Напоминание

"Математические игры с блоками Дьеныша для детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Бронникова Алевтина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 407
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Математические игры с блоками Дьеныша для детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

№ 407 города Перми

Методическая разработка

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЫША ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик: воспитатель

Бронникова Алевтина Михайловна

г. Пермь, 2021

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша

для детей младшего возраста

(выделение одного свойства)

«Ягоды для Мишки» (тематическая неделя «Осень урожайная»)

Задача: формировать умение группировать предметы по одному признаку

(форма), побуждать к названию признака.

Материал: набор блоков, Мишка, корзина.

Блоки раскладывают на ковре в произвольном порядке, Мишка сидит в

«центре природы».

Ход игры.

Воспитатель с корзиной: Мишка очень любит ягоды. Давайте его угостим,

соберем ему ягоды. Какой формы ягоды в лесу (круглые)

Дети собирают круглые блоки в корзину, относят Мишке.

В: «Какие блоки вы подарили Мишке? Какой все они формы?» (круглые)

«Обруч»

Задачи: Развивать

умение

разбивать

множество по одному свойству на 2

подмножества, производить логическую

операцию внутри множества

Материал: Обруч,

комплект

логических

блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют,

какая часть игрового листа находится

внутри обруча и вне его, устанавливают

правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и

только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур

предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры

оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все красные

фигуры»).

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить

внутри обруча, а какие вне.

«Где чей гараж»

Задачи: учить классификации по одному признаку (цвет или величина, иди

толщина)

Формировать понятия «на право», «на влево»

Материал. Логические блоки, схемы.

Содержание

Водители должны поставить все машины-блоки в гаражи

Ход игры

Пусть в игре дети — водители, блоки — машины.

Перед детьми располагается схема1. на которой изображена дорога к

гаражам, определенного цвета. Нужно все машины (блоки) отправить в свои

гаражи.

1) дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор

блоков на всех); участники игры разбирают блоки-машины и поочередно

«едут» в свои гаражи;

2) дети делятся на пары, игра повторяется со схемой 2. (большой гараж и

маленький (а), широкая дорожкаи узкая (б))

3) дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка есть

схема и набор блоков);

Схема1.

Схема 2а

Схема 2б

«Садовники»

Задача: формировать умение распределять (классифицировать) предметы в

разные группы по определенному свойству (форма).

материал: набор блоков, шнуры

Ход игры:

Из шнура выкладываем форму(ы)-клумбы. Блоки-семена цветов.

Дети «высаживают семена» на соответствующую форме клумбу.

«Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-

ракета из ковролина или картона, логические кубики (кроме цвета), блоки

Дьенеша.

Цель: формирование

операции

классификации

и

обобщении

блоков

по

одному-четырём

признакам,

развитие

логического

мышления,

внимания.

Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд,

добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств

или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести

комический корабль на орбиту

необходимо

заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с

цветом обруча.

Варианты игры:

1 вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой

обруч.

2 вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять,

и/или

условие,

подбрасывая

кубик.

3 вариант. Можно заполнять любые обручи.

Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

«Печенки»

Задачи: учить классификации по 1 признаку,

активизировать способность абстрагироваться

Ход игры

1. Рассадите перед малышом три игрушки,

например, Ёжика, Зайку, Мишку и скажите,

что

Зайка

любит

треугольные

печеньки

(печеньками будут логические блоки Дьенеша), Ёжик - круглые а Мишка

разные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно

их предпочтениям.

«Кубики»

«Найди блок»

1. Найди блоки, которые такие как этот по цвету.

2. Найди блоки, которые такие как этот по форме

3. Найди блоки, которые такие как этот по размеру

4. Найди блоки, которые такие как этот по толщине

«Найди блок» (2)

1. Найди блоки, которые не такие, как этот по цвету.

2. Найди блоки, которые не такие, как этот по форме.

3. Найди блок, который не такой, как этот по размеру.

4. Найди блок, который не такой, как этот по толщине

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить

фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более

длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

Чтобы рядом были фигуры одинаковые

по размеру;

по цвету;

по форме

по толщине

2. построения цепочки: (отрицание)

Чтобы рядом не было блоков одинаковых фигур

по размеру;

по цвету;

по форме

по толщине

Дидактическая игра «Засели домик»

Задачи: Развивать умение декодировать и классифицировать предметы по

одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, схема домиков с окнами

разной формы.

Ход игры: Предложить ребенку рассмотреть схему домика, определить по

какому признаку нужно «заселять» блоки в домик.

Заселить блоки по выделенному признаку.

Дидактическая игра «Цветные этажи»

задачи: Формировать

умение

декодировать

схему,

классифицировать

геометрические

фигуры

по

1

признаку.

Развивать

ориентировку

в

пространстве,

сенсорные

навыки,

внимание,

воображение,

логическое

мышление.

Материал: Набор блоков, схема домика

Ход игры: Предлагаем «заселить» на этаж несколько фигур – 3-5 штук,

соответствующих цвету этажа

Цвет

Форма

Величина

«Подъезд»

Условие аналогично игре «Цветные этажи»

«Жильцов» надо заселить в подъезд

«Украсим елочку бусами»

Материал: Изображение елки с 5 рядами по 3

кружка,

блоки

Дьеныша,

логический

куб,

схемы. Кружок показывает место бусинки

(блока) на ниточке.

Цель:

Формировать

умение

выполнять

словесное указание. Развитие умения выявлять

и абстрагировать свойства.

Ход игры: педагог предлагает украсить елку бусами.

1. Условие: ребенок выкладывает блоки по указанию воспитателя

1) украсить блоками одной формы

2) украсить блоками одного размера

3) украсить блоками одного цвета (разных цветов)

4) украсить блоками одной толщины

5) украсить каждый ряд блоками одного цвета (размера, формы, толщины

(см. картинку),

6) украсить каждый столбец блоками одного цвета (размера

Декодирование

1 Условие: играют 2 ребенка, один кидает логический куб и называет условие

для каждой нити «бус», второй ребенок «украшает» елочку.

3. Условие: ребенок украшает елочку самостоятельно по схеме (А-цвет или

В-форма)

А

В

«Строим дорожку»

Материал: схема, блоки Дьенеша

Задачи: формировать умения читать схему, действовать согласно алгоритму

Ход игры

Выложить перед ребенком 1 блок любой формы. Предложить ребенку схему,

на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за

другом.

Глядя

на

схему,

малыш

должен

выложить

фигуры

в

той

последовательности, как показывают стрелки (А. форма)

усложнение задачи: можно слегка запутать стрелочками (В цвет)

А

В



В раздел образования