Напоминание

"Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости"


Автор: Чуева Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГАОУ школы-интерната № 8
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости"
Раздел: начальное образование





Назад




«Методы стимулирования учащихся с целью

предупреждения отставания и неуспеваемости»

Неуспеваемость и отставание - взаимосвязанные процессы. Неуспеваемость-

это итог процесса отставания.

Ребёнок слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет

интерес к учению и его познавательная активность на уроке заметно снижается.

Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников

вызвать

эмоциональный

отклик,

активность

познавательных

психических

процессов.

Успех - важнейший стимул учения. Особенно это относится к младшим

школьникам. Они любят, чтобы их хвалили. Впечатление от успеха бывает так

велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к

учению.

Чтобы предупредить отставание и неуспеваемость, учителя начальных

классов используют методы стимулирования обучающихся:

1.Содержательные методы стимулирования (посредством содержания)

2. Организационные (посредством организации деятельности)

3.Социально-психологические (через воспитательное воздействие в плане

общения, отношения, внимания)

Содержательные методы:

1.Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный

- поощрение и порицание (к ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить

положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные)

- учебно-познавательные игры,

- свободный выбор заданий,

- стимулирующее оценивание.

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный)

в) деловой (групповые формы работы)

г) необычный (урок-сказка, урок-путешествие)

На таких уроках используем нестандартные ситуации, что способствует развитию

познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся

и снятию усталости. Наиболее часто применяем в практике такие уроки, как:

урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие. Каждый из этих уроков имеет ряд

своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности,

зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает

процесс усвоения знаний.

2.Межпредметные связи

3.Показ значимости знаний

-общественной

-личностной

4. Дидактические игры.

Такие уроки строим на словах и действиях играющих. Интересны игры с

предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры.

Например: «Лото», загадки, ребусы, «Чудесный мешочек», игра «Угадай»,

«Отвечай» (с мячом) и др. Детям очень нравятся дидактические игры,

связанные с активным движением (все игры связаны с материалом урока). В

процессе игры на уроках обучающиеся незаметно для себя выполняют

задания различной трудности. Уроки с использованием дидактических игр

дают хорошие результаты в речи, памяти, мышлении обучающихся.

Организационные методы

1.Целевая установка на работу, её краткая характеристика, постановка задач.

2.Предъявление требований к учащимся: к работе, к дисциплине.

3.Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

4.Контроль за деятельностью учащихся, взаимо- и самоконтроль.

5. Использование ТСО, наглядности, компьютерных презентаций.

Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала.

6. Игра «Маленький учитель»

7. Использование проблемной ситуации.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития

познавательных

процессов

ребёнка.

Направляя

усилия

на

развитие

мышления детей, мы ориентируемся на их индивидуальные способности

(склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.). При этом

мы помним и о качественном своеобразии мышления ребёнка в младшем

школьном возрасте.

Например, математика начинается вовсе не со счёта, а с загадки, проблемы,

вопроса. Для развития мышления младшего школьника создаём ситуации, где

ребёнок чувствует удивление, любопытство. Только через преодоление

трудностей ученик может войти в мир творчества и знаний.

Социально-психологические методы:

1.Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к

силам и возможностям учащихся.

2.Проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывания

собственного мнения.

3.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка,

взаимопомощь).

Организация взаимопроверки.

После выполненной работы дети меняются тетрадями, исправляют ошибки друг у

друга.

4.Метод организации соревнования учащихся.

5. Метод поощрения.

Основные формы поощрения: похвала, одобрение, награждение, устная и

письменная благодарность, награда, восхищение, проявление доверия, прощение

(тоже может являться поощрением), ответственное поручение, «аплодисменты».

Начиная с 1 дополнительного класса, на своих уроках мы используем

метод поощрения. Видим, как у

ребёнка формируются положительные

мотивы к учению, чувства удовольствия от признания педагогом его усилий и

стараний. Ребята с радостью получают жетоны за правильно выполненное

задание, ответ на вопрос. С большим желанием ждут одобрение «карточки-

смайлика». Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.

Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций.

Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой на

учебную деятельность.

В заключение

хочу сказать, что только сочетание разнообразных методов

мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность

каждого школьника в обучении.

Приёмы работы с родителями неуспевающих учеников:

В работе с родителями слабоуспевающих детей мы проводим

индивидуальные беседы.

Рекомендуем методическую литературу по отдельным предметам.

Проводим консультация, совместно творческую деятельность;

Проводится совместная работа с психологом, социальным педагогом.

А так же дополнительные занятия совместно с родителями, мастер-классы.



В раздел образования