

флоре донской степи и сельскохозяйственных растениях Дона, экскурсия в

донскую степь, экскурсия на агропромышленный объект, наблюдения

дикорастущих и культурных растений в природе, сбор лекарственных

растений, отбор информации о применении дикорастущих растений Дона,

подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования по проблеме

«Крапива

такая

ли

она

«злючая»

и

колючая?»

11 ч.

Анализ и обобщение полученных результатов. 2 ч.

Оформление и представление итоговых творческих работ (проектов)

учащихся. 3 ч.

Литература:

1.

Александров Б.А. Копилка витаминов. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 1960.

2.

Егорова В.Н. Ваш огород. М.: ЗАО «Яуза», ЗАО Изд-во ЭКСМО-

Пресс, 1999.

3.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. М.:

Просвещение, 1991.

4.

Попов Н.В. На охоту за растениями. Ростов-на-Дону: Ростовское

книжное издательство, 1971.

5.

Природа Донского края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов-

на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1975.

6.

Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной. Ростов-

на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2003.

7.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО

«Изд-во Астрель», 2004.



В раздел образования